Статья Межпредметные связи на уроках географии.


Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк - истории и географии
Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание в сотрудничестве и сотворчестве.
Современный учитель становится режиссером с … Колумбовыми задачами. Он хочет открыть Америку, а команда хочет домой. Как увлечь матросов? Это большое и трудновыполнимое дело. Особенно в ситуации, когда Колумбов много, а Америка одна. Выход в том, что Америка большая и открыть ее можно с разных сторон. То есть надо найти новый аспект проблемы, новый взгляд на нее, новое применение уже известному. На каждом следующем уроке непременно должно происходить самостоятельное открытие учениками нового с опорой на повторение старого.
Попытаемся определить и обозначить основные этапы формирования учащихся переносить межпредметные знания на предмет «география» в зависимости от их возраста и ключевых компетенций (общих умений, знаний и навыков).
Первая ступень формирования умения учащихся переносить межпредметные знания может быть использована в большей мере в младших классах. На этой ступени могут быть решены первые две задачи использования межпредметных связей (изучение понятий собственного предмета, а также родственных для смежных курсов понятий. Вторая ступень - обучение учащихся переносу знаний из предмета в предмет. Основное внимание уделяется самостоятельному применению обучающимися сведений из родственных курсов. Поэтому вторую ступень можно назвать ступенью использования знаний.
Основная цель третьей ступени заключается в том, чтобы обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений, изучаемых на уроках. В связи с целями, стоящими перед данной ступенью, ее можно условно назвать обобщающей.
Различают связи:
–внутрицикловые – (связи географии с физикой, химией, биологией)– межцикловые – (связи географии с историей, экономикой, обществознанием, литературой, , трудовым обучением) .
Ряд общегеографических понятий отражают такие сложные процессы природы, которые невозможно раскрыть даже на первом этапе их введения без привлечения физико-химических понятий. Так, понятие полезных ископаемых сложилось в науке в результате изучения физической географии (6 класс) и физики и химии.
Развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории. Типичным примером служит тема 9 класса «Экономические циклы Кондратьева», которая представляет собой фундаментальную связь истории и экономики, а их следствия используются для объяснения цикличности в экономике, их роли в жизни населения.
Рассмотрим, например, использование межпредметных связей на уроках географии при изучении темы “Взаимодействие общества и природы”. (10-й класс). Из курса истории учащиеся вспоминают жизнь людей в первобытнообщинном строе, что деятельность людей не влияла на природу. Затем рассматривается влияние человека на природу – изменение экосистем (курс биологии) и изменение природы в настоящее время.
При рассмотрении классификации ресурсов в зависимости от их исчерпаемости и возобновимости можно опереться на знания учащихся по физике. При изучении космических, климатических и ресурсов Мирового океана необходимо вспомнить об источниках энергии: Солнца, ветра, воды, энергии земных недр и ее использования человеком.
Учителя, преподающие физическую географию России, должны дать учащимся не только основные научные сведения, но и показать красоту природы нашей Родины, ее колоссальные богатства. героику освоения ранее необжитых районов.
Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обратиться к художественной литературе и живописи. Это, несомненно, активизирует внимание учащихся, положительно влияет на их эмоциональную сферу, воспитывает чувства любви и гордости к Отечеству, формирует стремление защищать природные богатства страны от разрушительной деятельности человека.
Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии, содействуя тем самым раскрытию единства природы – общества – человека. В этих условиях укрепляются связи географии как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.
Таким образом, межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.