УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ССУЗов.
БЕККЕР С. Ф., преподаватель математики
БОУ Чувашской Республики
СПО "Чебоксарский электромеханический колледж" – "ЧЭМК"
город Чебоксары.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ ССУЗов.
(Формирование профессиональной культуры студентов)
Изучение социально-организационных факторов, способствующих повышению эффективности управления процессами воспитания студентов, разработка модели воспитательной системы учебного заведения сегодня как никогда актуальны для решения проблем качества среднего профессионального образования.
Намеченные правительством Российской Федерации практические меры по модернизации системы образования ставят перед педагогическим сообществом задачи повышения качества, эффективности российского образования, в целом, и среднего профессионального образовании, в частности, и предусматривают его опережающее развитие. Отмечу, что сегодня в стране довольно остро на рынке труда стоит вопрос недостатка специалистов рабочих специальностей. Специалисты среднего уровня, ремесленники, технари сегодня востребованы на фоне «расплодившихся» юристов, менеджеров, экономистов, которых «готовят» все, кому не лень. Кроме этого, современному производству нужны профессионалы, которые не просто могут выполнять установленные функции, но и умеют решать проблемные задачи, принимать решения и предвидеть их последствия. Для этого специалисты со средним специальным образованием должны иметь профессиональную квалификацию, обладать определенным уровнем общей культуры, такими качествами как ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, быть направленными на реализацию и обновление своих знаний в соответствии с высокой динамичностью сферы труда. Отсюда задачей среднего профессионального образования наряду с подготовкой специалистов в определенной отрасли экономики является формирование разносторонней личности гражданина, ориентированной в системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе, нацеленной на самообразование и самосовершенствование, т.е. проблемы воспитания студентов выдвигаются на первый план в ряду задач, поставленных перед учреждениями этого уровня образования, которые начинают работу с 15-16 летними подростками и обеспечивают их воспитание на одном из самых сложных этапов становления личности.
Возраст студентов ССУЗов, как правило, от 15 до 22 лет. Сложный возраст. Противоречивый. Интересный. Здесь нас поджидают «свои опасности»: жажда впечатлений, податливость к чужому влиянию, острая реакция на критику и при этом неспособность к критическому восприятию других. Это "время вскипания телесно-духовной жизни. Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять в это время от напора волн...», как говорит Святитель Феофан. Трудности легче преодолеть, если у ребенка сформировано отношение, доверие к родителю, к преподавателю, как к авторитету, если он был приучен к дисциплине. А если это не так?
В ССУЗы сегодня приходят дети так называемых «лихих 90-х», когда молодые родители решали зачастую множество других важных вопросов, когда порушились детские общественные организации и наши дети были предоставлены сами себе, дети из неблагополучных семей, т.н. «зоны риска».
Кроме этого, наша страна в настоящее время переживает период одновременного изменения экономической, политической, социальной системы, сопровождающийся идеологическим вакуумом и смещением общечеловеческих ценностей. Наиболее уязвимым в этих условиях является подрастающее поколение. А процессы воспитания молодежи, студентов, их эффективность являются важными моментами в разрешении социального конфликта, что накладывает большую ответственность на учебные заведения, являющиеся одним из способов получения и совершенствования социальных навыков.
Анализируя опыт своей деятельности, почти 25 лет руководства молодежным клубом в Цивильском районе, более 20 лет педагогической деятельности (из них 7 лет в качестве заместителя директора по воспитательной работе средней школы в райцентре Чувашии), считаю возможным поделиться с вами своими мыслями и рассуждениями.
Цель данного выступления – рассказать о факторах, влияющих на эффективность процессов воспитания студентов, выявление способов управления эффективностью этого процесса, построение модели воспитательной системы ССУЗа.
Все формы общественной работы, все типы разнообразной деятельности могут служить базой воспитания у студентов умения ставить цели и достигать их, отстаивать свои взгляды, подчинять личные интересы и волю решениям других и убеждать других в своей правоте.
В ССУЗе воспитательная работа имеет статус образовательной деятельности. Основной принцип при формировании социально значимых качеств у будущих специалистов – воспитание посредством деятельности. У студентов есть возможность стать участниками студенческого самоуправления, спортивных секций, кружков по интересам, творческих студий. Они могут принимать участие и в социально-значимых проектах на самых разных уровнях – в городе, районе, регионе.
