Развитие творческих способностей студентов в условиях реализации ФГОС СПО.
Развитие творческих способностей студентов в условиях реализации ФГОС СПО
ГБ ПОУ «ВПТ»
преподаватель математики
Курлович Е.П.
Обновление государственных стандартов в профессиональном образовании предопределено системными изменениями, которые происходят в методологии профессионального образования. В настоящее время эти изменения ориентированы на реализацию потребности государства и общества в специалистах, имеющих не только качественную профессиональную подготовку, но и способных самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Для этого выпускнику, как минимум, нужно уметь самостоятельно принимать решения, владеть способами решения проблем, способами достижения цели, уметь согласовывать свои действия с партнёрами, самостоятельно развиваться, быть креативным и конкурентно способным. Умение решать проблемные задачи является результатом активного учения, достижение цели обеспечивается деятельностью, а согласование действий обеспечивается диалогическим взаимодействием.
Появление методов активного обучения связано со стремлением преподава-теля активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению.
Выделяют 3 уровня активности:
• Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
• Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Наиболее полную классификацию активных методов обучения дала М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения (см. приложение). Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, что позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления студентом суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
В результате обучающиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.
Активные методы обучения, которые я использую.
Выбор конкретного активного метода обучения зависит от различных факторов: дидактической задачей урока, численности учащихся.
Тренинги — обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам. Тренинги можно проводить как дистанционно, на различных учебных сайтах: якласс, узтест, так и в классе.
Метод проектов.
В основе данного метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, их умений самостоятельно конструировать свои знания. Выполнение проекта требует развитого критического мышления и способности ориентироваться в информационном пространстве, интегрируя знания и умения из разных областей для решения поставленной задачи.
В цели проектных работ входит развитие у студентов системы интеллектуальных знаний, умений и навыков, воплощенных в конечный продукт, развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности.Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей и тренеров активизироватьпознавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. В образовательномпроцессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном— эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методовактивного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степеньактивизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активностиобучающихся на занятии проявляется. Например, на лекции используется мышление (в первую очередьпамять), на практическом занятии — мышление и действие, в дискуссии — мышление, речь и иногдаэмоционально-личностное восприятие, в деловой игре — все виды активности, на экскурсии — толькоэмоционально-личностное восприятие. Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которыесвидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, присамостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии визучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%. Методы могут использоваться каксамостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Существуют такжепринципы активизации традиционных форм обучения. Подходы к системному использованию МАО изложеныв теории Активного обучения.
выделяет следующие отличительные особ
В концепции модернизации Российского образования обозначено, что новое качество образования – это «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
отражают сущность новой образовательной парадигмы, направленной на реализацию идеи «образование через всю жизнь».
Использованная литература:
Шалашная В. М. К вопросу о введении ФГОС СПО четвертого поколения.
Хрипченко Л. Ф. ,Активные методы обучения на уроке иностранного языка как главный фактор формирования и совершенствования коммуникативной компетенции.
Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
Новик М.
Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М. : Высшая школа, 1991. - 207 с. - ISBN 5-06-002079- 7.
Приложение 1
Классификация активных методов обучения по М. Новик.