Опорные конспекты к урокам литературы Задания для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся
Задания для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся
«Там, где пророс вопрос, зреет крепкий разум»
« Тот не писатель, кто не прибавил к зрению
человека хотя бы немного зоркости»
К.Паустовский
Существуют три категории преподавателей. У одних можно чему-то научиться. У других научиться нельзя ничему. И наконец, у третьих не научиться просто невозможно. Последние не только и не сколько знакомят обучаемых со своим предметом, сколько постоянно подталкивают их на самостоятельные открытия. Такие учителя вырабатывают у обучаемых умение рассуждать, решать задачи и творчески мыслить.
Настоящий учитель должен постоянно «питать» обучаемых интересными, увлекательными, разнообразными, постоянно усложняющимися новыми задачами.
Задача учителя литературы состоит в том, чтобы воспитать вдумчивого читателя. Значит , главный вид деятельности ученика – чтение, перечитывание, вчитывание в текст произведения.
Поэтому основная цель: создать творческие задания самых разных уровней и варианты их применений. Варианты заданий:
Рецензирование
Синквеин
Тесты
Опорные конспекты
Работа с эпиграфами
Найди формулу героя (автора)
Лингвистический анализ текста
Лабораторная работа
Составление опорных конспектов
Кластеры
«Толстые» и «Тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развитие критического мышления через чтение и письмо)
Прием пометки на полях
Тест – сочинение
Диалог с текстом
Рецензирование статьи « Творчество Ф.М.Достоевского».
Цель: научиться внимательно работать с текстом; понять образ писателя, героя; учиться рассуждать, делать выводы, высказывать свою точку зрения
Задание: Прочитайте статью и напишите рецензию. Рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному. В этом тебе помогут вопросы.
К чему призывает Достоевский в своем творчестве?
Чем вызван громадный интерес к его творчеству?
Почему вокруг творческого наследия кипит острая идеологическая борьба?
Достоевский прошел трудный путь исканий. В основе его жизни была любовь к жизни, любовь к человеку, к русскому народу вера в великое предназначение России. М. Горький отвергал в творчестве Достоевского все то, что могло быть воспринято как призыв к терпению и покорности. И вместе с тем он писал: «Толстой и Достоевский – два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали, как равные, великие ряды людей, чьи имена – Шекспир. Данте, Сервантес, Руссо и Гете.
В наше время Достоевский – один из наиболее известных писателей мира – говорит с миллионами читателей почти на всех языках человечества. И пожалуй, нет другого писателя чье наследие вызвало бы столь острую идеологическую борьбу. Высокий гуманизм, глубина художественных исканий Достоевского привлекают к нему внимание прогрессивных людей мира. Такие известные мастера слова, как Теодор Драйзер (США), Альберто Моравиа (Италия), Кобо Абе (Япония) и другие, ценили и ценят в Достоевском гениального художника – психолога, с потрясающей силой обнажившего трагедию голода, нищеты, унижение человеческого достоинства. Бунт против мира, где человек унижен и оскорблен.
Равнодушно читать Достоевского невозможно. И как бы мы не спорили с великим гуманистом, как бы не расходились с ним во взглядах на некоторые жизненно важные вопросы, мы всегда ощущаем его неприятие несправедливо устроенного общества, его гуманизм , его страстную мечту о гармоничной, светлой жизни. Мы восхищаемся и гордимся его художественным гением. В 1918 году на улицах городов воздвигались памятники «великим деятелям нового мира». В списке писателей и поэтов, которым надлежит поставить памятники, указано: «1.Толстой 2.Достоевский 3.Лермонтов 4.Пушкин. Так оценил победивший пролетариат наследие Достоевского.
Главное в наследии Достоевского – та жестокая правда, которую писатель отважился сказать своим современникам и потомкам, та тревожная и прозорливая дума о будущем России, о судьбах человечества, которая никогда не оставляла Достоевского. В каждой стране есть свои законы. Но существует внутренний нравственный закон, заложенный в нашей совести. Об этом в своих книгах говорит писатель. Закон этот отличает человека от обезьяны. Человек должен жить по законам совести. Если человек не усвоил для себя, что значит жить по законам добра, любви, веры, он может встать на путь неправильный. Человек обязан при любых обстоятельствах оставаться человеком – такова основная мысль его произведений. Поэтому и сейчас творчество Достоевского близко и дорого нам.
