Рефлексия как способ развития навыков осмысления учащихся на уроках русского языка и литературы
Абуова Куралай Махметовна,
учитель русского языка и литературы,
руководитель методического объединения
школы-гимназии № 65 города Астаны
Рефлексия как способ развития навыков осмысления учащихся на уроках русского языка и литературы
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Одним из условий создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, воспринятого каждым.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе.
Какова же роль рефлексии в процессе урока? Чем ценна рефлексия для учащихся? Каких целей может добиться учитель, используя рефлексию? Ряд таких вопросов вставал передо мной. И я, зачастую, задумывалась над этим. Ведь задача учителя - развивать мышление ученика, предусматривающее усвоение знаний и критическое их осмысление. Поэтому на своем уроке стараюсь учить учащихся выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать и уметь оценивать. Используя рефлексивный подход на уроках русского языка и литературы, убедилась, что рефлексия помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты. В итоге школьники учатся ставить цель для дальнейшей работы.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
И все-таки, что должно быть важно для меня, учителя-предметника?
1.Важно настроить учащихся на рефлексию.
2.Прекрасно, если рефлексия связана с общей канвой урока, а не является «инородным» телом.
3.При проведении рефлексии учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
4.Важно, чтобы в процесс рефлексии были вовлечены и учащиеся, и учитель. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
5.Следить за тем, чтобы обратная связь оставалась краткой и индивидуальной и не перерастала в серьезный личностный анализ.
Способность к рефлексии дает возможность ученику:
- осознать свои поступки, отношения, ценности;
- формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные:
- управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами:
- формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности:
-обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.
В процессе урока рефлексивная практика помогает учащимся избавиться от страха, способствует открытому общению, сплочению команды, коллектива.
Что нужно учитывать при организации рефлексии? Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции.
Естественно, у каждого учителя свой инструментарий по проведению рефлексии. Считаю, важно настроить своего ученика на урок. А для этого порою необходимо дать ему возможность высказаться о том, что его беспокоит, тревожит в данный момент, дать ему возможность избавиться от проблем, перейти в состояние «здесь и сейчас».
Мы знаем, что рефлексия может выступать в качестве мотивации учения и определения степени достижения цели. На своих уроках рефлексивную деятельность осуществляю в индивидуальной и групповой формах. Ценность групповой рефлексии заключается еще и в том, что у учащихся закладываются основы толерантности.
Исходя из функций рефлексии, использую следующую классификацию:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Для этого применяю карточки с изображением лиц, цветовое отражение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Например, урок литературного чтения в 5-м классе по теме “Фольклор ” начинаю с прослушивания аудиозаписи русской народной песни, частушек, скороговорок. Такое начало урока создает необходимый эмоциональный настрой учителя и учеников.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите малых проектов. Применяя этот вид рефлексии в конце урока, наблюдаю за возможностью оценить активность каждого на разных этапах урока. Используя, например, приемы: “Лестницы успеха”, “Письмо самому себе”, “Советы и правила”. Составление письма, советов и правил становится на данном этапе отбором наиболее важной информации из прочитанного и представление её в сжатом, лаконичном виде.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен на уроках русского языка и литературы прием незаконченного предложения, тезиса. Рефлексия достижения цели с использованием “дерева целей”, знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… – Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна помогают выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Учащимся предлагаю написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
На уроках литературы целесообразно использовать технику «Рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры рефлексии состоявшейся деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
Рефлексия в конце урока. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
Профессиональные успехи любого учителя, так или иначе, связаны с психологическим, методическим и предметно-практическим осмыслением. И если процесс усвоения детьми специально-профильных знаний по русскому языку, умений и навыков - это уже устоявшаяся «профессиональная» система, то уровень психологический, обеспечивающий педагогическую результативность за счет вовлечения в учебный процесс, например, рефлексивных моментов, должна стать постоянно обновляющейся системой образовательного пространства класса.
Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта. А самое главное, мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию. И все это должно происходить при поддержке самого учителя.
Список литературы
Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. – Псков, 2004.
Стандарты второго поколения. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – С-Пб.: Питер,2001.
Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993
Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. Пособие для учителя. – М.: «Интерпракс», 1994.