Методическая разработка для внеклассного мероприятия для 5-6 классов «Космос говорит по-русски».
Методическая разработка для внеклассного мероприятия для 5-6 классов «Космос говорит по-русски».
При составлении данного сценария для воспитательного мероприятия в 5-6 классах автор исходит из того, что основной целью воспитания при его проведении стало осмысление величайшего события современности, которое произошло в отечественной истории 12 апреля 1961 года и повышение мотивации к изучению истории своей страны, а также развитие исследовательских навыков учащихся в ходе подготовки к мероприятию.
Форма работы позволяет не только развивать способности к драматическому действу, проводить оформительскую работу при подготовке зала, изыскать творческое начало при создании костюмов участников заседания и реквизита, но и провести проектно-исследовательскую работу по русскому языку, найти и подготовить материал по музыке, создать на его основе презентацию, подобрать научный материал по астрономии и сделать теперь уже небольшой фильм, найти материал по истории отечественной космонавтики и создать демонстрационный ролик.
Работа с детьми включает в себя распределение ролей, организацию исследовательской работы, советы по созданию мультимедийного материала, а также помощь в оформлении помещения портретами космонавтов и ученых, фото из космоса, высказываниями Циолковского и Королева , макетами спутника, ракеты, космонавта в скафандре, подборе «судейского» реквизита, приглашение гостей, родившихся просто12 апреля и в юбилейную дату, создание подарков в виде логотипа к дате, привлечение старшеклассников в качестве консультантов .
Что касается организации самого мероприятия, следует заметить, что зрителей можно рассадить как на уроке, гостей пригласить сразу в президиум в качестве присяжных, отдельный стол с гонгом должен быть для судьи, прокурора и адвоката. Для детей среднего возраста известную долю в занимательности играют костюмы , у последних они могут представлять собой мантии, свидетели могут добавить 1-2 элемента в костюме ( у интеллигента – шляпа и галстук, у астронома - плащ или головной убор со звездами, у музыканта – темные очки и яркий шарфик, у лингвиста - пиджак или жилет)
Желательно также организовать выставку книг о космосе и космонавтах.
Форма меропрятия: театрализованный суд.
Участники: судья, прокурор, адвокат, истец, ответчик, свидетели (историк, астроном, интеллигент, лингвист, музыкант), присяжные – гости.
Сценарий мероприятия.
Судья:
-Уважаемые присутствующие, заседание суда объявляю открытым! На настоящее заседание суда поступило заявление от представителя землян о признании русского языка как основного языка Космоса.В зал заседания приглашаются истец, ответчик, свидетели и присяжные.
Прошу ответить истца: на чем основаны ваши притязания?
Истец:
- Ваша честь! Всему Миру известно, что первый полет в космос совершил наш космонавт Юрий Гагарин. Позвольте для обозрения представить вам документальную запись. (демонстрируется презентация о российских летчиках- космонавтах, о Циолковском и Королеве)
Прокурор :
-Ваша честь, позвольте заявить протест?(Судья кивает) Я ответственно заявляю, что Россия не единственная страна, отправившая своих посланцев в космос. Например, американские астронавты высадились на Луну, а Россия только луноход туда смогла отправить!
Судья:
-Протест принимается! Что вы нам можете пояснить по этому вопросу?
Адвокат:
-Прошу пригласить в зал свидетеля – астронома.
Астроном:
-Уважаемые заседатели, Луна – спутник Земли, а самая крупная звезда нашей галактики –Солнце. Вокруг него вращается 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран , Нептун, Плутон. Посмотрите для ознакомления документальные свидетельства.( 10-минутный фильм)
Так что претензии уважаемого прокурора не совсем основательны, мир стоит еще в начале освоения космоса: ведь мы только планируем узнать есть ли жизнь на Марсе?
Судья:
-Прошу ответить истца, почему вы за 55 лет космонавтики, не выяснив, есть ли другие жители в нашей галактике, утверждаете, что язык космоса русский, а вдруг он какой-нибудь марсианский?
