Презентация Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках биологии, математики, физики и географии


Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики, биологии, физики, географии.“Личность – звено между мотивацией и ее реализацией” (З. Фрейд) Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес”) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения. Математика Планируя способ включения всех учащихся в деятельность на уроке, думаю о создании мотивационной основы их работы.Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса. «Удивляй» Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока. 6 класс. Тема “Координатная плоскость”.  Начинаю с построения всевоз можных фигур: самолет, бегун, петух. Учителями годами накапливаются по добные рисунки для уроков. Часть материала я нахожу на страницах газеты “Математика”, а часть ребята придумывают сами. И только после этого мы с ребятами переходим к учебнику: строим точки, отрезки, треугольники, но делается это уже легко и со знанием дела. Мотивация познавательной деятельности Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за счет опоры на жизненный опыт, ребятам понятны и интересны задачи, связанные с работой родителей, так как дети постоянно помогают им. Поэтому такие понятия, как привесы, удои, урожайность, грузоподъемность, делают знания понятными и значимыми.Очень важно, чтобы учитель имел установку: любой изучаемый материал увязать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал к лекции, я всегда продумываю моменты, показывающие, почему это очень важно знать. Тема “Масштаб”, и объявляется конкурс на лучшую планировку посадок на клумбе. Задумки ребят просто поражают «Привлекательная цель» Формула: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная цель, выполняя короткую он волей-неволей выполняет учебное задание, которое планирует педагог.Цель: обобщить и закрепить свойства геометрических фигур, а точнее различных видов четырехугольников. «Преобразование многочленов» Пронумеруем дни недели так: понедельник-первый день, вторник-второй и т.д. Задумайте какой-либо день недели, умножить его на номер 2, прибавьте произведению 5, умножьте сумму на 5, допишите к найденному числу справа 0 и назовите результатю. «Фантастическая добавка» Формула: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.«Применение подобия треугольников к решению практических задач».-Сегодня мы с помощью воображения перенесемся на несколько лет вперед. Все мы сотрудники института прикладной математики и работаем в отделе измерений на местности. Нашему отделу предстоит выполнить 3 технических задания, предложенных Министерства лесного хозяйства. Здесь присутствуют представители заказчика-эксперты. Короткое оперативное описание – повторение важных теоретических и технических заданий: «Разработать способ измерения высоты дерева» «Практичность теории» Учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.«Решение задач на отыскание наибольшего и наименьшего значения»Рассказ Л.Н.Толстого «Много ли человеку надо». В котором говорится о том, как крестьянин Пахом, который мечтал о собственной земле и собрал, наконец, желанную сумму, предстал перед требованием старшины: «Сколько за день земли обойдешь ,вся твоя будет за 1000рублей. Но если к заходу солнца не возвратишься на место , с которого вышел ,пропали твои деньги». Выбежал утром Пахом, прибежал вечером на место и упал без чувств, обежал четырехугольников периметром Р-40км. Наибольшую ли площадь при данном периметре получил Пахом? «Практичность теории» Учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.«Решение задач на отыскание наибольшего и наименьшего значения»Рассказ Л.Н.Толстого «Много ли человеку надо». В котором говорится о том, как крестьянин Пахом, который мечтал о собственной земле и собрал, наконец, желанную сумму, предстал перед требованием старшины: «Сколько за день земли обойдешь ,вся твоя будет за 1000рублей. Но если к заходу солнца не возвратишься на место , с которого вышел ,пропали твои деньги». Выбежал утром Пахом, прибежал вечером на место и упал без чувств, обежал четырехугольников периметром Р-40км. Наибольшую ли площадь при данном периметре получил Пахом? Физика. Крайсвитняя Н.Ф. В 2015 – 2016 учебном году физике обучаются 9 учащихся. По уровням учебной мотивации можно сказать следующее: 7 класс 1Первый - Высокий уровень—0Второй - Хорошая школьная мотивация. Успешно справляются с учебной деятельностью:3 - 43%Третий – положительное отношение к школе, общение со сверстниками, учителями. Учебный процесс мало привлекает43 %Четвёртый – Низкая мотивация. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности:1-14 %Пятый – Негативное отношение к школе. Не справляются с учебной деятельностью, проблемы в общении со сверстниками, учителями - 0 9 класс Первый - Высокий уровень-0Второй - Хорошая школьная мотивация. Успешно справляются с учебной деятельностью-0Третий – положительное отношение к школе, общение со сверстниками, учителями. Учебный процесс мало привлекает:1 - 50%Четвёртый – Низкая мотивация. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности-0Пятый – Негативное отношение к школе. Не справляются с учебной деятельностью, проблемы в общении со сверстниками, учителями:1- 50% Моё мнение: Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учебе без интереса, равнодушно.