Использование мультимедийных презентаций в начальной школе


Тема статьи: «Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе .»
Детская природа требует наглядности
К. Д. Ушинский
Доска ,мел, учебник, плакаты, дидактические карточки с заданиями- это предметы вчерашнего времени. Современная школа ,призванная обеспечить доступность качественного образования обучающихся с учётом их возможностей, склонностей и интересов, обязана пересмотреть весь методический инструментарий в целом. Новые информационные технологии, безусловно, играют в этом смысле положительную роль.
Грамотное использование информационных технологий может значительно преобразить преподавание многих предметов в начальной школе. Всё большее количество детей получает доступ к компьютеру в раннем возрасте- дома, у друзей, в кружках. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств, формированию познавательных способностей, стремлению к самосовершенствованию.
Современный дидактический процесс начальной школы не может осуществляться без обращения к информационно- компьютерным технологиям .Коим ученикам второго класса очень нравятся уроки , проводимые в компьютерном классе. Компьютерный класс в нашей школе оснащён компьютерами и мультимедийным проектором. Наиболее приемлемой формой организации урока с использованием ИКТ в моём классе является урок с применением мультимедийной презентации.
Использование презентаций:
- позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов , синтезировать и производить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию
- обеспечивает значительное увеличение наглядности. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия обучающихся- зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
-привлекает большое количество дидактического материала, что помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
-повышает объём выполняемой работы на уроке в 1.5- 2 раза
- делает уроки насыщенными и полноценными
- увеличивает познавательную мотивацию обучающихся , облегчает овладение новым материалом.
Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках. Стали активно высказывать своё мнение , рассуждать. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Я использую мультимедийные презентации на всех этапах урока .При подготовке обучающихся к усвоению новых знаний тема урока представляется на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса , при объяснении нового материала на слайдах демонстрируется краткий текст ,основные формулы ,схемы , рисунки , видеофрагменты, анимации , сопровождающие объяснение темы , на этапе закрепления использую кроссворды , ребусы и т.д. Так же , имеют место уроки, на которых провожу обзор раздела или только демонстрирую нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков . а углубление и совершенствование навыков использование нужной темы в дальнейшем обучающиеся осуществляют за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов , что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала.
Мои дети-чутки к окружающей природе , растениям и животным, находящимся рядом. Поэтому с удовольствием сами составляют презентации для уроков по курсу «Окружающий мир» природоохранного и экологического направления. Интерес детей к урокам с такими презентациями огромен. Главное в использовании мультимедийных презентаций- целесообразность и продуктивность. Учащиеся не должны пассивно наблюдать за тем , что происходит на экранах мониторов, поэтому тщательно продумываю вопросы и задания к используемым ресурсам . ведь даже использование простой иллюстрации должно активно задействовать учащихся.
Где же учителю взять мультимедийные презентации к своим урокам ? Конечно, идеальный вариант- это демонстрация своих собственных презентаций на уроке , ведь учитель сделает свою презентацию специально для своих учеников, информация для презентаций будет отобрана наилучшим образом и т. д. Создать простые слайды для урока при наличии практики можно за час . Это очень удобно. Учитель освобождается от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и поэтому, чертёж на экране- совсем не то, что изображено маркером на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Объяснять новую тему по такому чертежу- одно удовольствие. В процессе объяснения , я очень люблю применять анимационные слайды. Показать, выделить, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определённое время появилась нужная информация. Можно наложить звук, например, для проведения математического диктанта, релаксации или других целей. Следует заметить ,что при разработке урока с использованием мультимедийной презентации уделяю особое внимание здоровью обучающихся. Не забываю, что ,во- первых, время работы с ИКТ ограничено, во-вторых, информационная перегрузка может привести к тому, что обучающиеся будут не в состоянии обдумать, проанализировать и усвоить её,
в-третьих, злоупотребление аудиовизуальными средствами может привести к пассивному обучению, в- четвёртых, включаю в план урока физические и динамические паузы, зарядку для глаз, которые часто провожу с использованием компьютера. Но ,согласитесь, часто у нас не хватает сил и времени. Чтобы подготовить хорошие презентации на все уроки. Тогда на помощь мне приходят коллеги, которые работают со мной в школе. Презентации, сделанные другими учителями, не всегда содержат всю нужную информацию, но почти всегда их можно отредактировать, «сделать под себя»- убрать лишние слайды или добавить свои.
В заключение хотелось бы сделать вывод, что использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах, являясь актуальным ответом на требования современного образовательного стандарта, способствует повышению эффективности уроков. Позволяет расширить возможности представления и изучения учебной информации, способствует наиболее широкому раскрытию возможностей школьников, активизации их умственной деятельности. Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет интересна младшему школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.