Анализ отрывка из поэмы Евгений Онегин для чтения со сцены
Анализ отрывка из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.
3 курс, актерское заочное отделение. Гмыря Марина.
Тема – Судьбоносное влияние на человека среды, воспитания (петербургский свет, его ценности, влияние западных идей – и русская деревня, природа, близость к традициям родной земли). Евгений Онегин – неукорененный в родной земле человек (типичный представитель светского общества) и одновременно живой, чувствующий, ищущий правды, личность. Татьяна – хоть и читавшая пустоватые любовные романы (но они в ее душе преобразились в сильные, чистые мечты), сохранила свою самобытность, индивидуальность, русскость, прямоту, цельность. Онегин, человек света, ищущий вернуться на родину, к правде, никак не может этого сделать. Татьяна, простой русский человек, насильно вынуждена жить в свете, в фальши, и только сожалеть об утраченной любви, природе, родных местах.
Идея – Результатом разлагающего влияния светской среды стала трагическая любовь главных героев. Онегин, став игрушкой своего охлажденного сердца, не узнал за простыми манерами и непривычной ему откровенностью любовь своей жизни. Татьяна из-за Онегина обречена жить с нелюбимым мужем. В данной ситуации спасти героев может только правильная расстановка ценностей, искаженных в представлениях света, и стойкость и достоинство под ударами судьбы.
История создания произведения
Литературные направления эпохи:
Первую треть XIX в. именуют золотым веком русской поэзии. В эту эпоху в России творили европейски образованные литераторы - выходцы из дворянской среды, разделявшие идеалы романтизма. Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Высшим достижением этого времени стало творчество А.С. Пушкина, истинного создателя русской литературы.
В данный период романтизм наиболее ярко был выражен в творчестве поэта В. А. Жуковского (1783-1852). Одним из первых реалистических произведений была комедия А. С. Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума». Реализм в значительной мере присущ роману М. Ю. Лермонтова (1814-1841) «Герой нашего времени». Н. В. Гоголь (1809-1852) развивал критический реализм, целью которого было обнаружение пошлостей жизни, а также социальная критика («Ревизор», «Мертвые души»). Гоголь углубил тему «маленького человека» («Шинель»), введенную в русскую литературу А. С. Пушкиным («Станционный смотритель»).
Творческая история произведения:
Роман «Евгений Онегин» — произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет — с мая 1823 г. по сентябрь 1830 г. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г. У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длительную творческую историю. Роман не писался «на едином дыхании», а складывался — из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества. Работа над романом охватывает четыре периода творчества Пушкина — от южной ссылки до Болдинской осени 1830 г. Если принять во внимание фрагментарность, прерывистость работы Пушкина, можно утверждать, что роман был для него чем-то вроде огромной «записной книжки» или поэтического «альбома» («тетрадями» иногда называет главы романа сам поэт).
На эту особенность романа обратили внимание его первые критики. Так, Н.И. Надеждин, отказав ему в единстве и стройности изложения, верно определил внешний облик произведения — «поэтический альбом живых впечатлений таланта, играющего своим богатством». Интересный «образ-конспект» «Евгения Онегина», дополняющий пушкинские суждения о «свободном» романе, можно увидеть в зачеркнутой строфе седьмой главы, где говорилось об альбоме Онегина:
Он был исписан, изрисован
Рукой Онегина кругом,
Меж непонятного маранья
Мелькали мысли,замечанья,
Портреты, числа, имена,
Да буквы, тайны письмена,
Отрывки, письма черновые...
Словом, резюмирует автор, это был «искренний журнал», «дневник мечтаний и проказ», весьма похожий, заметим, на сам роман.
