Внеклассное мероприятие Устное народное творчество (3 класс)
Игра–викторина
"Устное народное творчество"
Цель: проверка знаний жанров устного народного творчества.
Задачи:
Обобщить знания о произведениях устного народного творчества.
Прививать любовь к русской земле, родному искусству.
Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение.
Формирование УУД:
1. личностные:
1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;
2) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
4)воспитание чувства гордости за свою Родину и за русский народ.
2. метапредметных:
1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать и работать в группах;
3) развитие умения работать с информацией, развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта), развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации.3 Предметные:
1)формирование умения распознавать особенности фольклорных жанров (сказки, загадки, небылицы, пословицы, потешки, песни, докучные сказки, скороговорки);
2) развитие творческих способностей.
Основные понятия
Устное народное творчество (фольклор), жанры устного народного творчества
Оборудование
Проектор, компьютер, классная доска, выставка книг с русскими народными песнями, выставка иллюстраций к русским народным сказкам, презентация с заданиями по теме урока, кроссворды для команд, раздаточный материал для капитанов.
Предварительная работа:
Команды должны выбирать капитана и подготовить по 2 вопроса командам соперников;
Собираются иллюстрации детей к прочитанным произведениям.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Добрый день, друзья. Я рада приветствовать вас на нашей игре – викторине «Устное народное творчество». Сегодня соревнуются 3 команды:
1. “Знайки”
Девиз: “Кто много читает, тот много знает”;
2. “Читалкины”
Девиз: “Чтоб незнайкой не прослыть, с книгой мы должны дружить”;
3. “Почемучки”
Девиз: “Где? Зачем? И почему? – тайну разгадаю.
Книгу в руки я возьму – и ответ узнаю”
Конкурс «ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»
Команды получают листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.
Задание для 1 команды:
Куй железо, ни сил, ни жизни не жалей.
Один в поле век учись.
Что посеешь, пока горячо!
Век живи год кормит.
Вешний день то и пожнешь.
Для Родины своей не воин.
Задание для 2 команды:
Какие труды а имей сто друзей.
Не спеши языком так и выспался
Слов не воробей такие и плоды.
Как постлал вылетит, не поймаешь.
С кем поведешься торопись делом.
Не имей сто рублей от того и наберёшься.
Задание для 3 команды:
При солнышке тепло, вода не течёт.
Красна птица опереньем, слова не выкинешь.
Сам умирай, один раз отрежь.
Семь раз отмерь, а человек уменьем.
Из песни а при матери добро.
Под лежачий камень а товарища выручай.
Конкурс КАПИТАНОВ.
Капитаны должны вставить в названия сказок пропущенные слова. (Задания для капитанов одинаковые).
Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
Сестрица __________ и братец Иванушка.
Иван – царевич и ___________волк.
У страха _________ велики.
Финист - _______________ сокол.
_________ из топора.
Никита __________.
Летучий _____________.
Конкурс скороговорок. (пока капитаны выполняют задания на листочках) остальные участники вспоминают и проговаривают скороговорки, которые они знают.
Оценивается количество, качество произнесения.
Конкурс «Сказочный марафон»:
1-й тур – Загадки о сказочных героях;
2-й – Знаете ли вы?;
3-й – Сказочная одежда;
4-й – Сказочная обувь
Правила нашей игры
1. Команда выбирает вопрос. Ей отводится 20 секунд на размышления.
2. Капитан команды даёт ответ. Если ответ команды неверен, то право ответа имеют две другие команды.
3. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. За ответ-помощь другой команде – дополнительно 1 балл.
В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, которая наберет больше баллов.
Жюри подводит итоги и комментирует (у жюри карточки с цифрами, общий балл вносится в таблицу на доске).
1. Загадки о сказочных героях
Мы из сказки - ты нас знаешь.
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь — ну так что ж...
Сказку заново прочтешь!
В этой сказке - именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел украсть хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
(«Муха-Цокотуха».)
Скок-поскок, скок-поскок
- Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный ... (Горбунок.)
Знают куколка Мальвина
И веселый Буратино:
Если враг со всех сторон,
Победит в бою неравном
Верный друг - надежный, славный,
Храбрый пудель ... (Артемом.)
Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота...
Гномов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она ... («Белоснежка и семь гномов».)
Он всегда живет всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой веселый ... (Карлсон.)
Фруктово-огородная страна
- В одной из книжек-сказок есть она,
А в ней герой - мальчонка овощной.
Он храбрый, справедливый, озорной.
(«Приключения Чиполлино»)
2. Сказочный тест «Знаете ли вы?»
1. Что Рукодельница уронила в колодец в сказке «Мороз Ивановича
а) Кольцо; в) ведерко;
б) веретено; г) прялку.
2. Кого позвал Петушок, когда нашел колосок?
а) Курицу с цыплятами; в) Круть и Верть;
б) Мурку и Бобика; г) хозяйку.
