Основные направления работы учителя физики при введении ФГОС


Основные направления работы учителей физики при введении ФГОС
Первое направление работы учителей физики при введении ФГОС предполагает тщательный анализ миссии и целей, образовательной программы конкретного образовательного учреждения, задач, поставленных перед учителями физики, и на основе анализа составление плана поэтапного обновления учебно-материальной базы кабинета физики в течение 2-3 лет.
Обновление учебно-материальной базы позволяет перейти на новые прогрессивные технологии обучения физики. Перспективные образовательные технологии с использованием электронных образовательных ресурсов позволяют решить несколько важнейших задач:
- сокращение времени усвоения учебного материала, что необходимо в связи с тем, что количество учебных часов на изучение курса физики не только не увеличивается, а сокращается, при этом объем самого материала не только не сокращается, но и увеличивается, так, например, в курс 7-9 класса введен раздел «Астрономия»;
- индивидуализация и дифференциация обучения, учитывающая потребности, возможности и интересы учеников, обеспечивающая усвоение всеми курса физики на базовом уровне, а заинтересованным учащимся значительное расширение учебного материала, включая не только теоретические знания, но и практические умения, и творчество;
- формирование навыков самообразования, метапредметных и предметных умений, развитие способности применять полученные знания на практике через широкое введение в интерактивный процесс обучения самостоятельной работы учащихся.
С дидактической точки зрения меняется логика процесса обучения. Традиционная структура процесса обучения состоит из следующих этапов:
- «получение информации (услышать, прочитать, увидеть) –
- понимание –
-запоминание –
-воспроизведение (пересказать, начертить)
– применение (по образцу, творческое)»
. Современная структура другая:
-получение информации
– понимание
– применение
– запоминание.
Именно такая структура процесса обучения лежит в основе системно-деятельностного подхода и обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Не все учителя сегодня готовы использовать новые технологии – проектно-исследовательскую деятельность, компьютерные симуляции и др. Поэтому на этапе подготовки к введению ФГОС перед учителями физики стоит задача глубокого анализа собственного педагогического опыта, его соответствия современным требованиям
. Каждый учитель должен оценить свою подготовку и в оставшееся до введения ФГОС время овладеть необходимыми педагогическими знаниями и умениями, целенаправленно пройдя необходимые курсы повышения квалификации, участвуя в вебинарах и семинарах, занимаясь самообразованием. Это второе направление работы учителей при введении ФГОС.
Третье направление работы связано с тем, что ФГОС предполагает усиление воспитательных компонентов учебного процесса. В Стандарте в качестве ориентира работы педагогов приводится «Портрет выпускника школы», стандарт устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательной программы. Для учителей физики приоритетными являются такие направления, как:
- формирование осознанной мотивации к учению и самообразованию,
- формирование патриотизма и чувства гордости за нашу страну через пропаганду достижений отечественной науки и техники,
- формирование целостного научного мировоззрения школьников через обобщения знаний до уровня физической картины природы и естественнонаучной картины мира,
- профессиональная ориентация учащихся через знакомство с профессиями, связанными с физикой и ее применениями,
- экологическое просвещение и, как его часть, формирование представлений об энергетической безопасности, которая должна способствовать ответственному отношению личности и общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностям.
В новых учебно-методических комплектах по физике, рекомендованных к использованию при введении ФГОС, эти направления органично вписаны в имеющиеся в учебниках ознакомительные тексты и задания для самостоятельной работы.
Большая роль в реализации воспитательных аспектов курса физики отводится самостоятельной внеурочной работе школьников – поиск информации, ее осмысление, анализ, сравнение, и подготовка проекта – доклада, сообщения, реферата. При этом наряду с традиционными формами защиты проекта – выступление на уроке или конференции, все шире практикуются новые формы обсуждения результатов работы учеников, использующие возможности информационных технологий, например, выставка творческих работ учеников на сайте школы, когда все заинтересованные члены школьного сообщества – ученики, родители, учителя – могут высказать свое мнение о проекте, дополнить или исправить информацию.При подготовке к введению ФГОС учителя физики должны усилить внимание к воспитательным аспектам процесса обучения, нарабатывать собственный опыт развития самостоятельной познавательной деятельности школьников. Это третье направление работы на этапе введения ФГОС.
Важнейшая роль в процессе подготовки учителей к введению ФГОС отводится методическим объединениям.
Учитывая актуальные потребности учителей, связанные с введение ФГОС, можно рекомендовать рассмотреть в рамках методического объединения следующие вопрос 1.Анализ методической подготовки учителя к введению ФГОС 2.Сравнительный анализ учебно-методических комплектов по физике и астрономии
3.Использование интерактивной доски на уроках физики.
4..Создание компьютерных симуляций и их использования на уроках физики и во внеурочной работе с учащимися.
5.Современный демонстрационный и лабораторный эксперимент на уроках физики.
6 Из опыта воспитательной работы с учащимися.
7.Анализ новой информации
Литература:
1.Федеральный государственный стандарт основного общего образования./ Министерство образования и науки Российской федерации. –М.;Просвещение, 2011
2.Соколова Т.В. Доцент кафедры ЕНО ТОИПКРО Подготовка учителей физики к ФГОС. Методические рекомендации Текст