Адвокат:
-Я попрошу вызвать сюда нашего свидетеля -интеллигента, он прочитал много художественных книг и может пояснить кое-что по вашему вопросу.
Интеллигент:
-Ваша честь, есть ли жизнь на Марсе нам рассказал А.Н.Толстой в своей книге «Аэлита».Написанная еще в прошлом столетии до полетов в космос, она повествует о технически опережающих нас марсианах, которые общались через подобие современных скайпов. Герой книги, прибывший на Марс, землянин Гусев, в духе того времени готовит революцию для марсиан.
К теме космоса обращаются и более современные писатели, например А.Зорич «Завтра война», А. и Б.Стругацкие «Путь на Альматею», С.Лукьяненко «Звезды – холодные игрушки»,О.Дивов «Лучший экипаж солнечной»,А.Мирер «Дом скитальцев» и другие. Но все, что написано в этих книгах носит характер разных гипотез и предположений, а зачастую и отчаянной фантастики.
Прокурор:
-Но позвольте, есть книги о космосе и у зарубежных писателей, написанные на английском, немецком и других языках! Загадки космоса привлекают всех землян.
Судья:
-Ну, хорошо, в зал вызывается свидетель- лингвист. Есть ли у вас доказательства, что космос говорит по-русски?
Лингвист:
- Конечно, вот послушайте какие фразеологизмы стали популярны в русском языке с развитием космонавтики: как с Луны свалился, занять место под Солнцем, как небо и земля, хватать звезды с неба, родиться под счастливой звездой, звездный час, звезда первой величины и т.д. и т.п.
Ответчик (иронично):
-Вы еще нам русские загадки о космосе загадайте!
Лингвист:
- Пожалуйста!
Егорка-Егорка упал в озерко,
Сам не потонул и воды не всколыхнул. Что это? (Дети отвечают)
Или вот:
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?(Ответы)
Судья:
-Достаточно, давайте посерьезнее к делу!
Лингвист:
- Тогда предлагаю вашему обозрению исследование гнезд однокоренных слов к слову космос и их толкование в русском языке, подготовленное нашими учениками.(Презентация)
Ответчик:
- Но ведь космос вообще не может говорить! В безвоздушном пространстве космоса вообще не распространяются звуки. Он безмолвен!
Судья :
- В таком случае, прошу свидетельствовать музыканта. Звуки - его сфера деятельности.
Музыкант:
- Музыка имеет общий нотный язык, всем понятный. Вот послушайте.(звучит подборка песен с одновременной демонстрацией фото исполнителей и авторов песен « Притяженье земли»А.Поперечного, «Трава у дома» В.Мигули, «Гимн космонавтов» О.Фельцмана и др.)Грустная мелодия воспринимается всеми как печаль, веселая и быстрая как радость.
Учтите еще и тексты наших песен, в них поэты вложили все чувства, которые говорят о горячем стремлении познать и освоить космос.
Судья:
- Мы достаточно выслушали доводов. Прошу высказаться присяжных заседателей.
Присяжный:
- Я прочитаю стихотворение С.Баруздина. Это и будет наш вердикт.
Какое над нами небо-
Высокое или низкое?
Какое над нами небо?
Когда самолет взмывает
В небо с аэродрома,
То близким небо бывает,
Как стены родного дома.
Когда со скоростью света
Ракета уходит в воздух,
Мы знаем: эта ракета
К нам приближает звезды.
Но ежели ты без срока
В безделье живешь и в покое,
Ты видишь небо далекое
И бесконечно чужое
Судья:
-Суду понятны ваши притязания. Объявляется решение. Принимая во внимание все доводы, суд считает справедливым иск удовлетворить. Благодарю господ присяжных за помощь (вручение памятных логотипов). А теперь попрошу всех встать для исполнения песни, ставшей гимном космонавтов (Поют подготовленные дети, остальные подпевают). Заседание считаю закрытым. Всем спасибо.(Гонг).
15