Педагогическое исследование на тему Использование информационно — коммуникационных технологий как фактор, повышающий мотивацию к обучению


Участие Витохиной Людмилы Александровны
в экспериментальной работе
Посёлок Юктали и МОАУ «Юкталинская СОШ» находятся в некотором удалении от районного центра (337 км). Около 80% детей из семей железнодорожников, 20% детей не посещали детский сад. В классах учатся дети из семей со средним достатком, из малообеспеченных семей. Они не видят для себя личностной перспективы и многие не заинтересованы в изучении русского языка и литературы, считая,  что они не нужны для их будущей профессии. У части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении русского языка они сталкиваются со значительными трудностями  и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Некоторые ученики имеют положительную мотивацию к изучению русского языка и литературы, но не имеют возможности применять свои знания на практике. Поэтому существует проблема  невостребованности полноценных знаний русского языка, значительно снижающая мотивацию у  школьников при изучении предмета.
Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.
Передо мной встал вопрос как «замотивировать» учащихся на изучение русского языка? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя русского языка и литературы.
         Поэтому стратегической целью представленного проекта является формирование положительных мотивов к изучению русского языка в условиях общеобразовательной школы. Проект – это продолжение моей работы по теме самообразования «Использование ИКТ при обучении русскому языку и литературе», соответственно поставленные задачи, причины, противоречия обозначили тему педагогического исследования:  «Использование информационно-коммуникационных технологий как фактор повышение мотивации учащихся к обучению»
Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.
Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся русскому языку и литературе через использование ИКТ.
Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся русскому языку будет эффективным, если:
определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся;
выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся;
разработана методика развития позитивной мотивации к обучению английскому языку через использование ИКТ;
обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению учащихся русскому языку через использование ИКТ;
процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся русскому языку через использование ИКТ является направлением и конечной целью специально организованной работы.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения русскому языку;
используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся;
выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению русского языка;
проверить эффективность предложенных средств в реальной практике;
провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
теоретический анализ литературы и исследований по проблеме;
изучение и обобщение практического опыта по теме исследования;
изучение документов, определяющих политику государства в области образования;
педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, независимые экспертные оценки, наблюдения, беседы, контент-анализ, тренинг, развивающие игры; статистическая обработка результатов работы.
Научная новизна исследования состоит:
в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся русскому языку: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;
в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических);
в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся русскому языку через ИКТ, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению.
      Передо мной встал вопрос как «замотивировать» учащихся на изучение русского языка? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя русского языка и литературы.
         Поэтому стратегической целью представленного проекта является формирование положительных мотивов к изучению русского языка в условиях общеобразовательной школы. Проект – это продолжение моей работы по теме самообразования «Использование ИКТ при обучении русскому языку», соответственно поставленные задачи, причины, противоречия обозначили тему педагогического исследования:  «Использование информационно-коммуникационных технологий как фактор повышение мотивации учащихся к обучению»
Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.
Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся русскому языку через использование ИКТ.
Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся руссскому языку будет эффективным, если:
определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся;
выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся;
разработана методика развития позитивной мотивации к обучению русскому языку через использование ИКТ;
обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению учащихся русскому языку через использование ИКТ;
процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся русскому языку через использование ИКТ является направлением и конечной целью специально организованной работы.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения русскому языку;
используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся;
выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению русского языка;
проверить эффективность предложенных средств в реальной практике;
провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
теоретический анализ литературы и исследований по проблеме;
изучение и обобщение практического опыта по теме исследования;
изучение документов, определяющих политику государства в области образования;
педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, независимые экспертные оценки, наблюдения, беседы, контент-анализ, тренинг, развивающие игры; статистическая обработка результатов работы.
Научная новизна исследования состоит:
в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся английскому языку: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;
в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических);
в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся английскому языку через ИКТ, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению.
Перспективность исследования:
тема выбрана в рамках комплексной методической проблемы школы;
оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, в раскрытии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
формирование у учащихся системы научных знаний;
Крайне важным в практическом применении опыта является конструктивное использование внутрипредметных и межпредметных связей, как элементов активной методики преподавания.
