Рабочая программа учебной дисциплины Охрана труда профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г. Ф. МОРОЗОВА»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 11 ОХРАНА ТРУДА
профессионального цикла основной профессиональной
образовательной программы базовой подготовки
по специальности 250110 "Лесное и лесопарковое хозяйство"

с. Слобода
2014 г.
РАССМОТРЕНО
Цикловой предметной
комиссией общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Председатель __________Л. И. Баркова
04.09.2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
______________ Е.Н.Кольченко
«____» _______________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО
Методист
______________ Н.И. Прошина
«____» _______________ 2014 г.

Разработчик:
Кравцова Ю.В. - преподаватель ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова».
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «19» апреля 2010 г. № 391.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство в соответствии с требованиями
ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
тематический план учебной дисциплины
7
8
условия реализации учебной дисциплины
15
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
1.паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «охрана труда».
1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова» по специальности 250110 « Лесное и лесопарковое хозяйство», разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения, и составлена для очной формы обучения.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Охрана труда» относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны сформироваться
общие компетенции, которые включают в себя:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Специалист лесного и лесопаркового хозяйства базовой подготовки должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Планировать, осуществлять и контролировать работы по лесному семеноводству.
ПК 1.2. Планировать, осуществлять и контролировать работы по выращиванию посадочного материала.
-4-
ПК 1.3. Участвовать в проектировании и контролировать работы по лесовосстановлению, лесоразведению и руководить ими.
ПК 1.4. Участвовать в проектировании и контролировать работы по уходу за лесами и руководить ими.
ПК 1.5. Осуществлять мероприятия по защите семян и посадочного материала от вредителей и болезней.
ПК 2.1. Проводить предупредительные мероприятия по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия.
ПК 2.2. Осуществлять тушение лесных пожаров.
ПК 2.3. Проводить лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг.
ПК 2.4. Проводить работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных насаждениях и руководить ими.
ПК 3.1. Осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий по использованию лесов.
ПК 3.2. Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими.
ПК 3.3. Планировать, осуществлять и контролировать рекреационную деятельность.
ПК 4.1. Проводить таксацию срубленных, отдельно растущих деревьев и лесных насаждений.
ПК 4.2. Осуществлять таксацию древесной и недревесной продукции леса.
ПК 4.3. Проводить полевые и камеральные лесоустроительные работы.
При освоении учебной дисциплины предусмотрена вариативная часть, направленная на углубление знаний и умений при выполнении самостоятельной работы и при освоении информационных технологий в соответствии с современными ориентирами в области профессиональных знаний и умений данной специальности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере
профессиональной деятельности;
- разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда;
- использовать в профессиональной деятельности правила охраны труда;
- проводить инструктажи по охране труда;
- осуществлять контроль за охраной труда;
- расследовать и оформлять несчастные случаи;
- использовать в работе нормативные правовые акты по охране труда.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- правила и нормы охраны труда;
- принципы системы управления охраной труда;
- систему и требования нормативных актов по охране труда;
-5-
- источники негативных факторов и причины их проявления в
производственной среде;
- особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;
- методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов;
- предназначение и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работы по охране труда;
- порядок возмещения ущерба, причиненного здоровью.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 17 часов.
-6-
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы
Объём
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
51
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
лабораторные занятия «не предусмотрено»
практические занятия 16
контрольные работы «не предусмотрено»
курсовая работа (проект) «не предусмотрено»
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17

в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
разработка и подготовка документации
работа с текстом
изучения действия приборов, препаратов «не предусмотрено»
6
5
6


Итоговая аттестация в форме ДЗ
-7-
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда».
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Содержание дисциплины и ее роль в формировании специалиста.
Аксиома потенциальной опасности производственной деятельности.
Охрана труда в Трудовом кодексе РФ.
Основные понятия и термины охраны труда, их практическое применение. 2 1
2