Поэтому слова известного писателя Чингиза Айтматова близки и понятны современникам:
«И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, с разбоем империалистов, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит неумолчно, взывая к человечности и гуманизму».Как вы понимаете эти строчки? О каком набате идет речь? Порассуждайте.Запиши вывод по теме : - Не сотвори себе кумира. – Возлюби ближнего твоего, как самого себя, -Мир спасет красота. (Дайте объяснение)
Кроссворд по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Вопросы: по вертикали
Имя старухи процентщицы?
Прозвище старухи, бравшей деньги под проценты?
На что была похожа комната Раскольникова?
На что обрекает себя Раскольников?
Чем раскольников убил старуху?
Что Раскольников заложил в последний раз?
Как звали сестру Родиона?
Буржуазный делец, негодяй, на счету которого много преступлений?
Друг Раскольникова?
Поклонник Дуни, шулер, карточный игрок?
Что напечатал Раскольников перед тем как уйти из университета?
По горизонтали:
4. Что мучает Раскольникова после убийства?
7. Что присылала мать Раскольникову?
12. Где жил Раскольников?
13. Куда отправляют Раскольникова после решения суда?
14. Как фамилия главного героя?
15. Кто написал роман «Преступление и наказание»?
16. В каком городе произошло убийство?
17. В чем ходил Раскольников?
Диалог с тестом. Творчество Ф.М.Достоевского. 1
Дайте определение слов:
социально- психологический роман-
мировоззрение-
Какие события происходили в эти годы?
1845-
1849-
Что толкает Раскольникова на преступление?
Кто из персонажей романа?
«умирая, не хочет, чтобы к ней звали священника, и заявляет, что на ней нет грехов, и «бог без того должен простить», а перед смертью говорит: «Прощай, горемыка! Уездили клячу! Надорвалась!». Как вы понимаете слово «горемыка»?
Кто такой Мармеладов? Что вы о нем знаете?
Почему роман Достоевского современен и сейчас?
Согласны ли вы со словами Ч.Айтматова:
«И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, разбоем империалистов, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит неумолчно, взывая к человечности и доброте».
Как вы понимаете слово «набат»?
Диалог с тестом. Творчество Ф.М.Достоевского. 2
Дайте определение слов:
Социально – психологический роман-
Сюжет –
Доходный дом -
Когда и в каких условиях создавался роман Достоевского «Преступление и наказание»?
Какие события происходили в эти годы?
1845-
1866-
Почему Толстой назвал Достоевского «человек, который весь борьба»?
Чей это портрет?
«Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью, с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазкиОн был в беспокойстве, ерошил волосы и подпирал иногда, в тоске, обеими руками голову, положа продранные локти на залитый и липкий стол». (Рассказать об этом герое)
Как вы понимаете слова Мармеладова: «Человеку некуда больше идти»
Что толкает Раскольникова на преступление?
Диалог с тестом. Творчество Ф.М.Достоевского. 3
Дайте определение слов:
Гуманизм-
Гуманный-
Сюжет-
С какой целью Достоевский дает картины Петербурга в романе?
Какие события происходили в эти годы?
25 декабря 1849 года-
1866-
Расскажите о теории Раскольникова.
Кто из персонажей романа?
«хотела вступить в брак с нелюбимым человеком ради спасения своего брата и матери».
Кто помогает Раскольникову вернуться к жизни?
Почему происходит крушение теории Раскольникова?
Кто из персонажей, и по какому поводу:
«Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу,» а когда девушка « в ужасе от него отшатнулась, как от сумасшедшего», он сказал ей: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонилсяЯ давеча сказал одному обидчику, что он не стоит одного твоего мизинцаи что я своей сестре сделал сегодня честь, посадив ее рядом с тобой».
Диалог с тестом. Творчество Ф.М.Достоевского. 4
Дайте определение слов:
Индивидуализм –
Сюжет –
Почему роман Достоевского современен и сейчас?
Какие события происходили в эти годы?
1838-1843 –
1849 –
Причины, толкнувшие Раскольникова на преступление?
Кто из персонажей романа?
« прожив всю жизнь беспутно и развратно, кончил тем, что застрелился, однако перед этим сделал добрые дела, обеспечив сирот Мармеладовых и девушку, на которой собирался жениться»
Почему герой спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или права имею?»
Как относится Соня к Раскольникову? Какие заветы она проповедует?
Диалог с тестом. Творчество Ф.М.Достоевского. 5
Дать определение слов:
Набат –
Доходный дом –
Когда был написан роман Достоевского «Преступление и наказание»? Основной сюжет романа?
Какие события происходили в эти годы:
1839-
1843-
1844-
«Деловые люди» в романе Достоевского ( перечислить их).