Методологической основой исследования являются:
теория продуктивного обучения (И. Беем и Е. Шнейдер, А.В. Хуторской, С.В. Кушнир и др.),
теория деятельностного подхода в обучении (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев и др.)
концепция информатизации образования (С.А.Бешенков, С.Г.Григорьев, Т.Б.Захарова, А.А.Кузнецов, И.В.Роберт, Е.К.Хеннер и др.).
Опытно-экспериментальная база. Экспериментальная проверка результатов исследования проводилось на базе МОАУ «Юкталинская СОШ». Педагогическим исследованием были охвачены учащиеся 6- 11 классов, всего 49 учащихся.
Сроки исследования: 2009-2012г.г.
Основные этапы исследования
На первом (подготовительном) этапе (2009-2010 учебный год) была выделена проблема и намечена тема исследования. Происходило теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач исследования. Осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализировались различные варианты организации активизации познавательной деятельности учащихся.
На втором (практическом) этапе (2010-2011 учебный год) проводилась:
практическая организация работы по анализу мотивации к обучению учащихся;
разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся английскому языку через использование ИКТ;
создавались презентации и другие необходимые дидактические материалы для практического использования ИКТ в повышении мотивации в обучении русскому языку;
разработка критериев оценки самостоятельных работ выполненных с использованием ИКТ при обучении русскому языку и литературы;
разработка требований к содержанию и оформлению самостоятельных работ выполненных с использованием ИКТ.
В период второго этапа происходило уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.
Прогнозируемые риски и методы их коррекции:
ухудшение креативной способности учащихся вследствие чрезмерного использования информаций от компьютеров. Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала;
вред здоровью при невыполнении требований САнПиН. Коррекция:
Поддержание санитарно-гигиенических условий (температура, влажность, освещенность, уровень электромагнитного излучения).
Выполнение гигиенических рекомендаций по правильной посадке за компьютером и временных ограничений по возрасту.
Грамотное построение уроков с использованием компьютера.
Выполнение упражнений для профилактики зрительного утомления и снятия мышечного напряжения.
Создание психологически-комфортной среды в процессе обучения.
наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации. Коррекция: развитие у обучающихся критического отношения к получаемой информации. Перед учителем встает задача
профессионального экспертирования полученной информации в силу того, что Интернет сегодня является в значительной степени неконтролируемым с точки зрения достоверности информационным пространством.
Ресурсное обеспечение процесса обучения русскому языку в свете мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:
кабинет русского языка снабжен комплектами дидактических материалов, в достаточном объеме дополнительная литература (учебники, энциклопедии, словари, учебно-познавательная, занимательная литература);
осуществлён полностью переход на УМК серии «Школа 2100» под ред. Р.Н.Бунеева, который в ещё большей степени способствует формированию положительной мотивации учения, формирует чувство успешности;
имеется компьютер, электронные пособия по русскому языку, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися. Кроме того в кабинете имеется интерактивная доска INTERWRITE, имеется постоянный выход в Интернет через интернет-флешку МТС.
В 2009-2010 годах опытные результаты продуктивной и проектной деятельности учащихся через использование ИКТ были представлены на конкурсах, конференциях и фестивалях различных уровней, где получили достойную оценку.
По результатам I и II этапов педагогического исследования получила следующие результаты:
устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению русского языка и литературы;
сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.
У  каждого  ученика  есть  как  некоторый   наличный   уровень положительной мотивации, на который  можно  опереться,  так  и  резервы ее развития.
Первое, с чего я начинаю -  это анализ мотивационной сферы ученика. Предметом анализа для меня становятся такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние умения учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), т.е. качеств, влияющих на мотивацию.
Для анализа использую различные методы:
1.   Наблюдение. Цель наблюдения конкретизирую показателями мотивации учения. В качестве таких показателей выступают различные признаки активности учащихся на уроках: особенности учебной деятельности; характер вопросов к учителю, характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе учителя, содержательные или только формальные и т.д.); общий уровень и избирательность познавательной активности на разных уроках.
