Доклад Проектная деятельность как способ формирования общих компетенций


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося, формирования его активной жизненной позиции.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО для повышения качества знаний, умений студентов, развития их познавательных и творческих способностей преподавателю необходимо использовать в своей практике современные педагогические технологии.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная и исследовательская деятельность.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. [3, с.6]
Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности. 1, с 4Проектно-исследовательская технология реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленный на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.[2, с.19]
Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью - стадия осмысленного решения поставленной задачи.
Проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения преподавателя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Стадии работы над проектом — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) —Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта: черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.[1, с.16]На занятиях по дисциплине Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности со студентами медицинского колледжа практикуем создание продуктов проектной деятельности для проведения внеаудиторных мероприятий: ребусы, кроссворды, создаём банк тестовых заданий, сборники пословиц и поговорок о языке, силе слова; мультимедийные презентации о медицинских фразеологизмах и др.
Студенты во время практического занятия объединяются в малые группы или в пары и создают продукт в режиме проектной технологии. В ходе работы студенты проходят все стадии - «пять П»:выделяют проблему, проходят этапы целеполагания, учатся планировать свою деятельность, находить, перерабатывать, систематизировать информацию, презентовать продукт проектной деятельности.На итоговом занятии обучающиеся защищают свои работы перед однокурсниками, получают экспертную оценку.
Такая деятельность направлена не только на достижение главной цели учебной дисциплиныЯзыковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности – получение знаний, развитие умений, совершенствованию коммуникативной компетенции, но и позволяет формировать общие компетенции, необходимые будущему специалисту – медицинскому работнику, определённые ФГОС СПО.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. - Основы проектной деятельности. Изд.Учебная литература, - 2006
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.:НИИ школьных технологий, 2005 - с.71
Матвеева Н.В. Рекомендации по организации инновационной деятельностью студентов. - Журнал «Специалисты» № 10,2000 - с.16-17