Доклад по теме «Развитие волонтерского движения, вовлечение трудных подростков в добровольческую деятельность».
Доклад по теме:
«Развитие волонтерского движения, вовлечение трудных подростков
в добровольческую деятельность».
В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Во всех странах волонтерское движение имеет глубокие самобытные корни. Например, в России история волонтерского движения изначально связана с деятельностью православной церкви, позднее – с инициативой первых некоммерческих общественных объединений – земств, учителя и врачи которых много делали для русского крестьянства. В России же возникло и первое женское волонтерское движение – сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам.
Сегодня по всему миру насчитываются сотни тысяч движений волонтеров, как небольших региональных, так и крупных, имеющих профессиональный международный статус, работающих под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Цели волонтерских движений различны. Но основной принцип для каждого движения волонтеров, в большинстве стран мира един. Он заключается в оказании добровольной бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается. Кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру.
Ныне традиции волонтерского движения в России возрождаются. Федеральный закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях определяет участников волонтерского движения в России так: «добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе, в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие)». Чем еще можно мотивировать молодежь? А вот чем. 28.07.2014г. подписан Приказ Министерства образования РФ №839 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования на 2015-2016 год». При учете индивидуальных достижений учитываются: статус чемпиона, золотой значок ГТО, аттестат, волонтерская деятельность, участие в олимпиадах.
Многие еще относятся к волонтерскому движению в России недоверчиво, памятуя о добровольно-принудительном характере общественной работы в нашем недавнем советском прошлом. Несколько тормозит развитие волонтерского движения в нашей стране инертность общества, отсутствие привычки к гражданской инициативе – недоброе наследие советской государственности. Но, несмотря на эти сдерживающие факторы, развитие волонтерского движения протекает очень интенсивно, создаются новые организации, собираются средства, реализуются проекты. В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение. У него много направлений: культурное, социальное, событийное, всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы». В Рязанской области успешно реализуются инновационные формы работы антинаркотической направленности, создана система работы антинаркотических волонтерских отрядов на базе образовательных учреждений. Волонтерское движение охватывает учащихся самых разных возрастов. Программа волонтерского движения в школе предусматривает для ребят выполнение посильной общественно-полезной работы, предполагает участие школьников в различных социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических митингах и других. Специальные психологические курсы готовят школьников-волонтеров к ведению среди сверстников работы по профилактике употребления наркотиков, пропаганде здорового образа жизни. В Рязани организована работа «Школы волонтеров» по профилактике злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами». Волонтерское движение имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
В социологии активная гражданская позиция определяется как «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов». Поэтому актуальным становится развитие активной жизненной позиции как совокупности компетенций, обеспечивающих личность способностью: брать на себя ответственность, самостоятельно принимать решения, реализовывать свои права в повседневной жизни, участвовать в развитии демократических институтов общества, умение работать в команде, принимать совместные решения, владеть новыми технологиями, осуществлять инновационную деятельность, обладать потребностью саморазвития и самосовершенствования, как в личностном отношении, так и професcиональном, успешной социализации.
В образовательных учреждениях нам приходится работать с разными детьми. Самый интересный опыт работы, конечно, приобретается при взаимодействии с так называемыми «трудными подростками». У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов. Поэтому в руках неопытных педагогов сопротивляемость трудных подростков усиливается по мере того, как будет задеваться его «больное место». У подростков проявляется ожесточенность к окружающим, неверие в свои силы, упадок духа, неверие в окружающих его людей. Конфликтное отношение с педагогами усугубляется тем, что трудновоспитуемые дети, как правило, плохо контактируют или даже не дружат со своими одноклассниками, особенно тогда, когда попадают в новые коллективы, где к ним учащиеся относятся как чужим, отрицательно относятся к ним педагоги. Потребность в общении со сверстниками одна из самых сильных в подростковом возрасте. И они ищут этого общения. От них отмахиваются учителя, с ними не справляются родители, им трудно найти свое место в жизни.
В нашей школе есть место, куда может зайти каждый школьник. Это место – вожатская комната – кабинет старшей вожатой. Здесь готовы выслушать каждого. Ребята прибегают сюда, чтобы поделиться радостями, успехами, а также обсудить проблемы, неприятности и трудности. В узенькой вожатской комнате всегда кипит работа, решаются важные дела. Это привлекает школьников всех возрастов. Каждый считает своим долгом хотя бы заглянуть, чтобы поприветствовать, или попрощаться в конце дня. Среди моих активистов-волонтеров много так называемых «трудных». Дети из разных классов, разные по темпераменту, уровню воспитанности, интеллекту, характеру. Многие из них испытывают трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами. Именно таким детям важно почувствовать свою значимость и нужность в обществе. Для них волонтерская деятельность является глотком свежего воздуха среди неприятностей и непонимания близкого окружения. Совершая добрые поступки, помогая другим людям, они получают возможность повысить свою самооценку, приобрести социальный опыт.
Наблюдая за поведением «трудных», я сделала следующие выводы:
- трудные подростки гораздо смелее своих обычных сверстников, они легче идут на контакт с незнакомыми людьми, прохожими;
- они готовы помогать другим, чтобы показать себя с лучшей стороны;
- они стараются заслужить одобрение, хорошо выполняя работу, например, собирая мусор на улице, в парке, сажая деревья;
Есть и отрицательные моменты работы с «трудными»:
- у трудных подростков, как правило, наблюдается нервозность в поведении, они могут вспылить;
- если что-то пошло не так, они могут бросить начатое дело;
- частые проявления несдержанности могут проявляться в резких движениях, нецензурных выражениях;
- на таких людей нельзя воздействовать подавлением воли, только разговор на равных, анализ ситуации, положительный пример.
- главный принцип работы с «трудными» - 2П, понять и простить.
Мы приглашаем школьников заниматься волонтерством – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером. Волонтеры вовлекаются в добровольческие проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах добровольчества. Волонтерский труд поможет внести в жизнь подростков разнообразие, позволяя им отвлечься от каждодневной рутины и негативных поступков. Волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоутверждение, продвижение ценностей. Наблюдения показывают, что у трудных подростков – членов волонтерского отряда, начинаются изменения от пассивного участия до творческой активной деятельности.
Выполняя важную, полезную общественную работу подростки испытывают гордость за свой труд. Это развивает у них чувство собственного достоинства, формирует активную жизненную позицию, что в свою очередь способствует осуществлению профилактики их девиантного поведения.
Старшая вожатая МБОУ
·Спасская СОШ
·:
Карькина Надежда Вячеславовна