2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Изучить наименование и нумерацию статей Трудового кодекса. РФ по вопросам охраны труда. 3 Раздел 1. Нормативно-правовые и организационные основы охраны труда 8 Тема 1.1. Организация охраны труда.
Законодательство о труде и организация охраны труда на предприятии.
Нормативно-правовые акты по охране труда: законодательные акты и нормативно-технические акты.
Обязанности работодателя и работника в области охраны труда.
Аттестация рабочих мест и сертификация производственных объектов.
Обучение и инструктирование по охране труда.
Финансирование мероприятий по охране труда.
Материальная ответственность сторон трудового договора. 2 2
Практическое занятие
Проведение инструктажей по охране труда и их документальное оформление. 1 3
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить макет журнала регистрации инструктажей по охране труда на предприятии. 2 Тема 1.2. Государственный надзор и контроль за охраной труда Государственный, ведомственный надзоры по охране труда и их содержание.
Государственные инспекции охраны труда.
1 2
2
Тема 1.3. Несчастные случаи на производстве
Категории несчастных случаев.
Экономические потери и возмещение ущерба от производственных травм и заболеваний.
Анализ травматизма и заболеваемости.
Расследование и оформление несчастных случаев. 1 2
1
3
Практическое занятие
Анализ травматизма и заболеваемости. 2 3
Практическое занятие
Заполнение по результатам расследования форм, установленных Положением Минздравсоцразвития № 73 от 24.10.2002 г. 1 3
Раздел 2. Травмирующие и вредные факторы производства и защита от них 12 Тема 2.1. Природа негативных факторов производства Классификация негативных факторов.
Тяжесть и напряженность производственных процессов.
Нормативы и технические средства безопасности труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (приказ Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007 г).
1 1
2

2
Тема 2.2. Метеорологические
факторы и защита от них
Теплообмен в теле человека.
Общее и местное охлаждение, обморожение.
Нормирование метеоусловий и их измерение в производственных условиях, микроклимат. 1 1
2
3
Практическое занятие
Гигиеническая оценка условий труда. Оценка травмобезопасности условий труда. Индивидуальные средства защиты. Измерение метеоусловий. 2 3
Самостоятельная работа обучающихся
Ознакомиться с приборами и инструментами, с кратким указанием их назначения для измерения метеоусловий и микроклимата. 2 Тема 2.3. Вредные вещества в воздухе рабочей зоны
Состав атмосферного воздуха.
Загрязнители атмосферы.
Пыль и аэрозоли.
Контроль и нормативы содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
Вентиляции.
1 2
1
1
3
2
Практическое занятие
Контроль и нормативы содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны. 2 3
Самостоятельная работа обучающихся
Изучить методы определения вредных веществ в воздухе. 2 Тема 2.4. Шум и вибрация Характеристики шума и его воздействие на работника.
Вибрация, и ее влияние на здоровье человека.
Защита от шума и вибрации на производстве. 1 1
1
2
Тема 2.5. Электроток и ионизирующие излучения
Действие электротока на организм человека. Защита от действия электротока. Заземление и зануление оборудования, как средства защиты от электротока. Защита от статического электричества и молний.
Радиация, ее измерение и воздействие на человека. Средства защиты от воздействия радиации в лесных условиях, режимы труда и отдыха. 1 1
2

Практическое занятие
Заземление и зануление оборудования, как средства защита от действия электротока. 1 3
Самостоятельная работа обучающихся.
Нарисовать схему заземления и зануления электротока.
Объяснение принципа работы схемы заземления и зануления. 2 Тема 2.6. Освещенность.
Понятия: свет, освещенность, световой поток, сила света.
Производственное освящение: естественное, искусственное и совмещенное.
Местное и комбинированное освещение.
Нормирование освещенности.
Источники света. 1 1
2