2.   Анкетирование.
3.   Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся.
4.   Анализ результатов внешней экспертизы.
Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в классах. Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия), методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр, пение, игры.Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные технологии.  Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с учащимися на уроках русского языка и литературы, я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.  
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволило разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, развивают интерес, делают урок более интересным.
Большим подспорьем для учителя при планировании урока является работа в программе Microsoft Power Point и применение интерактивной доски.
Пришла к выводу, что при помощи этих программ можно создать любой урок, и он будет ярким и насыщенным. Вначале появляется общая идея урока, а формы, полагаясь на фантазию учителя, можно легко разнообразить. Каждое задание будет помогать учащимся  выполнить все задачи урока, каждый этап урока будет четко отслеживаться, и, кроме того, учащиеся сразу смогут оценить свою деятельность.
На третьем этапе (обобщающем) (2011-2012 учебный год), когда педагогическая исследовательская деятельность вошла в фазу органически-составной части учебного процесса, наступило время обобщающего этапа исследования.
Использование ИКТ при обучении русскому языку и литературе, прежде всего, позволило мне:
1.  Значительно  сэкономить время на уроке и проводить его более эффективно;
2.   Повысить уровень наглядности в ходе обучения;
3.   Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
4. Значительно повысить мотивацию школьников к изучению русского языка.
5. Выполнить поставленные задачи.
Анализ результатов педагогического исследования дал следующие результаты:
выросло количество учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах по русскому языку;
учащиеся активно стали участвовать с Интернет-олимпиадах;
уровень качества знаний динамично рос при 100% успеваемости;
учащиеся 9 класса успешно сдавали ГИА по русскому языку;
учащиеся 11 класса успешно сдавали ЕГЭ по русскому языку и литературе;
активизировалось участие учащихся школы в различные муниципальных, областных, федеральных, дистанционных конкурсах;учителем Витохиной Л.А. разработано 2 интерактивных образовательных продукта – сборник интерактивных тестов по подготовке к ЕГЭ по русскому языку – 70 тестов и сборник уроков для 5 и 6 классов для использования на интерактивной доске как пособие для учителя;
учащимися разработано около 100 различных презентаций, с которыми они выступали на различных конкурсах;
использование ИКТ активизировали самостоятельную деятельность учащихся;
анализ творческой активности и эффективности самостоятельной работы при использовании ИКТ показал, что 65% учащихся продолжают самостоятельную творческую исследовательскую и практическую деятельность в рамках избранной тематики.
На этапе внедрения результатов эксперимента полученный опыт был обобщен и распространён в ходе выступлений:
на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы Тындинского района, 2010г.;
на районном семинаре руководителей общеобразовательных учреждений на базе МОАУ «Юкталинская СОШ» Тындинского района, 2011г.
Публикации на темы промежуточных этапов исследования обобщались в статьях районных педагогических чтения и других площадках:
2009г. – «Формирование положительной мотивации при обучении русскому языку» (методический сборник УО – 2009);
2010г. – « Достижение современного качества образования на уроках русского языка» (методический сборник УО – 2010);
2011г. – « Использование интерактивных технологий в образовательном процессе как одно из условий развития компетенции учащихся» (методический сборник УО – 2011);
2012г. – «Компьютерные технологии в обучении русскому языку и литературе» (http://nsportal.ru/shkola/) с получением свидетельства о публикации в электронном СМИ №ФС77-43268 и размещенной в социальной сети работников образования nsportal.ru- «НЛП (нейролингвистическое программирование) в обучении русскому языку» (http://www.zavuch.info/metodichka) с получением свидетельства о публикации и размещенной на Интернет-портале «Завуч-инфо».
В феврале 2012г. опыт работы по теме: «Использование ИКТ при обучении русскому языку как фактор повышения мотивации к обучению был обобщен на районном конкурсе «Педагог-исследователь». По его итогам было присвоено звание «педагог-исследователь района».