Конкурсная работа Содержание и формы учебно-воспитательной деятельности учителя при введении ФГОС.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4 ст. Гиагинской
Республика Адыгея
Конкурсная работа
Содержание и формы учебно - воспитательной деятельности учителя при введении ФГОС
районного конкурса на лучшую постановку
методической работы, определение
оптимальной модели методической службы
Выполнена
учителем физики высшей
квалификационной категории
Викленко И.А.
ст. Гиагинская
2015 год
Создание условий для достижения успеха и реализации потенциала одаренных детей.
Траектория успеха.
Природа в стремлении сделать еще совершеннее своё любимое детище – человека – экспериментирует, пробует, порой ошибается. В результате среди детей – носители отклонений, проявляющие творческую или интеллектуальную одаренность. Носители этих отклонений именно те дрожжи, на которых всходит прогресс человеческой цивилизации. Как не просмотреть этот редкий дар?
Интеллект, творческие способности – главное национальное богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная система обучения одаренных детей, и она является государственным секретом. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности. Неслучайно «утечка мозгов» направлена в основном в сторону Соединенных Штатов.
Последнее десятилетие тема успеха и реализации одаренных детей в России поднимается как в научных кругах, так и в практической деятельности педагогов. Программы поддержки одаренных детей, традиционные для физического образования, стали более широкими и представительными, имеют государственную поддержку.
Программа « Наша новая школа», ФГОС нового поколения дают возможность каждому учебному учреждению выстраивать свои стратегии в реализации данного направления педагогической деятельности.
Меры государства и общества в раскрытии и поддержке одаренности своевременны и отвечают запросам времени. Иначе говоря, неправильное воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода делают невозможным раскрытие одаренности.
Администрация нашей школы, педагоги, родительская общественность работают над созданием постоянно действующей системы, предполагающей выявление одаренности, поддержку детей и родителей в ходе обучения и воспитания, обеспечения оптимального и плавного перехода с одного уровня на другой в ходе развития ребенка.
В области физического образования достигнута система выстраивания вектора индивидуального успеха путем индивидуальной работы со способными и интересующимися предметом учащимися. Эта работа приносит свои плоды. Каждый год ученики нашей школы участники и победители физических, астрономических олимпиад и конкурсов как муниципального, так и регионального уровня, выбирают профессии, связанные с физикой (в том числе научные физические дисциплины) и успешно обучаются в высших учебных заведениях.
Система обучения, позволяющая создать условия для раскрытия и развития способностей детей.
По данным известного детского психолога, лауреата Государственной премии Виктории Юркевич интеллектуальные способности проявляются уже в раннем возрасте: к четырем годам – 50% из того, что суждено проявиться; к шести годам – 70%, а к восьми годам – 90%. Именно в этом возрасте можно и имеет смысл выявлять одаренность и создавать ей особые условия.
Интеллектуальная одаренность отличается повышенной способностью к обучению, энциклопедичностью знаний. Среднестатистически людей с уровнем способностей выше нормы – около 10%. В эту часть входят и просто способные и талантливые и гении – всех их отличает высокая умственная работоспособность. Конечно, по- настоящему одаренных людей с IQ выше 150 крайне мало, но мы часто имеем дело с так называемой нормальной одаренностью, при которой проявляется высокая способность к обучению, хорошая адаптация к внешним условиям, контактность, общительность, физическое здоровье, а главное – хорошее воспитание. Чтобы все эти факторы проявились в полной мере одаренному ребенку нужно не восхищение, а помощь.
Итак, чтобы талант себя проявил не нужно ждать, нужно давать возможность его проявления.
Введение ФГОС в начальной школе в 2011году (три года назад) дал возможность разработать и внедрить рабочую программу кружка «Астролябия. Наука в удовольствие», которая рассчитана на два года обучения учащихся 1-2 класса.
Цель курса формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека, осмысление ребенком опыта общения с природой; воспитания интереса к умственной деятельности. Самое главное это то, что ребенок в ходе познания курса приобретает первоначальный опыт практической и лабораторной деятельности, приобщается к практике астрономического эксперимента.
Курс имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяет общенаучный и культурный потенциал. В основе методики преподавания лежит проблемно - поисковый подход. Ребята ведут астрономические наблюдения, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера.