3. Где жил Джинн тысячу лет?
а) Во дворце; в) в бутылке;
б) в лампе; г) за границей.
4. Какой музыкальный инструмент был у Свинопаса?
а) Котелок с бубенчиками; в) музыкальная шкатулка;
б) флейта; г) шарманка.
5. Какой цветок больше всего любил Чудовище?
а) Тюльпан; в) колокольчик;
б) ромашку; г) аленький цветочек.
6. В кого превратилась Лягушка ночью?
а) В Василису Прекрасную; в) в Елену Прекрасную;
б) в Варвару Красу; г) в лебедя.
«Сказочная одежда»
1) Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит.)
2) Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные? (Дед Мороз)
3) Одет он был прелестно - в шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета этот кафтан: он отливал то синим, то зеленым, то красным, смотря куда он повернется. (Оле-Лукойе.)
4) Какой сказочный герой любил яркие краски и потому носил желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком? (Незнайка.)
5) Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная.)
6) Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! (Снежная королева.)
«Сказочно-волшебная обувь»
1) В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ногу. Что эта за мерка и кого искали? (Хрустальная туфелька, «Золушка».)
2) Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитает носить этот зверь? (Сапоги, «Кот в сапогах».)
3) Лихо мерили шаги
Две огромные ноги.
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги. (Дядя Степа.)
4) Какой герой «имеет вместо валенок перчатки натянул себе на пятки»? (Человек рассеянный, «Нот какой рассеянный».)
5) Кому принадлежали волшебные туфли-скороходы и тросточка, которая умела искать клады? (Маленькому Муку.)
6) «Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые
- В них застежки золотые».
Кому их подарили? (Мухе-Цокотухе.)
Слова для справок: корабль, принеси, Кожемяка, серый, ясный, каша, Алёнушка, глаза.
Конкурс «Любимые сказки». Команды тянут жребий и кому, какая сказка достанется, должны будут инсценировать сказку, а команда соперников должна отгадать, что это за сказка.
Конкурс ВОПРОС–ОТВЕТ.
Командам по очереди задаются вопросы.
Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)
Злодей. Свистел по – соловьиному, кричал по – звериному, шипел по - змеиному. (Соловей – разбойник)
Побратим Ильи Муромца победивший Змеинище – Грынище о трёх головах, о двенадцати хоботах с погаными крыльями. (Добрыня Никитич)
Что должен был взять, а чего не должен был трогать Иван – царевич из сказки «Иван – царевич и серый волк». (Взять птицу и коня, а не трогать клетку и уздечку)
Как поступили братья с Иваном – царевичем? (Убили его, а всё добро забрали)
Кто и в какой сказке говорил: «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой»? (Иванушка в сказке «Сивка – бурка»)
Какая сказка заканчивается словами: «Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле»? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Кого родители благословляли такими словами: «Поезжай, наше дитятко милое, в чисто поле, из чиста поля в славный Киев – град. Низко кланяйся князю с княгинею, войску русскому, богатырям – товарищам. Обходись с ними вежливо». (Илью Муромца)
Кто из былинных персонажей жил у речки Смородины, на горе Сорочинской? (Соловей – разбойник, Змей – Горыныч)
Конкурс «Любимые сказка». Команды тянут жребий и кому, какая сказка достанется, должны будут инсценировать сказку, а команда соперников должна отгадать, что это за сказка.
Конкурс команд «Чья команда больше назовет сказок».
Назовите как можно больше сказок, где говорится:
Для первой команды о лисе
Варианты ответов: «Теремок»
«Колобок»
«Лисичка-сестричка и волк»
«Лисичка со скалочкой»
«Кот, петух и лиса»
«Лиса, заяц и петух»
«Лиса-повитуха»
«Лиса и журавль»
«Лиса и тетерев»
«Лиса и рак»
«Лиса и кувшин»
«Лиса и козел»
«Кот и лиса»
Для второй команды о волке
Варианты ответов: «Теремок»
«Колобок»
«Лисичка-сестричка и волк»
«Смоляной бычок»
«Волк и семеро козлят»
«Красная шапочка»
«Три поросенка»
«Напуганные медведи и волк»
«Волк»
«Свинья и волк»
«Волк и коза»
«Волк-дурень»
«Иван Царевич и серый волк»
Для третьей команды о бабе-яге:
Василиса Прекрасная. Иван-царевич и серый волк. Гуси-лебеди Царевна-лягушка Марья Моревна
Иван-царевич и Белый Полянин Избушка на курьих ножках Пёрышко Финиста ясна сокола
Иван Царевич и Серый Волк", "Добрыня Никитич и Змей Горыныч".
И последнее задание, пока жури подводит итоги, командам необходимо вспомнить какую-либо русскую народную песню и спеть 1 куплет.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Подсчитываются баллы, полученные командами, победители награждаются дипломами.