Чей это портрет?
«Это был господин уже не молодых лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брезгливою физиономией»
Почему рушится теория Раскольникова?
«Я хотел Наполеоном Сделаться, от того и убил»
Какое наказание страшнее: по суду или по совести?
Диалог с тестом. Творчество Ф.М.Достоевского. 6
Дать определение слов:
Гуманизм –
Гуманный-
Набат-
Назовите произведения Достоевского.
Какие события происходили в эти годы?
1821-
1850-1854-
Почему Достоевский так называет свой роман «Преступление и наказание»? (обосновать)
Чей это портрет?
«высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, - что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Волосы у неё были темно-русые, глаза почти черные, сверкающие, гордые и в тоже время иногда, необыкновенно добрые. Она была бледна, лицо ее сияло свежестью и здоровьем»
Кто из персонажей романа «страшно бедствуя, последние деньги свои, присланные матерью, отдает на похороны случайно встреченного им и раздавленного лошадьми человека»
Почему Раскольников не получает облегчения после преступления?
Диалог с тестом. Творчество Ф.М.Достоевского. 7
Дать определение слов:
Идеология-
Ремарка-
С какой целью Достоевский дает описание городского пейзажа?
Какие события происходили в эти годы?
1847-
1854-1859-
Почему современное Достоевскому общество преступно?
Чей это портрет?
«он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строенБыл до того бедно одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Шляпа.высокая , круглаявся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразным углом заломившаяся на сторону».
Какие картины Петербурга помогают понять внутреннее состояние Раскольникова?
Как относится Достоевский к своему герою?
Диалог с тестом. Творчество Ф.М.Достоевского. 8
Дать определение слов:
Гуманизм-
Гуманный-
В каких условиях создавался роман Достоевского «Преступление и наказание»?
Какие события происходили в эти годы?
1838-1843-
1854-1859-
Какое наказание определяет Достоевский своему герою?
«Я себя убил, а не старушонку». (В чем его наказание)
Чей это портрет?
«Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, с еще прекрасными темно-русыми волосами и с раскрасневшими до пятен щеками. Она ходила взад и вперед по своей небольшой комнате, сжав руки на груди, с запекшимися губами и неровно, прерывисто дышала. Глаза ее блестели, как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо».
Как Достоевский описывает Петербург? Его улицы, дома, каморки?
Как Достоевский относится к своему герою? Осуждает ли он его?
Опорный конспект по роману Ф.М.Достоевского (возможна работа в группах)
Тема: «Конфликт между человеком и обществом»
Используя опорный конспект, ответьте на предложенную тему, обращаясь к главам романа.
Петербург
Пейзажи
Сцены уличные жизни
Интерьеры
Работа с текстом романа. Класс делится на группы.
Петербург Достоевского –«город, в котором невозможно жить»
Пейзажи: Ч.1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит городского дня); ч.2 гл.2 (повторение предыдущей картины); ч.2, гл.2 («великолепная панорама Петербурга); ч.2, гл.6 (вечерний Петербург); ч.4, гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова); ч.4,гл.6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).
Сцены уличной жизни: ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч.2,гл.2 (сцена на Никольском мосту, удар бича и подаяние); ч.2, гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной, сцена на ском мосту). Ч.5, гл.5.(смерть Катерины Ивановны).
Интерьеры: ч.1, гл.3 (каморка Раскольникова); ч.1, гл.2 (кабак где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7 (комната – «проходной угол Мармеладовых); ч.4,гл.4 (комната- «сарай» Сони).
Вывод по теме:
С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.
Петербург не раз становится действующим лицом русской художественной литературы. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит
Белинский в письмах признался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить.
Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.
Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Из крохотной клетушки идет по Гороховой и Садовой улицам Раскольников к старухе- процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, СонюЧасто проходит и через сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок продажи скота, дров, сена, овсаВ двух шагах находился Столярный переулок, состоящий из шестнадцати домов, в которых находилось 18 питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.
Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной усмешки.
Интерьеры «петербуржских углов» не похожи на человеческое жилье:»каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов,- все это темные, сырые «гробы».
Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.
Работа с эпиграфами по творчеству Ф.М.Достоевского
Включение мотивации в начале урока:
Задание:
Внимательно прочитать эпиграфы о Достоевском и выписать из этих фраз понравившиеся слова, фразы, строчки, что зацепило ваше воображение.
Выпишите понравившиеся слова о Достоевском.