Оценка произведения в критике:
Первые отзывы о романе:
Редактор журнала «Московский телеграф» Н.Полевой приветствовал жанр пушкинского творения и с восторгом отмечал, что написано оно не по правилам «древних пиитик, а по свободным требованиям творческого воображения». Положительно оценивалось и то, что поэт описывает современные нравы: «Мы видим свое, слышим свои родные поговорки, смотрим на свои причуды.»По мере публикации новых глав в оценках всё отчётливее начинает звучать мотив неприятия романа, ироническое и даже саркастическое к нему отношение. «Онегин» оказывается мишенью пародий и эпиграмм. Ф.Булгарин: Пушкин «пленил, восхитил своих современников, научил их писать гладкие, чистые стихи… но не увлёк за собою своего века, не установил законов вкуса, не образовал своей школы.» В пародии «Иван Алексеевич, или Новый Онегин» осмеивается и композиция, и содержание романа: Всё тут есть: и о преданьях, И о заветной старине, И о других, и обо мне! Не назовите винегретом, Читайте далее, — а я Предупреждаю вас, друзья, Что модным следую поэтам.
«Я очень люблю обширный план твоего «Онегина», но большее число его не понимает, ищут романтической завязки, ищут необыкновенного и, разумеется, не находят. Высокая поэтическая простота твоего создания кажется им бедностью вымысла, они не замечают, что старая и новая Россия, жизнь во всех изменениях проходит перед их глазами» Е.А.БаратынскийВ.Г.Белинский о романе «Евгений Онегин»
«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотой светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его, здесь его чувства, понятия, идеалы». По мнению критика, роман был для русского общества «актом сознания», «великим шагом вперед». Великая заслуга поэта заключается в том, что он «вывел из моды чудищ порока и героев добродетели, рисуя вмести них просто людей» и отразил «верную действительности картину русского общества в известную эпоху («энциклопедия русской жизни»).
Писарев, анализируя роман с точки зрения непосредственной практической пользы, утверждает, что Пушкин — «легкомысленный певец красоты» и его место «не на письменном столе современного работника, а в пыльном кабинете антиквара». «Возвышая в глазах читающей массы те типы и те черты характера, которые сами по себе низки, пошлы и ничтожны, Пушкин всеми силами таланта усыпляет то общественное самосознание, которое истинный поэт должен пробуждать и воспитывать своими произведениями».
Ф.М. Достоевский называет роман «Евгений Онегин» «бессмертной недосягаемой поэмой», в которой Пушкин «явился великим народным писателем, как до него никогда и никто. Он разом самым метким, самым прозорливым образом отметил самую глубь нашей сути…» Критик убеждён, что в «Евгении Онегине» «воплощена настоящая русская жизнь с такой творческой силой и такою законченностью, какой и не бывало до Пушкина».
Критики об Онегине
В.Г.Белинский: «Онегин – добрый малой, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его»; «страдающий эгоист», «эгоист поневоле»; «Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла…» Д.И.Писарев: «Онегин не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причесанный по столичной моде двадцатых годов»; «человек чрезвычайно пустой и совершенно ничтожный», «жалкая бесцветность». Ф.М.Достоевский: Онегин — «отвлеченный человек», «беспокойный мечтатель во всю его жизнь»; «несчастный скиталец в родной земле», «искренно страдающий», «не примиряющийся, в родную почву и в родные силы ее не верующий, Россию и себя самого в конце концов отрицающий»
Критики о Татьяне
В.Г.Белинский: «Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная»; «Вечная верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовию, в высшей степени безнравственны» Д.И.Писарев: «Голова несчастной девушки… засорена всякой дрянью»; «она ничего не любит, ничего не уважает, ничего не презирает, ни о чем не думает, а просто живет со дня на день, подчиняясь заведенному порядку»; «Она поставила себя под стеклянный колпак и обязала себя простоять под этим колпаком в течение всей своей жизни». Ф.М.Достоевский: «Татьяна – тип женщины совершенно русской, уберегшей себя от наносной лжи» ; её счастье «в высшей гармонии духа».
Оценка произведения в контексте современного прочтения.
