Беседа «Я могу контролировать свое поведение» Беседа «Я могу контролировать свое поведение» б
МКУ «Социальный приют для детей и подростков»
Осинниковского городского округа
Беседа
«Я могу контролировать свое поведение»
Составил: Давличарова Е.А.
Осинники
2013
Тема: «Я могу контролировать свое поведение»
Цель: обучение воспитанников осознавать адекватность поведения.Задачи.1. Способствовать развитию положительной модели поведения.2. Обучать уровню психологической грамотности, расширяя их представление о себе.3. Развивать навыки общения, получение обратной связи.
I Вступительная беседа
- Самоконтроль поведения - возможность человека отвечать за свое поведение в достаточно широком круге ситуаций. Если человек смог изменить свое поведение здесь и сейчас, но это касается только конкретной ситуации, это ситуативное изменение собственного поведения. Если человек изменил свое поведение в целом, принципиально, это изменение надолго и касается большого числа значимых ситуаций, говорится о самоконтроле поведения. Если человек может контролировать не только свое поведение, но и свое состояние, свои эмоции, говорят, что этот человек умеет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
- Важно, когда человек может контролировать свое поведение. И сегодня мы будем этому учиться
II Основная часть
- На занятии мы рассмотрим несколько вопросов о правилах поведения.
Что такое социальные нормы поведения? Человеческое поведение, т. е. образ жизни и действий, зависит не только от характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом. С детства мы знакомимся с правилами поведения, обычаями, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], ценностями. Знание норм и правил позволяет нам управлять своим поведением, контролировать его.
Нормы указывают на то, где и как мы должны себя вести. Для мужчин и женщин, для детей и взрослых выработаны свои правила поведения.
Усвоение норм и правил начинается с детских игр. Здесь все происходит как бы понарошку. Тем не менее, играя всерьез, ребенок придерживается определенных правил.
Приобщаясь к миру взрослых в игровой ситуации, осваиваются правила поведения и социальные нормы.
Игра является способом познания норм и правил взрослого общества. Игры в «дочки-матери», «врача и пациента» моделируют мир взрослых. По существу, в руках у ребенка не кукла-мать или кукла-врач. Они управляют взрослыми существами, расставляя их в таком порядке, как они, дети, считают правильным, заставляют говорить то, что они считают нужным сказать. Девочкам, играя в «больницу», нужно проиграть роли больного и врача, расспросить о здоровье, прописать лекарство, поухаживать за пациентом и попытаться его вылечить. Играя в школу, участники игры выполняют роли [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], директора школы, ученика, родителя. Они требуют от учеников выполнять определенные правила поведения на уроке, на перемене, в столовой и т. д.
Через игру подросток входит в мир взрослых, где главную роль выполняют запреты и разрешения, требования, правила поведения, обычаи и традиции, одним словом социальные нормы. В обществе существует множество видов социальных норм. Обычаи и традиции Слово «обычай» пришло из обыденной жизни. Это привычные формы поведения людей в повседневной жизни. Привычки это установившаяся схема поведения в определенных ситуациях. Образ жизни создается нашими привычками. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Таковы привычки чистить зубы по утрам и вечерам, здороваться, прикрывать за собой дверь и т. д. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки: громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти. Они свидетельствуют о плохих манерах человека. Манеры это внешние формы поведения человека. Они основаны на привычках и получают положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают людей воспитанных от невоспитанных. Хорошим манерам необходимо учить. Опрятно одеваться, внимательно выслушивать собеседника, уметь вести себя за столом - все это повседневные манеры воспитанного человека. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а вместе этикет. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] это принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Особый этикет существовал при королевских дворах, в светских салонах, дипломатических кругах. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Советуем запомнить Социальные нормы - это правила, установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение. Большое значение в жизни общества имеют обычаи. Обычай это традиционно установившийся порядок поведения. Обычаи присущи широким массам людей. Обычаи гостеприимства, празднования Рождества и Нового года, уважения к старшим и многие другие берегутся народом как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] достояние, как ценности. Обычаи одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Поведение человека, нарушающего обычаи, вызывает неодобрение, порицание.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиция все то, что унаследовано от предшественников.
Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.
Обычаи и традиции сопровождаются обрядами. Обряд это совокупность действий, установленных обычаем. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сопровождают важные моменты человеческой жизни. Они могут быть связаны с рождением человека, крещением, свадьбой, помолвкой. Обряды сопровождают вступление человека в новую сферу деятельности: воинская присяга, посвящение в студенты. Со смертью человека связаны такие обряды, как погребение, отпевание, поминки. Нравы и законы Нравы особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Они отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. От слова «нравы» происходит «нравственность» этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Латинское слово moralis в переводе означает «нравственный». Нравы это обычаи, имеющие моральное значение, формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Во всех обществах считается безнравственным оскорблять старших, обижать слабого, унижать инвалида, нецензурно выражаться. Особой формой нравов является табу. Табу это система запретов на какие-либо действия, слова, предметы. В древних обществах система таких запретов определяла правила жизни людей. В современном обществе табу на кладывается на осквернение национальных святынь, могил, памятников, оскорбление чувства патриотизма и др.
Нравственность опирается на систему [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Ценности социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, гражданственность. Они служат эталоном и идеалом для всех людей. Для верующих людей в обществе существуют религиозные нормы правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные церковью.
Поведение людей в обществе регулируется также с помощью правовых норм. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, и четко определяют границы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Нарушение законов влечет за собой определенное наказание. Законы общества защищают самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и человеческое достоинство, собственность.
III Итог
- Человеческое общество не может существовать без определенных правил и норм. Нормы поведения, существующие в обществе, обычаи, нравы, религия, право регулируют жизнь и взаимоотношения людей, сплачивают общество и поддерживают общественный порядок.
- Ребята, а как вы думаете, что мешает человеку контролировать свое поведение?
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СПОСОБНОСТИКОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЁ ПОВЕДЕНИЕ
При оценке способности контролировать свое поведение необходимо учитывать следующие параметры:1) Способность осознания самого себя, своего места во времени и пространстве, своего социального положения, состояния здоровья, психических и личностных качеств и свойств.2) Самооценка собственных поступков, действий, намерений и мотивов другого человека с пониманием их смысла и значений.3) Способность правильно вести себя в соответствии с морально-этическими и социально-правовыми нормами, соблюдать установленный общественный порядок, соблюдать личную чистоплотность, порядок во внешнем виде и другое.4) Способность к ситуативному поведению, адекватности разработки и выбора типовых планов, синтеза действующего плана достижения цели, межличностным взаимоотношениям, выполнению ролевых функций.5) Возможность менять свое поведение при изменении условий или неэффективности поведения (пластичность, критичность и изменчивость).6) Способность осознания личной безопасности (понимания внешней опасности, распознавание объектов, могущих принести вред и другое).7) Полноценность использования орудий, знаковых систем в управлении собственным поведением.
15