Занятия проводятся не только в классной комнате, но и в кабинете физики, информатики, на улице. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, предусмотренная в каждом разделе программы.
Для реализации задач курса используется оборудование лаборатории «L-микро» кабинета физики, интерактивная модель Солнечной системы, астрономические приборы и оборудование. К концу уже первого года обучения ребята умеют пользоваться телескопом – рефрактором, знают назначение небесной сферы, теллурия, уверенно работают с ресурсами атласа Солнечной системы и интерактивной модели Солнечной системы.
Знания, полученные на кружке, позволяют воспитанникам участвовать в региональных и международных конкурсах.
В 2012,2013, 2014 годах учащиеся 1-4 классов принимали участие в Первой Международной игре-конкурсе среди дошкольных и начальных учреждений «Большое космическое путешествие», причем в 2013 году в командном первенстве. За эти годы в игре приняли участие 48 детей, удостоенных сертификатов участников Международной игры-конкурса и памятных призов.
В 2013 году программа кружка «Астролябия. Наука в удовольствие» для учащихся 3 класса была завершена, однако дети, родители, педагоги и администрация школы пришли к выводу, что для 3-4 класса необходимо разработать общенаучный курс, продолжающий и поддерживающий познавательную активность младших школьников в естественнонаучной области.
Был разработан курс «Физика. Химия. Наука в удовольствие» для учащихся 3-4 класса. В 2013-2014 учебном году реализована программа для 3-го класса.
В содержании этого курса рассматриваются пути познания человеком природы. Изучение предмета направлено на достижение таких главных целей как пропедевтика физики и химии, получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента ( исследования); формирования у учащихся устойчивого интереса к предметам естественного цикла ( в частности к химии и физики).
Деятельностный подход позволяет решать в ходе изучения предмета ряд взаимосвязанных задач: обеспечить восприятие, понимание и запоминание знаний; создавать условия для высказывания учащимися суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы; использовать все возможности для становления привычки следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности.
Выполняя пропедевтическую роль курс «Физика. Химия. Наука в удовольствие» содержит системные, а не отрывочные знания, что способствует формированию целостного взгляда на мир.
Результаты освоения курса позволяют воспитать устойчивую мотивацию к изучению в дальнейшем физики и химии, освоить доступные базовые естественнонаучные знания, необходимые для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук, применить полученные знания на практике.
Новый ФГОС ориентирует на результат, поэтому вся основная учебная деятельность по изучению физики строится на основе системно-деятельностного подхода. Задача школы – сделать учебный процесс значимым для учащихся, представляющим для них непосредственный жизненно важный интерес. Задача учителя – усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни, её узнавание, обучение навыкам поиска полезной информации и её применения.
Поэтому одна из главных задач в основной школе (7-8 класс) развивать устойчивое произвольное внимание в условиях смены форм познавательной деятельности, воспитывать уверенность в своих силах и возможностях, в способности преодолевать возникающие трудности.
Целенаправленное решение этих задач привело к стабильным результатам обучения и желанию проявить себя, проверить свои знания на олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по физике и астрономии учащихся 7-8 классов.
Школьный уровень
Муниципальный уровень
2011-2012 гг. – 3 место (Данилов Р.)
2012 -2013гг. - 1 место (Заимов П.)
2 место (Жуков Н.)
3 место (Бурмистрова А.)
2013 – 2014гг.- 3 место (Жуков Н.)
Региональный (республиканский) уровень
- участие в олимпиаде младших школьников по физике
-2013гг. - число принявших участие – 5 человек
призер - Черков Виталий
2013-2014гг. – число принявших участие - 7 человек
- участие в республиканских конкурсах по физике, астрономии
2011-2012 гг.– призеры в двух номинациях
2012-2013гг. – призеры в одной номинации (Бурмистрова А.,
Гусейнов Р.,Биржев Р.,Жуков Н.)
Всероссийский уровень
-участие во Всероссийской интернет олимпиаде по физике «Альбус»
2012-2013гг. – 7 кл. – 8 человек
8 кл. – 8 человек.
Серьёзное изучение физики в старших классах невозможно без профилизации, но законодательные ограничения не всегда дают возможность реализации интересов детей.