Ответьте на вопрос: Каким человеком предстает перед нами Достоевский?
«В сегодняшнем миретревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму».
Ч.Айтматов
«Он дает мне больше, чем любой мыслитель»
Альберт Эйнштейн
«Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант, быть может, только Шекспиру».
М.Горький
«Толстой и Достоевский – два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали как равные в великие ряды людей, чьи имена – Шекспир, Данте, Сервантес Руссо, Гете».
М.Горький
«Необыкновенность, сила, глубина и оригинальность таланта Достоевского были признаны тотчас же всеми, и публика тотчас же обнаружила ту неумеренную требовательность в отношении к таланту Достоевского и ту неумеренную нетерпимость к его недостаткам, которые имеют свойства возбуждать только необыкновенный талант»
Виссарион Белинский
«Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот , что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу».
Лев Толстой
Синквейн – (элемент технологии развития критического мышления)
Слово «синквейн» (фр.) обозначает «пять строк». При его написании существуют определенные правила:
Первая строка - заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Второя строка - два-три слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков выбранного предмета.
Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка - фраза из нескольких слов, которые выражают личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка - содержит слово, характеризующее суть предмета или объекта.
(Учитель может изменять правило синквейна по своему усмотрению.)
Интерактивная технология
Интерактивная технология – это форма обучения, где знания добываются через диалог.
Основная черта учебного диалога – постоянная обратная связь между учеником и учителем, которая осуществляется в различных формах:
Устной
Письменной
Знаковой
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение.
Основные аспекты технологии интерактивного обучения
Обучающее пространство. (Изменение привычной организации труда)
Проблемность содержания. Подготовка к учебному диалогу начинается с темы, которая обязательно содержит проблему, или учитель не называет тему намеренно, заостряя внимание учащихся на том, что в конце урока они должны назвать тему.
Групповое распределение. (Идет распределение групп)
Это парное обучение – постоянные пары и пары переменного состава.
Это ученик – ученик, либо ученик – сильный ученик, учитель – ученик.
Работа в паре считается самой распространенной: один выполняет роль учителя, другой – ученика.
Но лучше всего группа из 3х человек, где больше можно достичь
согласия.
Формирование групп – свободное (по желанию уч-ся) и организованное учителем.
Варианты заданий:
Учитель называет только кол. состав групп 3, 5, ученики создают группы сами.
Учащиеся при входе в класс берут карточки, различные по цвету, форме и образуют группы.
На столе рубашкой лежат карточки, которые объединены общей темой.
Задание с литерой А-сложные, с Б – чуть легче.
Мотивация совместной деятельности.
Учащиеся взаимодействуют друг с другом
Задания поискового характера
Правила в группе:
Поддержка друг друга
Уважение
Лидером может быть любой
Возможность найти лучшее решение.
Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативных компетенций.
Задания№1
Просмотрите фильм Достоевского «Преступление и наказание» и американский фильм «Изгой» с участием Тома Хенкса и выполните задание. Напишите небольшую творческую работу, ответив на вопросы:
Что помогло героям выжить и не потерять человеческий облик?
Почему самым жестоким наказанием и испытанием для человека во все времена было лишение общения?
Задание №2
Ниже дан перечень профессий, связанных с информационными и коммуникативными технологиями.
Задание: пользуясь словарями иностранных слов, а также англо – русским словарем, переведите на русский язык название этих профессий. В какой сфере общественной жизни они востребованы:
- менеджер –
-спичрайтер –
- пресс-секретарь –
- престидижитатор –
- доктринер –
- избирательный психолог –
-переговорщик –
- кризисник –
- специалист по слухам –
- психотерапевт –
- рекламист –
Задание №3
Наблюдаем и размышляем.
В течение 3х дней записывайте ваши роли в различных ситуациях общения. Например: «Встреча с лучшим другом», «На тренировке», «Разговор с родителями».
Проанализируйте свои ощущения.
-В какой степени изменилось ваше поведение в зависимости от ситуации и осталось ли оно неизменным на протяжении всего общения?
-Что придавало вам уверенность?
-В каких ситуациях вы были довольны исполнением принятых на себя ролей?
-Корректировали ли вы свое поведение с учетом реакции собеседника?
-В каких ситуациях вы чувствовали себя более комфортно? В каких наименее? Почему?
Развивающие каноны
Развивающий канон (РК) – форма задания, целенаправленно развивающего те или иные интеллектуальные качества, необходимые для творческой работы. РК – это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или другими связями. Развивающий канон может иметь различные формы: табличную, линейную, кольцевую, ступенчатую. Исследования РК показали, что их можно использовать в учебном процессе для оживления творческого отношения к самым разным предметам.