2
2
3
Практическое занятие
Нормирование освещенности. Источники света. 1 3
Раздел 3. Обеспечение безопасных условий труда в лесном и лесопарковом хозяйстве. 10 Тема 3.1. Безопасность лесозаготовительных работ
Технологическая карта разработки лесосек.Охрана труда при подготовительных работах.Опасные зоны валки.Безопасные технологии валки деревьев.Снятие зависших деревьев и разработка ветровально-буреломных лесосек.Безопасность удаления сучьев, чокеровки, трелевки и раскряжевки древесины. Требования безопасности при сортировке, штабелевке, погрузке и вывозе древесины. 1 2
Практическое занятие.
Технологическая карта разработки лесосек. 1 3
Самостоятельная работа обучающихся. Разработать технологическую карту разработки ветровально-буреломной лесосеки.
2 Тема 3.2. Безопасность воспроизводства леса Охрана труда при:
расчистке площадей; подготовке почвы;
сборе и обработке семян;
выращивании посадочного материала;.
посадке лесных культур и уходе за ними;
при защите семян и насаждений от вредителей.
Требования безопасности в технологических картах. 1 3
3
3
3
3
3
Практическое занятие
Безопасность посадки лесных культур. 1 3
Тема 3.3. Безопасность тушения лесных пожаров Требования безопасности на тушении различных видов лесных пожаров.
Организация борьбы с огнем.
Отдых и ночлег работников на лесных пожарах. 1
2
Практическое занятие
Инструктирование лиц, привлекаемых к тушению пожаров 1 3
Тема 3.4. Безопасность погрузочно-разгрузочных работ. Работы с повышенной опасностью.
Механизмы погрузки-разгрузки древесины и приборы безопасности.
Испытания грузоподъемных механизмов. Организация грузоподъемных работ. Безопасность работ вручную.
Виды работ с повышенной опасность в лесу. Организация работ с повышенной опасностью. Оформление работ с повышенной опасностью. 1
2
Практическое занятие
Испытание грузоподъемных механизмов. 1 3
Самостоятельная работа обучающихся
Изучить приборы безопасности, их назначение на грузоподъемных механизмах. 2 Практическое занятие. Оформление работ с повышенной опасностью. 1 3
Раздел 4. Доврачебная помощь пострадавшим. 2 Тема 4.1. Принципы оказания доврачебной помощи Ранения, кровотечения, ушибы, засорение глаз, отравление.
Переломы и вывихи. Обморожения и ожоги. Тепловой и солнечные удары, укусы ядовитых насекомых. Поражение электрическим током.
Искусственное дыхание и наружный массаж сердца. 1 2
Практическое занятие. Оказание доврачебной помощи. 1 3
Самостоятельная работа. Изучить содержание медицинской аптечки для оказания доврачебной помощи пострадавшим, с кратким указанием назначения препарата или средства. 2 Итоговая аттестация в форме ДЗ Максимальная нагрузка 51 В том числе: обязательная нагрузка 34 самостоятельная работа 17 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации учебной дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализация программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет профессиональных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
- комплект плакатов, схем, таблиц, типовые бланки документов (акты, учетные и отчетные документы), инструкции по безопасным технологиям труда;
- фильмы по охране труда и безопасной борьбы с огнем;
- набор средств индивидуальной защиты и приспособлений;
- плакаты по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим;
- оборудование, материалы и приборы для и практических работ.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы; интернет-ресурсы.
Основные источники:
1.Девисилов В.А. Охрана труда. М.: Форум-Инфра-М, 2009.
2.Туревский И.С. Охрана труда на автомобильном транспорте. М.: Форум- Инфра-М, 2009.
3. Лесной кодекс Российской Федерации (в последней редакции на момент использования).
Дополнительные источники:
1. Обливин В.Н., Никитин Л.И., Гуревич А.А. Безопасность жизнедеятельности в лесопромышленном производстве и лесном хозяйстве. М.: МГУЛ, 1999 г..
2. Попов Ю.В. Охрана труда. М.: Академия, 1982 г..
3. Щербаков А.С., Никитин Л.И., Бобков Н.Т. Охрана труда в лесной и деревообрабатывающей промышленности. М.: Лесная промышленность, 1990 г..
4. Основы медицинских знаний учащихся. М.: Просвещение, 1995 г..
5. Медведев В. Т., Новиков С.Г., Каралюнец А.В., Маслова Т.Н., Охрана труда и промышленная экология, М.: Академия, 2006 г..
6. Арустамов Э.А. Охрана труда , справочник. М, 2007 г..
6. Нормативно-правовые документы.
-15-
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины.
Текущий контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольного опроса, тестирования, составления конспектов а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Итоговый контроль оценки уровня освоения дисциплины обучающихся проводится в форме дифференцированного зачета.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; выполнение и защита практических занятий
разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда; выполнение и защита практических занятий
использовать в профессиональной деятельности правила охраны труда; выполнение и защита практических занятий
проводить инструктажи по охране труда; выполнение и защита практических занятий
осуществлять контроль по охране труда; выполнение и защита практических занятий
Знания: правила и нормы охраны труда; Контрольное тестирование
источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде; Контрольное тестирование
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; Контрольное тестирование
методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов; Контрольное тестирование
-16-