Статья ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ СЫКТЫВКАРСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ПО ОСВОЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ
сыктывкарского МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
ПО ОСВОЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Маркова Татьяна Владимировна
Организация самостоятельной работы студентов в среднем медицинском профессиональном образовании играет особую роль, так как данная форма работы способствует освоению общих и профессиональных компетенций, формированию личностных и профессиональных качеств, необходимых специалисту медику для реализации своей профессиональной деятельности, адаптации в профессиональной среде.
Перед преподавателями медицинских колледжей стоит актуальная задача научить студентов применять полученные знания и практические навыки в самостоятельной деятельности.
Самостоятельная работа — это действия преподавателей и студентов, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного освоения образовательных программ.
При планировании самостоятельной работы студентов преподаватель определяет: • фрагменты темы, которые студент может освоить самостоятельно; • задания, направленные на формирование знаний, умений, компетенций; • задания творческого характера, направленные на развитие специальных умений и индивидуальных способностей студентов.
Основные виды самостоятельной работы, отражающей логическую последовательность изучения материала, указываются в рабочей программе и календарно-тематическом плане. В поурочном плане необходимо указать место самостоятельной работы в структуре учебного занятия, задания, обозначить время для выполнения заданий, приемы стимулирования самостоятельной деятельности в процессе изложения материала.
В учебном процессе выделяют три вида самостоятельной работы: • аудиторная, которая выполняется на учебных занятиях по заданию и под руководством преподавателя;
• внеаудиторная, которая выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия;
• творческая, в том числе учебно-исследовательская работа.
Затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного задания определяются преподавателем эмпирически на основании наблюдений за выполнением обучающимися аудиторной самостоятельной работы, опроса обучающихся о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента из расчета уровня подготовленности обучающихся.
Как правило, объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу составляет около 50% объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной учебной дисциплине или междисциплинарному курсу.
Формы самостоятельной работы студента могут различаться в зависимости от цели, характера, учебной дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля, объема часов, определенных учебным планом на изучение материала, с учетом преимущества и целесообразности той или иной формы.
Варианты заданий при организации самостоятельной работы студентов Задания для овладения знаниями — Чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); — составление схем и таблиц по тексту, конспектирование текста; — выписки из текста; — работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами; — учебно-исследовательская работа; — использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета; — конспектирование текста; — составление тезауруса по теме (предмету); — ознакомление с нормативными документами; — создание презентации
Задания для закрепления и систематизации знаний — Работа с конспектом лекции (обработка текста);— составление таблиц для систематизации учебного материала;— подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; — подготовка рефератов, докладов; тематических кроссвордов; — работа с конспектом лекции; — составление плана ответа; — составление различных таблиц; — подготовка ответов на контрольные вопросы; —— тестирование;
Задания для формирования умений — Решение задач и упражнений по образцу; — решение ситуативных и профессиональных задач; — проведение анкетирования и исследования
Задания для решения вариативных задач и упражнений — Решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; — подготовка к деловым играм; — проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.
Организация самостоятельной работы предполагает полное обеспечение студентов учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям, учебно-методическими материалами для внеаудиторной самостоятельной работы, а также предоставление каждому студенту доступа к фондам библиотеки и электронной библиотеки, формируемым по полному перечню учебных дисциплин, профессиональных модулей, к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. Учебно-методический комплекс для организации самостоятельной работы преподавателя должен включать наряду с основными учебниками электронные учебники, учебные пособия, справочники, словари, учебно-методические пособия для самостоятельного изучения материала, сборники задач, упражнений, контрольных заданий, рабочие тетради.
Этапы организации самостоятельной работы преподавателем
1 этап Определение целей самостоятельной работы
2 этап Конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи 3 этап Самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи
4 этап Выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения)
5 этап Планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи
6 этап Реализация программы выполнения самостоятельной работы К распространенным ошибкам преподавателей в организации самостоятельной работы студентов можно отнести отсутствие:
• четкой организации познавательной деятельности обучающихся; • объединения образовательных задач и интересов обучающихся; • ориентации обучающихся на овладение общими и профессиональными компетенциями; • объяснения алгоритма или процедуры выполнения самостоятельной работы; • критериев отбора учебного материала для выполнения задания; • контроля за объемом заданий, которые необходимо выполнить в короткие сроки; • разнообразия в форме заданий, монотонность в работе (например, бесцельное списывание первоисточников, бездумное скачивание рефератов и др.). Среди причин неэффективности выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студенты называют такие, как:
• отсутствие учета преподавателем трудоемкости и сложности различных видов заданий;
• различный уровень владения обучающимися организацией учебно-практического труда;
• несформированность интеллектуальных умений (сравнивать, давать характеристику, обобщать, делать выводы и др.);
• несформированность практических навыков (проводить наблюдения, выполнять вычисления);
• слабое освоение профессионального языка;
• наличие доступных бесплатных материалов в сети Интернет.
Наиболее приемлемыми формами контроля самостоятельной работы являются: • контроль за ходом самостоятельной работы;
• самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, их корректировка; • устранение ошибок и их причин на основе результатов самоконтроля выполнения работы. Таким образом, организация самостоятельной работы — это действия преподавателя, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения заданий.
Литература:
Е.Н. Мельникова Управление самостоятельной работой студентов медицинского колледжа по освоению профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. Декабрь № 12. 2014г.
Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов // Специалист 2005. № 11.
ФГОС СПО по специальности 340201 «Сестринское дело», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014г. № 502.