Страшно, если из-за недостатков учебной программы пропадает интерес к школьному обучению. Если программа не соответствует способностям, то у детей не формируются волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, не закрепляется привычка к постоянному труду – им всё слишком легко дается.
А школа должна быть трудной для всех, чтобы напрягались «мускулы воли». Нужна сложная, напряженная деятельность. Умственная работа должна быть трудной. Именно эту роль в обучении учащихся 10 класса играет элективный курс «Углубленный курс динамики Ньютона».
В 2011-2013 учебных годах программа курса была рассчитана на 1 час в неделю, в 2013-2014 учебном году курс рассчитан на 2 часа в неделю.
Главные задачи курса – знакомство с методами научного познания, постановка проблем, требующая от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Предусмотрены творческие работы, которые формируют умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказаться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Этот курс предполагает, что учащиеся его освоившие, приобретут компетенции, проявляющиеся в овладении универсальными способами освоения действительности, развивающими способности к исследовательскому мышлению.
Это как раз то, что и предполагает системно - деятельностный подход при переходе на стандарты нового поколения. Старшеклассники вовлечены в экспериментальную и проектную деятельность с использованием всех имеющихся ресурсов лаборатории «L-микро», с оборудованием Vernier. Причем эти лаборатории с соответствующим современным программным обеспечением пригодны как для классов с базовым, так и для классов с профильным уровнем обучения. Особенно интересны данные ресурсы при организации спецкурсов, проектной и исследовательской деятельности.
Учащиеся профильного географо-биологического класса, часть которого изучает углубленный курс динами Ньютона, с успехом продемонстрировали навыки работы с цифровой лабораторией Vernier на республиканском семинаре «Инновационные механизмы обеспечения доступного качественного образования в муниципальной образовательной системе Гиагинского района».
Работа с цифровым и компьютерным оборудованием развивает познавательный интерес, стимулирует учеников к творчеству, способствует объединению всех предметных знаний в единую картину мира. Но главное – формирует потребности в дальнейшем профессиональном образовании, к чему мы и стремимся. Итоги исследовательской деятельности учащиеся 10 класса (Геер.А., Капустина А.) продемонстрировали на школьной научно-практической конференции (май 2014г).
Навыки, знания, полученные при более серьезном изучении физики в старших классах, дают возможность достойного выступления на олимпиадах.
Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по физике
учащихся 9, 10,11 классов.
2011-2012 гг.
Муниципальный уровень
Победитель – Дзикевич А. (9кл.)
Призеры - Черниченко М. (10кл.)
Викленко М.(11кл)
2012-2013 гг.
Муниципальный уровень
Призеры – Дзикевич А. (10кл)
Черниченко М. (11кл)
2013-2014гг.
Муниципальный уровень
Победитель – Черков В. (9кл)
Призеры - Геер А. (10кл)
Дзикевич А.(11кл)
Республиканский уровень
3 место – Черков В. (9кл)
В выпускных классах при отсутствии в школьной программе астрономии теряется законченность естественнонаучного образования. В нашей школе этот пробел возмещен элективным курсом «Астрофизика». Курс призван формировать общеучебные навыки и умения, универсальные способы действия и компетенции. Приоритетами курса являются: использование в познавательной деятельности естественно-научных методов ( наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования), формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории.
Различные методические приемы, достаточная доля самостоятельной работы усиливают наглядность обучения, в первую очередь за счет астрономических наблюдений.
Отрадно, что в последние два года проводятся олимпиады по астрономии в рамках Всероссийской олимпиады школьников. Знания и навыки, полученные старшеклассниками в результате изучения курса «Астрофизика» дают возможность уверенно выступать в олимпиадах по астрономии.
Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по астрономии учащихся 9, 10,11 классов.
2012-2013гг.
Муниципальный уровень
Призер – Бенда Н. (10кл)
2013-2014гг.
Муниципальный уровень
Победитель – Данилов Р. (10кл)
Призер - Бенда Н. (11кл)
Региональный уровень (республиканская олимпиада)
2 место – Бенда Н.(11кл)
3 место – Данилов Р.(10 кл)
Реализуемые методы и технологии.