Роман «Евгений Онегин» актуален в наше время, по моему мнению, благодаря широкому охвату русской жизни. Сейчас многие ищут русскую идею, русскую самобытность… Этот роман намечает нам пути к ней. Эта самобытность заключается не в «сарафанной» Руси, не в преувеличенно православной России, монархической России. Эта идея – не закончена, она в процессе, в развитии, в поиске, в борьбе с западной меланхолией и рассудочностью, с охлаждающим действием светской городской жизни, с отупляющим действием провинциальной среды, семейного быта. Она коренится и в преданиях темной старины, и в страшных сказках и снах, и в семейных привычках, и в романтических мечтах, навеянных литературой, и в мирной и одновременно скучной деревенской жизни. И в самой большой мере, конечно, в душе самого человека, русского человека: и восприимчивого, открытого, даже легкомысленного, и косного, темного, неповоротливого; и все равно ищущего правды, и, главное, мне кажется, искренного, простодушного, цельного. Этот идеал – не только идеал женщины – и нарисовал Пушкин в Татьяне. Искренность, увлеченность в ней не противоречит чести и честности, какому-то врожденному чувству правды и правильности поступков в разных обстоятельствах.
Идейно-художественное единство произведения.
Написанный в форме почти что альбома, заметок, внезапных мыслей, не исчисленный заранее – этот роман своей формой отражает содержание: схватить меняющийся, быстрый, пестрый поток жизни, где ничего заранее не предрешено, где все рождается «по случаю», мысли бегут вслед за внезапными – и одновременно подчиняющимися суровым законам судьбы – событиями. В этом потоке жизни «выхвачены» автором несколько героев, их окружает многочисленная толпа других персонажей, среди знакомцев героя мелькает и сам автор, не возвышающийся в гордом знании над описываемыми событиями и персонажами, а подобный им, такой же живой, и временами веселый или грустный, злой, саркастичный… Характерно, что Пушкин заранее не знал вполне своих героев, они, как живые люди, постепенно вырисовывались перед ним.
«…с тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне –
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще неясно различал.» Также известно, что Пушкин ходил несколько дней расстроенный, и объяснял это приятелям так: «Что сделала моя Татьяна… Она вышла замуж!» То есть, и для него это было новостью, неожиданностью, как если бы она была живым человеком.
«Евгений Онегин» выглядит как роман-импровизация. Эффект непринужденного разговора с читателем создается прежде всего выразительными возможностями четырехстопного ямба — излюбленного пушкинского размера и гибкостью созданной Пушкиным специально для романа «онегинской» строфы, включающей 14 стихов четырехстопного ямба со строгой рифмовкой CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными — мужские). Свою лиру автор назвал «болтливой», подчеркнув «свободный» характер повествования, многообразие интонаций и стилей речи — от «высокого», книжного до разговорного стиля обычных деревенских пересудов «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Роман в стихах — последовательное отрицание известных, общепризнанных законов жанра. И дело не только в дерзком отказе от обычной для романа прозаической речи. В «Евгении Онегине» нет стройного повествования о героях и событиях, укладывающегося в заранее заданные рамки сюжета. В таком сюжете действие развивается плавно, без разрывов и отступлений — от завязки действия к его развязке. Шаг за шагом автор идет к своей главной цели — созданию образов героев на фоне логически выверенной сюжетной схемы.
В «Евгении Онегине» Автор-повествователь то и дело «отступает» от рассказа о героях и событиях, предаваясь «вольным» размышлениям на биографические, житейские и литературные темы. Герои и Автор постоянно меняются местами: то герои, то Автор оказываются в центре внимания читателя. В зависимости от содержания конкретных глав таких «вторжений» Автора может быть больше или меньше, но принцип « альбомного», внешне не мотивированного, соединения сюжетного повествования с авторскими монологами сохраняется почти во всех главах. Исключение составляет пятая глава, в которой 10 с лишним строф занимает сон Татьяны и завязывается новый сюжетный узел — ссора Ленского с Онегиным.
Сюжетное повествование тоже неоднородно: оно сопровождается более или менее развернутыми авторскими «репликами в сторону». Автор с самого начала романа обнаруживает себя, как бы выглядывает из-за спин героев, напоминая о том, кто ведет повествование, кто создает мир романа.
