Внеклассное мероприятие Знакомьтесь — это химия!


1 Денисова С. Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса! Вспомните хотя бы старика Хатабыча… Но вот дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание. Да и как иначе? Ведь в жизни никто еще не встречал волшебников, не ходил с ними по улицам, не разговаривал.
2 Алля Ю. Но значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное. Наука - вот истинная волшебница наших дней. И если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют волшебницей.
Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм – большая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.
3 Етриванова Ю.Сегодня – ваше первое знакомство с химией. Мы покажем вам некоторые фокусы. Но предупреждаем: опыты можно проводить, только безупречно соблюдая т.б., строжайший порядок и аккуратность.
Перед тем как приступить к волшебству мы хотели бы узнать знаете ли вы что изучает химия?» Выяснить какие вещества вам известны. В этом нам поможет конкурс «отгадай загадки», загадки необычные, загадки про вещества, тем, кто отгадает, будет вручаться ____________, и самый активный сегодня может поучаствовать в настоящем химическом эксперименте.
Итак, начинаем!
КОНКУРС «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ»
Натрий хлор – его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин,
В малых дозах в блюдах нужен! (поваренная соль)
Сапоги мои того
Пропускают аш-два-о. (вода)
На суку сидит сова,
Выдыхает СО2 (углекислый газ)
Бел, как снег, в чести у всех.
В рот попал и там пропал. (сахар)
Что за чудо, посмотри – этот кальций це о три.
На доске он проезжает, за собой след оставляет. (мел)
Флакон с КМnО4 – обычно имеется в каждой квартире,
С рожденья ребенок любой с ним знаком,Едва ли покинет он с мамой роддом,
Его искупают в ванночке с ним,
Ведь он для дезинфекции не заменим. (марганцовка)
Если нет у вас для теста разрыхлителя
Вы вместо NaНСО3 положите в пироги (питьевая сода)
Удивить готов он нас-
Он и уголь и алмаз,
Он в карандаше сидит
Потому что он графит.
Грамотный народ поймёт
То, что это ________________ (углерод)
Вы ребята мне поверьте – этот газ вполне инертен,
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ _________________ (неон)
_________________________________________________________________________
ОПЫТ 1. Мальчики из 6 А, Буяндукова Лена
1-й уч-к: Жарко здесь. Хочу я пить. У кого воды спросить?
2-й уч. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
3-й уч. Ой, А я люблю сиропом, только чтоб чуть-чуть немного.
4-й уч. Братцы – мне нужна корова – молочка хочу парного.
Выходит ученик. В руках у него большая колба с жидкостью.
Лена. Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! (Ребята берут со стола и подставляют стаканы. На дне реактивы: серная кислота, сода, метилоранж, хлорид бария.)
Лена. Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко.
(ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов).
Лена. Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте, ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Вы запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.

2. Перед тем как свершить следующее волшебство мы снова загадаем вам загадки
Жевать - не жую, а всё пожираю.
Накормишь – живёт, напоишь – умрёт.
Что, дотронувшись едва, превращает в дым дрова? - огонь
Вьется, взвивается в небо устремляется. (дым)
Без чего не бывает дыма? (без огня)
А в кабинете химии это возможно! Смотрим!
ОПЫТ 2. «дым без огня» (ватные тампоны смоченные в концентрированных растворах соляной кислоты и аммиаке, пинцеты)
1.Ну а теперь снова загадка!
В деревянном домике,
Проживают гномики.
Уж такие добряки-
Раздают всем огоньки.
(спички)
Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестер
Может вспыхнуть как костер!
Не шути с сестричками
Тоненькими ____________(спичками)
ОПЫТ 3. А в кабинете химии можно обойтись и без спичек! Если есть волшебная палочка!
(ст. палочку в серную концентрированную кислоту, затем в перманганат калия и поднести к спиртовке)
2.Есть невидимка: в дом не торопится, а прежде люде бежит и торопится. (воздух)
В чём горят дрова и газ?
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно без ________________(кислорода)
Н.Ф. ОПЫТ 4. Получение кислорода, распознавание или горение спирта, содержащего ионы металлов.
Куницына Катя ОПЫТ 5. «огнедышащий вулкан»
А сейчас друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано, спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам как сумею, гибель города Помпеи.
(Устанавливает готовую модель вулкана на столе. Зажигает спиртовку, нагревает стеклянную палочку).
Куницыны Катя и Маша ОПЫТ 6.
Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье.
Мы готовы приступить к непростой работе, моментально получить можем ваше фото.
Приглашаем 5-6 классника.
Вот на этот чистый лист посмотри внимательно! Веселее улыбнись – это обязательно.
Этот снимок проявить мы сумеем запросто: Фотографию чуть сбрызнем из пульверизатора.
1.Ну, а сейчас конкурс «Пойми меня». Мы предлагаем вам перевести с химического языка на общепринятый следующие выражения, поговорки, например:
Стойкий станнумный солдатик (стойкий оловянный солдатик)
2.Не всё аурум, что блестит. ( Не всё золото, что блестит)
3.Белый как карбонат кальция. ( Белый как мел)
1.Куй феррум пока горячо. (Куй железо, пока горячо)
2.Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, а молчание золото)
3.Купрумного гроша не стоит (медного гроша не стоит)
1.С тех пор много аш-два-о утекло (с тех пор много воды утекло)
2.Тяжёлые плюмбумные тучи (тяжёлые свинцовые тучи)
3.Ну а теперь давайте подведем итоги и выясним кто был самым активным!
ОПЫТ 7.
2-й уч. Вот еще одно развлечение: кто даст руку на отсечение? Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной для лечения.
(Приглашают самого активного ученика).
3-й уч. Оперируем без боли, правда, будет много крови.
4-й уч. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите, ассистент, дайте йод!
5-й уч. Один момент! (подает « йод»)
4-й уч. Иодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент.
Делает ножом «разрез», течет «кровь»
5-й уч. Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от разреза ни следа.
На этом наше мероприятие «Знакомьтесь – это химия!» заканчивается. Сегодня вы увидели только некоторые из чудес. Ну а сами вы научитесь творить чудеса, объяснять происходящее, когда начнете изучать химию и если с первых уроков подружитесь с этой наукой, овладеете ее языком , изучите свойства веществ и правила обращения с ними. Иначе чудо может не получиться!
Как вы думаете химия интересная наука?
А сложная?
Когда у вас этот предмет появится в расписании?
А почему так поздно!