Технология продуктивного чтения-технология деятельностного подхода


Учитель начальных классов МАОУ СОШ №11 ст.Нижнебаканской Салова Зоя Владимировна
Тема: «Технология продуктивного чтения-технология деятельностного подхода»
На протяжении многих лет работы с учениками начальной и средней школы, я использовала различные педагогические технологии.
С 2012 года в рамках ФГОС особое место в моей работе занимает технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н.Светловской.
2 мая Наталии Николаевне Светловской, доктору педагогических наук, профессору, заслуженному учителю РФ, исполнилось 85 лет. Наш педагогический коллектив школы №11 станицы Нижнебаканской Крымского района Краснодарского края, искренне поздравляет Наталию Николаевну с юбилеем и желает всего в жизни только наилучшего, достатка, тепла, и благополучия.
В нашей педагогической работе применение технологии продуктивного чтения приобретает ведущее место и способствует достижению тех результатов, которые требуют новые стандарты.
Сегодня научить ребенка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя. С позиции деятельностного подхода содержания образования «выращивание» грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателями разных возрастов.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами», - писал В.А.Сухомлинский.
Технология продуктивного чтения является одной из наиболее эффективных технологий в обучении детей, которая прививает интерес к чтению, любовь к книгам, учит понимать самостоятельно прочитанный текст на любом уроке в начальной школе. Ученики учатся осмысливать цели чтения, выбирать вид чтения в зависимости от его чтения, извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, определять основную и второстепенную информацию, свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Технология продуктивного чтения-это технология деятельностного подхода. Её целью является формирование читательской компетенции школьника.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом.
Первый этап- это работа с текстом до чтения. Этот этап предполагает развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация. А главная задача- вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
В своей работе используя приём антиципации (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения), я учу учащихся определять смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделять его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Например. изучая произведение В.П.Астафьева «Капалуха» можно предложить карточки с опорными словами, иллюстрацией и биографией автора. (фото-приложение1). Учащиеся по предложенному материалу определяют определять смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют его героев. Тем самым повышается желание, мотивация прочитать данное произведение и узнать на сколько учащиеся правильно определили героев и направленность текста. Работа с текстом до чтения – завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».
Следующий этап-это работа с текстом во время чтения. С целью понимания текста и создания его читательской интерпретации, а главное обеспечение полноценного восприятия текста я провожу «диалог с автором». Этот прием эффективен и даёт детям увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность» в ходе вдумчивого аналитического, изучающего, медленного чтения. При обучении учащихся «диалогу с автором» я учу ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые, включая творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации ученики прогнозируют, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод или все произведение.
Я учу ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Возникающие вопросы предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.
На заключительном этапе предполагается работа с текстом после чтения. Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Здесь эффективна во-первых, концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия, в процессе чего происходит соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией, выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Во-вторых, знакомство с писателем через рассказ о писателе, беседу о личности писателя я провожу после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ученик сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Рассказ о писателе углубляет понимание прочитанного произведения. И наконец, в-третьих, использование творческих заданий, опирающихся на сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). С этой целью я применяю такие приёмы, как кубик или ромашку Блума (фото-приложение2), что даёт мне возможность научить ребят задавать правильно вопросы, классифицировать их, отвечать на них, формулировать правильно свои ответы, высказывать мнение о прочитанном. Интересный приём- составление синквейна (фото-приложение3)
СинквейнИмя сущ. Капалуха2 им. прилаг. Заботливая, самоотверженная
3 глагола Высиживала, слетела, защищала
Предложение Каждую каплю своего тепла отдала зарождающимся птицам
Синоним к им. сущ. Мама
В начальной школе чаще всего произведения содержатся в сокращении, поэтому одним из приёмов в работе над текстом является восстановление авторского текста. Я предлагаю учащимся карточки с отрывками из произведения, которых нет в тексте учебника, и ребята определяют, где возможно этот отрывок пропущен. Это даёт возможность не только восстановить текст в целом, но и определить главную идею произведения, открыть новую тему данного рассказа. Например, в произведении В.П.Астафьева «Капалуха» опущены следующие фрагменты:
«…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!..»
«…И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою».
После восстановления текста ученики приходят к выводу, что кроме темы «люби живое, природу, животных», автор говорит о любви к матери, ведь именно через материнскую любовь наши дети учатся любить всё нас окружающее.
Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Именно технология продуктивного чтения способствует этому.