На уроке можно применять РК и в качестве средства контроля, и в качестве создания проблемной ситуации.
Задания направлены на развитие ассоциативного мышления. Задания такого рода органично вписываются в структуру заключительных уроков по изучению какого – либо произведения и обобщающих уроков по теме. Учитель любым способом должен заставить учащихся думать.
Примеры развивающих канонов:
Учащимся предлагаются репродукции картин, какие – либо иллюстрации, фотографии (по одной на каждого). В течение нескольких минут (5-6Минут) учащийся должен сформулировать ответ на вопрос:
С каким литературным героем (произведением, эпохой, писателем) у вас ассоциируется данная иллюстрация?
Вариантов ответов бесчисленное множество.
Предложите учащимся фотографию темной воды, посеребренной лунным светом, и в ответ услышите, что это:
Тяжелая жизнь Сонечки Мармеладовой и Раскольникова; но у них есть впереди надежда на лучшее (ведь вода немного освещена лунным сиянием)
Прошлое и будущее Пьера, чью жизнь осветила своим появлением Наташа Ростова;
Судьба Обломова, подчинившегося законам и не сумевшего измениться. Но есть свет, то есть вера в то, что маленькому сыну Штольца удастся воплотить мечты отца и его друга.
Любая иллюстрация, предложенная учащимся, обязательно будет озвучена. Главное, чтобы был прочитан текст, и учащиеся не боялись высказывать свое мнение.
Примеры развивающих канонов:
1.Задача учащихся: заполнить пустые клетки информацией, предварительно выяснив, по какому принципу следует отбирать эту информацию.
?
М.Цветаева
Чехов
Лермонтов
?
А.Н.Островский
Ясная поляна
?
?
?
Киев
?
1.Задача учащихся: заполнить пустые клетки информацией, предварительно выяснив, по какому принципу следует отбирать эту информацию.
Раскольников
Обломов
?
?
?
?
халат
Балахон с кистями
«Непременно теплое пальто на вате, калоши и зонтик»
«Пронзителный мужик»
«Толстые» и «тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развития критического мышления через чтение и письмо).
Из жизненного опыта мы знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответь однозначно. Тем не менее мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует однозначного ответа. Поэтому для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно («толстые» вопросы).«Толстые» вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:
?
?
Кто
Что
Когда
Может
Будет
Мог ли
Дайте объяснение, почему
Почему вы думаете
Почему вы считаете
В чем разница
Предположите, что будет, если
Что если
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:
На стадии вызова – это вопросы до изучения темы
На стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания
При размышлении – демонстрация пройденного
Приступая к изучению произведения, учитель должен выяснить, владеют ли учащиеся элементарными знаниями о содержании произведения.
«Тонкие» вопросы станут актуальными лишь на стадии входящего контроля, они не вызовут трудностей, у прочитавших изучаемые произведения:
Кто герой произведения?
Когда происходит действие в романе?
Мог ли Пьер Безухов встретиться в солоне Шерер с Берлиозом?
«Толстые» вопросы – это проблемные, неоднозначные и очень интересные вопросы.
Дайте объяснение, почему Ольга Ильинская, окруженная заботой и любовью Штольца, затосковала?
Как вы думаете, почему Обломов, начавший новую жизнь, не выбросил халат, а лишь отправил его в кладовую?
В чем разница между Петербургом Достоевского и Москвой Марины Цветаевой?
Предположите, как могли бы развиваться события, если бы Евгений Базаров победил болезнь.
\
Тест: Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Подумай и выбери верный вариант ответа.