Новый ФГОС ориентирует на результат, поэтому вся учебная работа строится на основе системно - деятельностного подхода.
Идеи такого подхода к обучению реализуют уроки в нетрадиционной форме с привлечением ИКТ и использованием метапредметных связей. Эти уроки проводятся с самого начала преподавания предмета, стремясь развить познавательные способности учащихся. Причем развитие творческих способностей детей с помощью проектной и исследовательской деятельности, привлечение учащегося к созданию программных продуктов, невозможно без поддержки семьи, совместной реализации интересов семьи и школы.
Актуальность работы не вызывает сомнения.
Однако качественный урок имеет ряд подготовительных этапов.
Первый этап на пути повышения мотивации самостоятельной деятельности – расширение зоны информации. В своей работе я использую музейную практику (посещение музея космонавтики в п/л «Орленок»), творческие встречи с работниками космической отрасли, посещение космонавтов на борту МКС (сайт Роскосмос), посещение учебных заведений (обсерватории Кубанского госуниверситета), проведение уроков, используя интернет ресурсы физического факультета Кубанского госуниверситета.
Второй этап. Развитие творческого потенциала учащихся путем вовлечения в самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность.
Завершающий этап – участие в уроке, семинаре, конференции, игре. Эта часть реализуется через подготовку докладов, презентаций, проектов.
Физика одна из немногих дисциплин, в которой сильно выражены причинно-следственные связи. Эта особенность может быть результативно использована в организации системы проблемного обучения.
Инструментом построения проблемных заданий в этом случае является намеренное сокращение или разрыв семантической последовательности учебного материала. Такой разрыв ставит учащегося перед необходимостью организовать умственную деятельность и самостоятельно разрешить возникающую проблему, т.е. восполнить опущенную область – определить недостающие понятия или связи между понятиями. Используя информационную модель внутрипредметных связей, материал излагаемых тем представляется с помощью смысловой структуры, в вершине которой находится изучаемое понятие. Например, в курсе 7 класса эта методика может быть успешно применена при введении понятия масса.
Основу метода смысловых структур составляет структурирование учебного материала (раздела, темы, входящего в тему понятия) с последующим представлением структуры в виде графа и расчет содержащейся в ней информации. Метод смысловых структур позволяет оценить объем информации, переносимой внутрипредметной связью в структуре внутрипредметного содержания.
Метод разомкнутой модели предполагает поэтапное проведение урока, интерактивная доска делает уроки более продуктивными.
ФГОС нового поколения предполагает интеграцию учебных предметов. Интеграция физики, биологии, географии, химии, истории науки вполне эффективна в рамках пропедевтических курсов: «Физика. Химия. Наука в удовольствие», «Астролябия. Наука в удовольствие».
Эти курсы на доступном для понимания в данном возрасте уровне вводят основные понятия астрономии, физики, химии, которые учащиеся постоянно слышат и читают в СМИ. Ученики начальной школы очень хорошо воспринимают новое, их легко удивить, показать познаваемость мира, познакомить с новыми научно-техническими достижениями.
Учитывая возрастные особенности учащихся, урок строится так, чтобы каждые 10 минут происходила смена деятельности: просмотр фильма, презентации, работа с интерактивными системами, обсуждение нового материала, проведение наблюдений, опытов, работа с текстом, творческие задания.
В старшем звене стали традиционными интегрированные уроки с использованием ИКТ. Эти уроки, как уроки обобщения проводятся с математиками («Векторные величины» - 9класс), химиками («Кристаллы» - 10 класс).
Не менее важна для развития познавательной деятельности учащихся и ситуация успеха: участники урока (мероприятия) должны хотеть представить свои исследования, а пассивные участники (слушатели) оказаться на месте выступающих и заслужить похвалу.
Но все же главное – это сохранить физическое и психическое здоровье детей, а это значит использовать личностно-ориентированный подход. Старшеклассники имеют возможность пересдачи контроля знаний, отработки лабораторных и практических работ, получения индивидуальных консультаций во внеурочное время. Эти методы снижают стрессовые ситуации, дают возможность выравнивания знаний.
Евгений Баратынский сказал, что талант – это поручение от Господа Бога. Как это поручение исполнить? Как не просмотреть? Может мой небольшой опыт поможет кому-то.