Сюжет романа внешне напоминает хронику жизни героев — Онегина, Ленского, Татьяны Лариной. Как в любом хроникальном сюжете, в нем отсутствует центральный конфликт. Действие строится вокруг конфликтов, возникающих в сфере частной жизни (любовные и дружеские отношения). Но создается лишь набросок связного хроникального повествования. Уже в первой главе, содержащей предысторию Онегина, подробно рассказано об одном дне его жизни, а события, связанные с приездом в деревню, просто перечислены. В деревне Онегин провел несколько месяцев, но многие подробности его деревенской жизни не заинтересовали повествователя. Достаточно полно воспроизведены лишь отдельные эпизоды (поездка к Лариным, объяснение с Татьяной, именины и дуэль). Почти трехлетнее путешествие Онегина, которое должно было связать два периода его жизни, просто опущено.
Время в романе не совпадает с реальным временем: оно то сжато, спрессовано, то растянуто. Автор часто как бы предлагает читателю просто «перелистать» страницы романа, скороговоркой сообщая о поступках героев, об их повседневных занятиях. Отдельные эпизоды, наоборот, укрупнены, растянуты во времени — на них внимание задерживается. Они напоминают драматические «сцены» с диалогами, монологами, с четко прописанными декорациями (см., например, сцену разговора Татьяны с няней в третьей главе, объяснение Татьяны и Онегина, разбитое на два «явления» , — в третьей и четвертой главах).
Автор подчеркивает, что время жизни его героев, сюжетное время, — художественная условность. «Календарь» романа, вопреки полусерьезному уверению Пушкина в одном из примечаний — «в нашем романе время расчислено по календарю», — особый. Он состоит из дней, которые равны месяцам и годам, и месяцев, а то и лет, удостоенных нескольких замечаний Автора. Иллюзия хроникального повествования поддерживается «фенологическими заметками» — указаниями на смену времен года, погоду и сезонные занятия людей.
Сюжет восьмой главы обособлен от сюжета первых семи глав. Изменилась система персонажей. В первых, «деревенских», главах она была довольно разветвленной: центральные персонажи — Онегин, Татьяна, Ленский, второстепенные — Ольга, Прасковья Ларина, няня, Зарецкий, княжна Алина, эпизодические персонажи появляются в пятой и седьмой главах: гости на именинах, обрисованные одним-двумя штрихами, московские родственники Лариных. В восьмой главе система персонажей значительно проще: центральными персонажами остаются Онегин и Татьяна, дважды появляется муж Татьяны, есть несколько безымянных эпизодических персонажей. Восьмая глава может быть воспринята как вполне самостоятельное сюжетное повествование, не имеющее, однако, столь же подробной экспозиции, как сюжет первых семи глав, и развязки действия: Онегин оставлен Автором «в минуту злую для него», о дальнейшей его судьбе ничего не сообщается.
Многие сюжетные ситуации в романе намечены, но остаются нереализованными. Автор создает впечатление, что в его руках множество вариантов развития событий, из которых он выбирает необходимый или вовсе отказывается от выбора, предоставляя сделать это самому читателю. Принцип сюжетной «многовариантности» задан уже в первых строфах романа: Онегин (и читатель) не знает, что ждет его в деревне -— томительное ожидание смерти дяди, или, напротив, он приедет уже хозяином «прелестного уголка» (позднее Автор сообщает и о другом, нереализованном, варианте жизни героя: «Онегин был готов со мною / Увидеть чуждые страны»). В финале романа, буквально «бросая» Онегина, Автор как бы предлагает читателю самому выбирать среди множества возможных вариантов завершения сюжета.
Традиционные романные схемы — преодоление препятствий, возникающих между влюбленными, любовное соперничество, счастливые развязки — Пушкин намечает, но решительно отбрасывает. В самом деле, перед Онегиным и Татьяной, Ленским и Ольгой не возникает никаких внешних препятствий, ничто не мешает, казалось бы, счастливому завершению их отношений. Татьяна любит Онегина, он симпатизирует Татьяне. Все соседи дружно прочат Онегина ей в женихи, но Автор избирает путь, диктуемый не логикой «семейственного» романа, а логикой характеров героев. Ленский и Ольга еще ближе к «тайне брачныя постели», но вместо свадьбы и картин семейной жизни — дуэль и смерть Ленского, недолгая печаль Ольги и ее отъезд с уланом. Свершившийся вариант судьбы Ленского дополнен еще двумя, нереализованными. Уже после смерти героя Автор размышляет о двух его «уделах» — высоком, поэтическом, о жизни «для блага мира», и вполне обыкновенном, «прозаическом»: «Расстался б с музами, женился, / В деревне, счастлив и рогат, / Носил бы стеганый халат».