На своих уроках применяю работу в парах /сильный и слабый/, работу в группах, где дети могут свободно высказаться. Чтобы у учащихся пропало чувство страха и неуверенности, подбираю задания, которые были бы понятны и внутренне приняты ими, тогда ученики «вырастает» в собственных глазах, ведь они смогли сами правильно решить задачу или ответить на вопросы. Таким образом, у них к концу урока возникает положительная установка на дальнейшее учение . При работе в парах часто использую взаимоконтроль, самоконтроль. Здесь даже слабый ученик может оценить свои знания и знания более сильного ученика, что также повышает его самооценку, а следовательно и мотивацию. «Я знаю», «я могу». При решении количественных задач слабые ученики не могут справиться с математическими расчетами, поэтому на уроках мы с детьми всегда решаем и качественные задачи, постоянно разбираем различные ситуации из жизни, в которых можно применить свои знания. Изучение нового материала также построено на жизненном опыте учащихся. Таким образом, на своих уроках я стремлюсь к том, чтобы у детей с поднималась учебная мотивация. Биология Франц Н.А. уверена - компьютер - универсальное устройство обработки информации и повышения мотивации учащихся. А проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу. Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры. Биология Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора заметно повышают познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Биология – практический результат Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.Практический результат уроков с применением ИКТ: повышения мотивации обучающихсяповышение качества знаний Средством развития мотивационной составляющей урока биологии является и поэзия, при помощи которой создаются на уроке проблемные ситуации. Урок «Строение сердца»Что такое сердце?Камень твердый?Яблоко с багрово - красной кожей?Может быть, меж ребер и аортойБьется шар, на шар земной похожий?Так или иначе все земноеУмещается в его пределы,Потому – то нет ему покоя,До всего ему есть дело. В 9 классе при закреплении материала по теме «Борьба за существование» использую следующие стихи загадки:Определить о каких формах борьбы за существование говорится в следующих строчках: А) И меж растений царствует война – деревья, травы вверх растут задорно,     За свет и воздух борются упорно, а корни их, в земле неся свой труд,    За почву и за влажность спор ведут. (Э. Дарвин)Б) Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей, страшатся щуки крокодила;    От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.      Всегда имеет верх над слабостию сила… (А.С. Пушкин)В) Лес кругом. Широкая поляна… На траве зеленой у кургана     Жаркий бой ведут тетерева …..(П. Усачев) В 9 классе при закреплении материала по теме «Борьба за существование» использую следующие стихи загадки:Определить о каких формах борьбы за существование говорится в следующих строчках: Г) пословица: И раки не живут без дракиД) А знаете, друзья, что ёж был с мягкой шерсткою когда – то?    Но объявилась, вдруг лиса, защелкали зубами волки, -     И стали колкими глаза, и выросли иголки  (А. Марков)Е) Была зима такая, что с ветвей комочком белым падал воробей,     Закованные в ледяные глыбы, в речных глубинах задыхались рыбы… (П.-Б. Шелли) Домашний эксперимент (мини-проект по изучаемой теме)   Домашний эксперимент – это небольшой самостоятельный научный проект каждого ученика. Самостоятельно или с помощью взрослых выполняя простые опыты дети смогут сделать свои первые шаги в науке. Эксперименты для домашнего проведения должны быть безопасными и основанными на использовании простых доступных материалов. Такие задания не только мотивируют активную познавательную деятельность, но и приучают к четкому и серьезному оформлению своих выводов по проекту. мини-проект по изучаемой теме«Испарение воды листьями» Цель – убедиться, что вода испаряется через устьице листаОборудование: стакан с водой, растительное масло, веточка с листьями.Ход работы: в стакан с водой поставить веточку растения и налить поверх воды 1 см растительного масла. Измерить высоту воды в стакане до растительного масла. Проверять высоту воды в стакане в течении 3 недель фиксируя результаты. Александровская основная школа Повышение мотивации учебной деятельности учащихся на уроках географии(из опыта работы)Подготовил учитель географииВысшей категории Петрашин Д.В. Способы повышения мотивации к обучению и активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии с использованием ИКТ. В своей работе я использую: мультимедийные учебники и энциклопедии, презентации уроков. Мультимедийные учебники разработаны по всем курсам географии, материал изложен доступно, наглядно, все природные процессы показаны в виде анимированных картинок, карт, видеофрагментов. Теоретически сложно изучить страну, в которой никогда не был, а при помощи компьютерных технологий легко создать образ территории и показать причинно-следственные связи, явления, познакомиться со своеобразием природы. Географический образ территорииЖивотный мир Африки Иллюстративный материал из Интернета Применение информационных технологий значительно расширяет географический кругозор детей. Работая в Интернете с сайтами, ученики получают более полную и свежую информацию о странах, туристических регионах и культурных центрах мира Определить европейскую столицу Страны Европы и их столицы Мультимедийные презентации - отличное средство активизации познавательной деятельности учащихся и мотивациик изучению географии Проведение урока с использованием компьютерных технологий требует от учителя большой подготовительной работы, но все затраты окупаются - повышением мотивации к обучению, развитием пространственного воображения. В отзывах учеников отмечается, что работать на таких уроках легко, лучше происходит запоминание и усвоение материала, появляется желание помочь учителю в создании презентации к новой теме. ВЫВОД: Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету. Условия для формирования мотивации учения можно создавать на разных этапах урока: при изучении нового материала, закреплении, опросе домашнего задания, контроле знаний, выполнении практических работ; в ходе выполнения дополнительных и домашних заданий.Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать мы считаем, что это один из самых важных компонентов урока.