Исследовательская работа ученицы 9 класса Концепт Дружба как элемент русской ментальности: структура концепта
Автор: Шеина Виктория , 9 а классРуководитель: Бекова Сауле Савеновна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 86Концепт «Дружба» как элемент русской ментальности: структура концепта
Цель исследования:Выявить особенности представлений о дружбе в русской языковой картине мира
Задачи:1.Изучение и разработка теоретической базы;2.Описание исследуемого концепта 3.Определение ядерной и околоядерной области концепта
Гипотеза:Концепт «Дружба» за время своего существования претерпел значительные изменения.
Этапы исследования:Изучение теории;Анализ данных этимологических и толковых словарей;Изучение эволюции концепта;Ассоциативный эксперимент и толкование его результатов.
Результаты:
1. Концепт – это единица ментальности, выраженная сред-ствами языка и речи, которая тесно связана с такими понятиями, как культура,национальный характер, картина мира и др.
2. Анализ словарейЭтимология ДРУЖБАТолкованиеприятельские отношения, взаимная привязанность, тесное знакомство, бескорыстная привязанность, тесная связь
преданность и верностьбратство нежность, скрепленная пактом откровенности Товарищество идеологическое воинское товарищество Осознанные доброжелательные отношения с окружающими Общность интересовДружба3.
общениедовериевзаимопони-мание31,25 %18,75 %15,63 %9,38 %3,13 %15,63 %отношения3,13 %помощь3,13 %чувствосвязьзнакомство4. Ядро концепта Дружбав сознании современного школьника
общениедовериевзаимопони-мание31,25 %18,75 %15,63 %9,38 %3,13 %15,63 %отношения3,13 %помощь3,13 %чувствосвязьзнакомство4. Ядро концепта Дружбав сознании современного школьника