Активизация познавательной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС
Активизация познавательной деятельности младших школьников
Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать в них интерес к учению, потребность в знаниях.
Одно из важнейших фактов развития интереса к учению – понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому предмету большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой-либо темы, необходимо много времени уделить поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В.А.Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.
Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараться пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствует средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяются на уроках.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный метериал. В процессе игры создаются условия для усвоения социальных ролей и той средой, в которой происходит обучение ребёнка.
Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр, так как игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения. Она обязательно должна быть подчинена тем конкретным задачам, которые решаются на уроке. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрение за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия.
При подборе и разработке дидактической игры нужно исходить из основных закономерностей обучения. Вот главная из них: обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности – репродуктивной или творческой.
Учитывая эту закономерность, можно провести классификацию игр с учётом разнообразных видов деятельности ученика. По характеру познавательной деятельности их можно отнести к следующим группам:
Игры, требующие от детей исполнительной деятельности.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся.
Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.
Игры, включающие элементы поисковой деятельности, где целью игры является формулирование учащимися по рисунку, схеме и опорным словам.
В игре в той или иной роли должен учавствовать каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны выполнять роли контролёров, судей, учителей и т.д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.
На уроке закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойства, действий. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства.
В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки.
В большинстве игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения.
В играх-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества. И главное – огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка.
Дидактические игры на уроках математики
Космонавты
Класс делится на три экипажа. У каждого экипажа ракета, в которую вставлена карточка с записанными на ней примерами. Количество примеров совпадает с количеством членов каждого экипажа. По сигналу учителя ученики приступают к выполнению заданий по цепочке. Последний поднимает ракету. Если все ответы правильны, экипаж стартует в космос.
Наряди ёлочку
Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, от 8 до 10 в каждом. К доске выходят два ученика. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает игрушку на свою ёлочку. Кто первым повесит последнюю игрушку, тот получает приз - маленькую звёздочку.
Кто больше составит примеров?
Песочные часы ставятся на видное место. Даётся задание придумать примеры на сложение двух чисел, одно из которых однозначное, другое двузначное, сумма их равна 60, и записать в тетрадь.
По истечении времени (2 – 3 мин) работа прекращается. Побеждает тот, кто составит больше примеров.
Помоги Золушке
( игра, которая длится целый урок)
Злая мачеха закрыла Золушку на чердаке и на каждом этаже дома повесила по огромному замку. Но мы сможем освободить бедную Золушку, если будем выполнять задания, записанные на замках (задания разного вида: и задачи, и примеры, и неравенства, геометрические задания и т.д.).
Бусы для Белоснежки
Класс делится на три команды. Каждая команда получает ленту с примерами. Последний в команде получает круги с числами в центре. По команде учителя дети по цепочке решают примеры. Последний вместе с решенными примерами идет к доске, выставляя круги по порядку ответов. Побеждает команда, выполнившая задание первой.
Полёт в космос
(Цель этого урока – закрепление умножения двузначного числа на двузначное)
Члены экипажа заняли свои места в ракете и набирают код взлёта – с помощью цифр 2 и 0 , составляют семизначное число и читают его.
Начинается рабочий день. Члены экипажа работают в парах – называют компоненты умножения и деления.
Командиры экипажей выходят на связь. В космосе много неизвестного. Капитаны работают с уравнениями : 16 * с = 320, 65 * а = 780, х * 12=276 * и находят неизвестное.
Первая космическая станция. Участники полёта узнают, что в космос полетел необычный человек, который состоит только из геометрических фигур. Пока художники пытаются изобразить такого человека, все остальные читают стихи о космосе: Мы летим к другим планетам!
Объявляем всем об этом.
Весь игрушечный народ
С нами просится в полёт.
Жмётся заинька к ракете,
Полечу я с вами, дети,
На любую из планет,
Где волков зубастых нет.
Мышки – крошки засмеялись.
Мы летали, не боялись.
Высота – красота –
Ни единого кота.
Даже плюшевый медведь
Хочет к звёздам полететь.
И с большой Медведицей
В синем небе встретиться.
Подводим итоги работы художников. Дети называют фигуры, использованные в изображении человека.
На борт из космоса пришла радиограмма: определите, на какую цифру окончится произведение 18*45*16=? Ответ – ключ к радиограмме: «Земляне! Берегите свою планету. Не загрязняйте её!»
Затем экипаж видит дверь. Открывает её и попадает в космическую школу. Члены экипажа рады. Они видят примеры, которые умеют решать : они умножают двузначное число на двузначное, повторяют деление чисел:
62 430 37 864 27 1260 5 10765 5
*25 *27 *49
А что это за листы? Оказывается, это «космические» задачи. Решение их поручается отдельным членам экипажа
А теперь пора в полёт! Следите за стрелками приборов. Стрелки – это мои и ваши руки. Повторяйте движения за мной. Молодцы! В космосе важно быть внимательным.
Но что с нашим кораблём? Его накренивает то влево, то вправо? Стрелки на приборах дрожат. Неизвестные небесные тела несутся навстречу кораблю. Сможем ли мы их обойти? Надо срочно узнать периметры и площади их. Командиры решают задачи на нахождение площадей и периметров геометрических фигур. Осколки невелики. Наш экипаж может готовиться к выходу в открытый космос, а для этого необходимо решить нестандартные примеры : 35 _ 460 +375
*0 2*8 24*
700 242 620
Решив примеры, экипаж открывает новую звезду и даёт ей имя . Командир корабля смотрит на приборы. Пора возвращаться. Расшифрует координаты обратного пути на землю : ***+1=**** (999+1=1000)
Координаты известны. Идём к Земле!
Игра « Весёлый счёт»
Найди сумму всех чисел, записанных красным цветом.
Найди сумму всех чисел, записанных черным цветом.
50
700
200
40
Запиши полученные суммы соответственно в красном и чёрном квадратах.
Все перечисленные дидактические игры широко используются учителем на уроках математики.