Все варианты сюжетного действия, на первый взгляд, противоречат друг другу. Но повествователю они в равной мере необходимы. Он подчеркивает, что роман возникает из набросков, черновиков, из уже «отработанных» другими писателями романных ситуаций. Именно в его руках «посох», не дающий сюжету блуждать «вкось и вкрив». Кроме того, неосуществленные сюжетные варианты становятся важными элементами характеристики героев, указывающими на возможные перспективы развития их судеб. Интересная особенность романа — «сюжетное самосознание» героев: не только Онегин, Ленский, Татьяна, но и второстепенные персонажи — мать Татьяны, княжна Алина — осознают неосуществленные варианты своей жизни.
Несмотря на очевидную фрагментарность, прерывистый, «противоречивый» характер повествования, «Евгений Онегин» воспринимается как произведение, имеющее продуманную структуру, «форму плана». В романе есть своя внутренняя логика — последовательно выдержан принцип повествовательной симметрии.
Сюжет восьмой главы, несмотря на его обособленность, является зеркальным отражением части сюжета первых семи глав. Происходит как бы «рокировка» персонажей: на месте влюбленной Татьяны оказывается Онегин, а в роли Онегина — холодная, недоступная Татьяна. Встреча Онегина и Татьяны на светском рауте, письмо Онегина, объяснение героев в восьмой главе — сюжетные параллели к аналогичным ситуациям третьей — четвертой глав. Кроме того, «зеркальность» восьмой главы по отношению к первой подчеркнута топографическими и биографическими параллелями. Онегин возвращается в Петербург, посещает дом старого приятеля, князя N. Его любовный «роман» с Татьяной внешне напоминает полузабытые им светские «романы». Потерпев неудачу, «от света вновь отрекся он. /Ив молчаливом кабинете / Ему припомнилась пора, / Когда жестокая хандра / За ним гналася в шумном свете...» Автор же, как и в финале первой главы, вспоминает о начале работы над романом, о друзьях, которым «строфы первые читал».
Противоречия импровизационного повествования и композиционная симметрия глав, эпизодов, сцен, описаний — принципы, близкие к технике литературного « монтажа», — не исключают, а дополняют друг друга. Их взаимодействие делает роман динамичным, внутренне единым художественным текстом.
Сюжетные линии.
Действующие лица отрывка:
Татьяна – от первого лица, обращает свой монолог к ожидающему от нее ответа на любовь и письма Онегину
Онегин – тот, кому говориться этот монолог
Упоминаются в монологе: умершая няня Татьяны, ее муж, ее мать; петербургский свет и двор.
Сама Татьяна воспринимает себя в двух лицах: «ваша Таня» из прошлого, и мужняя жена, княгиня.
События:
Татьяна напоминает Онегину, сто когда она было молода и любила, он ее не любил.
Татьяна дает понять, что понимает, видит причину этого – ее простоту, невинность, удаленность от света.
Татьяна с горечью вспоминает, как пережила его холодность.
Татьяна благодарит его тем не менее, так как это было честно с его стороны.
Татьяна ищет причину его теперешней любви к ней.
Татьяна предполагает, что причина – ее теперешнее положение в свете.
Татьяна разоблачает Онегина, обличает его, упрекает за то, что в ее позоре он нашел бы для себя удовольствие.
Татьяна упрекает его в оскорблении, объясняет, что все бы вынесла, только не эту обидную страсть.
Татьяна удивляется с горечью, сожалеет, что Онегин является рабом мелких, низких чувств.
Татьяна объясняет, что все, перед чем он теперь склоняется – для нее ничто; что она все это отдала бы за свою прежнюю жизнь и девичью чистую любовь.
Татьяна горько сожалеет о возможном, но утраченном навсегда для них счастье.
Татьяна объясняет, почему вышла замуж, что в ее положении ей было тогда все безразлично, и она сделала это ради матери.
Татьяна требует оставить ее.