«Поэмой о любви к Родине» В.Г.Белинский назвал:
А) «Тарас Бульба»
Б) «Ночь перед Рождеством»
В) «Ревизор»
Слова: «Есть еще порох в пороховницах!» принадлежат:
А) Остапу
Б) Тарасу
В) куренному атаману
«Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах костиничто, даже похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его» - это портрет:
А) «Тараса Бульбы»
Б) Остапа
В) атамана Кукубенко
Тема повести:
А) Героическая борьба русского и украинского народа с польской шляхтой
Б) История семьи Тараса Бульбы
В)Быт и нравы запорожской Сечи
Героев – запорожцев с былинными богатырями роднит:
А) Стремление к славе
Б) физическая сила
В) Героическая борьба за свободу и независимость Родины
Повесть написана в стиле:
А) Эпического сказа
Б) Семейной хроники
В) Исторического исследования
Выше личной привязанности, кровного родства поднялся:
А) Андрий
Б) Тарас
В) Остап
В результате чего Тарас оказался в руках поляков:
А) нагнулся за люлькой
Б) упал с коня
В) был ранен
«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью:
А) Остапа
Б) Андрия
В) Тараса
Смысл жизни для старого Тараса состоит:
А) в воспитании достойных сыновей
Б) в поддержании традиций Запорожской Сечи
В) защите родной земли
Критерии оценки:
«5» - работа выполнена безошибочно
«4» - в работе допущены 1-2 ошибки
«3» - в работе допущено 3-5 ошибок
«2» - прочитай произведение еще раз
Составление опорных конспектов
Данный вид работы позволяет учащимся проявить умение обобщать и структурировать материал. Учащиеся должны хорошо знать текст и уметь представить свою работу, подкрепить ее цитатами. Дать характеристику каждому герою.
Опорный конспект «Род Мелеховых». (по роману М.Шолохова «Тихий Дон»)
Род Мелеховых
Танюшка Мишка Полюшка
Аксинья Наталья
Дарья-Петр Григорий Дуня-Михаил Кошевой
Пантелей Прокофьевич---------------------------------------------Ильинична
Прокофий----------------Турчанка
Григорий Мелехов – главный герой романа, младший сын в семье казака Мелехова: «В отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».
Прокофий – родоначальник семьи Мелеховых, дед Григория: «Непокорно нес белесо-чубатую голову, - лишь под скулами у него пухли и катались желваки да промеж каменных, по всегдашней неподвижности, бровей проступал пот»
Турчанка – жена Прокофия, бабка Григория: «Из Туретчины привел он жену – маленькую. Закутанную в шаль женщину. Она прятала лицо, редко показывая тоскующие одичалые глаза. Пахла шелковая шаль далекими неведомыми запахами, радужные узоры ее питали бабью зависть. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато – красивые казаки Мелеховы.
Пантелей Прокофьевич – отец Григория: «Под уклон сползавших годков закряжестел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил жену».
Ильинична – мать Григория: «Некогда красивая, теперь сплошь опутанная паутиной морщин, дородная».
Петр – старший брат Григория: «Напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый».
Дарья – жена Петра: «Крутые черные дуги бровей», «Гладкая кобылау ней только на уме – игрища да улица»
Дуняша – младшая сестра Григория: «В длинных, чуть косых разрезах глаз искрились черные, в синеве белков, застенчивые и озорные миндалины глаз»; «отцова слабость»
Наталья – жена Григория: «Смелые серые глазаот худобы казавшиеся чрезмерно большими, светились парным блеском»; «На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка»; «Красивая осанка, высокие стройные ноги, бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд».
Аксинья – возлюбленная Григория, жена Степана Астахова: «Тяжелый узел волос, точеная шея с курчавыми пушистыми завитками волос»; «бесстыдно – жадные, пухловатые губы»; «статная фигура, крутая спина и налитые плечи»; «тепло похорошевшие глаза светились сумасшедшим счастьем, вызывающе смеялись».
Михаил Кошевой – приятель Григория, потом (в гражданскую) враг, в конце романа – муж сестры Григория Дуняши: «Безулыбчивые глаза, равнодушный, измотанный взгляд»; « твердое, восковое лицо».
Танюшка – дочь Григория и Аксиньи, умершая в раннем детстве от «глотошной» (скарлатины): «Чернявая головка, вся в Григория».
Полюшка – дочь Григория и Натальи, умершая в детстве от «глотошной»: «Блестящие черные глазенки, вся-то до капельки на батю похожая».
Мишатка –сын Григория и Натальи: «Угрюмоватый, с неласковым мелеховским взглядом»
«Трагедия Мелеховых»
На уже созданной схеме нужно обвести имена умерших героев траурными рамками. В конце урока на доске оказываются два генеалогических древа: одно цветущее, полнокровное, другое – черное, с немногочисленными уцелевшими листьями. Таким образом, на вопрос: «Что было и что осталось у героя в жизни?» - ответить будет намного легче: вторая схема наглядно представляет страшные итоги национальной катастрофы, изображенной в романе М.Шолохова «Тихий Дон».
Танюшка Мишка Полюшка
Аксинья Наталья
Дарья-Петр Григорий Дуня-Михаил Кошевой
Пантелей Прокофьевич---------------------------------------------Ильинична
Прокофий----------------Турчанка
15