Татьяна признает в Онегине честного, прекрасного человека; признается, что любит его.
Татьяна объясняет, что, несмотря на это, ничего не может ему дать, так как отдана другому, и так и будет всегда.Сюжетная схема.
Предпосылкой этого монолога является сходная ситуация в жизни Татьяны и Онегина несколько лет назад, в деревне, когда влюбленная в Онегина Татьяна написала ему письмо. Он же, не любя ее, ответил ей отказом в форме проповеди, и посоветовал ей быть осторожнее, больше властвовать собой. Когда же Татьяна вышла замуж за богатого и знатного человека, Онегин, увидев ее блестящей светской дамой, вполне властвующей собой, полюбил ее. Онегин также пишет ей любовное письмо, во многом сходное даже с письмом Татьяны. Он долго ждет ответа, Татьяна не отвечает, оскорбленная его чувствами. Однажды, ранней весной, он застает ее одну, проливающую слезы над его письмом. В этот момент, когда в великосветской княгине пробудилась прежняя Татьяна, и происходит это откровенное объяснение, которое сама Татьяна сравнивает с той его проповедью, и преподает ему также «урок», продиктованный его прошлыми ошибками и заблуждениями, и теми новыми обстоятельствами, в которых она, по вине Онегина, и по собственной «неосторожности» оказалась. Собственно, это ответный удар судьбы по человеку за его прошлые ошибки. И важно, что не его, Онегина, вина, в том, что он не смог любить ту, прошлую, настоящую Татьяну. Его отказ был продиктован как раз его честностью, он не воспользовался случаем для легких отношений. Но то, что он был и остается рабом мелких чувств, что весь он – плоть от плоти своего времени и светской, пустой жизни, ее ценностей – в этом трагедия их отношений, и, наверное, трагедия тогдашней России, и, во многом, трагедия нашего времени.
Главная боль Татьяны – не их разлука, а его сердце, которое так трудно любить, если понимаешь, что оно недостойно, низко. Увериться в его честности, душевной красоте, указать ему путь, которым они должны следовать, чтобы оставаться честными в тех обстоятельствах, которые сложились – вот, по-моему мнению, ее главная цель монолога, а не просто отказ. Почему-то здесь Татьяна для меня ассоциируется с Беатриче Данте в «Божественной комедии», которая, уже умершая (недоступная для Онегина, для земной любви – из-за своего вечного обета верности мужу), указует ему путь к спасению.
Экспозиция.
Татьяна пытается найти, вскрыть для себя и для Онегина, причины его тогдашней нелюбви и его теперешней «любви». Она не находит иной причины, кроме той, что теперь она стала принадлежать к свету, в котором он воспитывался и жил, ценности которого он волей-неволей разделяет.Конфликт.
Татьяна обличает Онегина в низости по отношению к ней, обвиняет в оскорблении. Утверждает, что его тогдашняя нелюбовь лучше, честнее, и дороже ей, чем теперешняя «любовь».
Кульминация.
Выплеснув боль обиды, грязь, в которую Онегин теперь заставил ее окунуться своими домогательствами, Татьяна пытается вспомнить себя прошлую, чистую. Ту, которая любит сердце Онегина, и которая болеет за то, что оно в рабстве у мелких чувств.
Татьяна сравнивает настоящую свою жизнь и прошлую, и мечтает вернуться назад, в детство, в утраченный рай. Сожаления.
Развязка.
Татьяна объясняет, что в тогдашнем ее положении, последовавшем за его отказом, она, пожалуй, и не могла ничего сделать иного, как выйти замуж за любого, кого ей предложит мать, была безвольна. И теперь, поскольку судьба ее решена таким образом, он должен ее оставить.
Она уверяется в его честности, искренности, как будто даже благословляет его своим признанием в любви, и объявляет о своем решении вечно быть верной мужу, которому отдала себя.
Тут возникает вопрос, а не думала ли Татьяна о возможной своей неверности, не охватывали ли ее мечты о любовной связи с Онегиным. И эти-то мечты и делали ее ледяной и жестокой по отношению к нему – она боялась себя, она не хотела быть такой. От этого сарказм, злость начала монолога, где она думает о нем такие отвратительные вещи, которые ему, развратнику, и в голову не приходили (честь похваляться связью с княгиней). И дело Татьяны в этом монологе – и себя, и его вытащить из той грязи, той двусмысленной ситуации, жертвой которой стали эти два сердца. Возможно, и она соблазнялась, и она тосковала, но согласиться на связь с ним – для нее значит теперь предать любовь, и себя, и его. Отказаться же – спасти чистоту любви, указать ему путь к спасению. Она принимает решение.
Способы компоновки художественного мира, способы изображения.
Первая часть монолога вся состоит из вопросов. Вопросы риторические, то есть несущие в себе ответ и оценку. Или как допрос. Вывести на чистую воду.
И далее – Татьяна сражается с помощью вопросов. Сражается и за его сердце.
Перечисления. Первое перечисление – в обличительной части монолога, перечисление Татьяной качеств своего высокого положения в свете, за какие, по ее мнению, и любит ее теперь Евгений. После кульминации – вновь перечисление моментов, качеств ее светской жизни – с целью их все разом уничтожить в его глазах, обесценить, сравнить с прежней жизнью. Третье перечисление – моментов, предметов, дорогих ей людей прошлой, настоящей, прекрасной жизни. Это перечисление – тоска по потерянному раю, сожаления, желание туда вернуться. Заканчивается оно упоминанием о кладбище и кресте, о смерти близкого ей с детства человека – няни. Это наводит Татьяну на мысль о том, что возврата нет, о несении своего креста в жизни (?).
В развязке упоминаются слова: судьба, жребий, отдана, должна. Звучит тема судьбы, безвольности, бессилия человека перед ней. И рядом стоят слова о любви, гордости и чести. Татьяна чувствует, что не может победить несчастия, выпавшего им на долю, но может сохранить любовь, и гордость, и честь, и ищет того же в сердце Онегина.
Высший свет в монологе выражается словами: пышность, мишура, вихрь, успехи, ветошь, маскарад, блеск (для глаз), шум (для ушей), чад (дурной, душный запах, когда что-то старое, сырое, не горит, а тлеет с дымом, чадит). Ему противостоит мир деревни, детства: книги, дикий сад (то есть природный, нетронутый рукой человека или заросший, где природа берет свое), бедность, места первой любви; смирение, кладбище, ветви, няня (почти мама).Мать же выступает в развязке, в трагической части монолога, как причина – проводница жестокой судьбы. Бедная Таня противопоставлена матери с ее фальшивыми (?) слезами. По-настоящему родная бедной Тане умершая бедная няня.
Язык романа.
Роман написан четырехстопным ямбом. Ямб — размер, близкий к живой разговорной речи, он позволяет поэту вести живой, непринужденный разговор с читателем, «забалтываться донельзя», по выражению самого Пушкина.
Исследователи по-разному подходят к толкованию строения онегинской строфы. Так, Томашевский считает, что эта строфа начинается тезисом, кратко формулирующим тему (первое четверостишье), продолжается развитием темы (второе и третье четверостишье) и заканчивается сентенцией. Поэт придавал большое значение этому заключительному двустишию, выполняющему роль эмоционально заостренной точки (pointe), в виде изречения, эпиграммы, шутки, меткого оборота: «И наши внуки в добрый час Из мира вытеснят и нас!»; «Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред»; «Не всякий вас, как я, поймет; К беде неопытность ведет».
Личное отношение к произведению.
Этот отрывок очень мне понятен, как бы очень удобно ложится на язык, на чувства. И вместе с тем вызывает тяжелое, горестное состояние. И большое желание противостоять судьбе, трагедии, предрешенности. Хочется верить в лучшее, в то, что счастье все-таки возможно… В ходе же разбора выяснились главные болевые моменты отрывка, как бы скрытые за любовной коллизией – и вовсе не связанные с любовной темой. Все приходят на ум строчки: «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Мысли о том, что такое Россия, какая она; горькая, верная, родная любовь к ней. Тоска по родине, родному, настоящему, желание вернуться, невозможность вернуться, неправильная фальшивая жизнь, утрата, сожаление.