В качестве главного ориентира воспитательной системы колледжа должна быть избрана цель - формирование творческой, конкурентоспособной личности будущего специалиста, обладающей интеллектуальной, этической и коммуникативной культурой; развитие организаторских способностей студентов.
Очень привлекает студентов добровольчество, как одна из форм социальной активности. Включение молодых людей по их собственному желанию в решение различных социальных проблем в реальных ситуациях позволяет пройти социальное закаливание и научиться противостоять негативным сторонам жизни общества.
В пространстве ССУЗов доминируют творческие начала при организации внеучебной деятельности. Предпочтение отдается реализации творческих, образовательных проектов, дающих максимальный воспитательный эффект, создающих условия для развития социальных, личностных, лидерских качеств будущих специалистов. Широк и спектр традиционных культурно-массовых, спортивных мероприятий. Но в воспитательном процессе важно учитывать и личностные качества педагога-организатора, руководителя, куратора – он не должен быть просто массовиком-затейником.
У нас накоплены полезные, инновационные методы, технологии побуждения студентов к творчеству, к реализации молодежных инициатив: от дней самоуправления до альтернативных форм творчества (у меня это «Фестиваль дворовой культуры», движение КВН, рок-фестиваль и мн.др.), от формирования общественного мнения через выпуск периодических изданий до круглых столов и различных слетов (туристические слеты, молодежные лагеря, военно-спортивные игры и т.д.), от открытия музея образовательного учреждения до «тимуровского движения», студенческих отрядов, школ профессионального мастерства, стартапов до имитации важнейших общественно-политических событий (выборная кампания, референдумы и т.д.).
Согласно опросам, в творческих студиях и спортивных секциях занимается до 20% студентов колледжа (в городах и районах республики эта цифра меньше в 2 раза, а в сельской местности – в 4!). Приоритетное направление в работе системы дополнительного образования – это организация массовых досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятий.
Необходимо чтобы управление работой студентов в этом направлении носила мобильный характер, имело высокий уровень подготовки, содержательность, художественность, зрелищность, оригинальность, качество реализуемых творческих проектов (не для «галочки»), что также значительно повышает эффективность воспитательной работы.
Важными составляющими воспитательной системы являются профилактическая работа противоправного поведения, пропаганда здорового образа жизни, трудовая деятельность. Здесь форм и методов работы, зарекомендовавших себя в современной истории и, показавших положительные результаты, так же достаточно. Но студенту всегда интересно что-то новое, необычное. Велопробеги, флэш-мобы, малые олимпийские игры, необычные спортивные состязания (или вновь придуманные, или забытые старые, к примеру, у меня это фестиваль «Горка-…»), мероприятия, направленные против вредных привычек, пиар-акции, ситуативные классные часы, изготовление ролика (самостоятельно или в коллективе) с социальной рекламой и так далее.
Воспитывающая среда включает в себя и активное взаимодействие педагогов-кураторов и их воспитанников. Деятельность кураторов охватывает различные стороны функционирования студенческого коллектива: содействие профессиональному становлению, развитию социальной компетентности студентов, обеспечение безопасных условий жизни и здоровья обучающихся, позитивных межличностных отношений. Куратор (классный руководитель) должен быть всегда рядом со своей группой и он должен обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение на всех этапах образовательного процесса, от первых учебных занятий до получения диплома. Организованный подобным образом воспитательный процесс является педагогикой сотрудничества на практике.
Не буду здесь говорить о критериях оценки эффективности воспитательной работы кураторов по формированию личностных и профессиональных качеств будущих специалистов. Но умение диагностировать состояние личности студента и корректировать реальный рост его личностного развития, профессионального становления позволяют кураторам добиваться положительной динамики развития в отношении студентов, в том числе и с низкой мотивацией к обучению.
На основе анализа практики управления процессом воспитания молодежи, студентов колледжа, можно смело сказать, что эффективное функционирование системы обеспечивается:
- реализацией комплексной программы, включающей героико-патриотическое, духовно-нравственное, гражданско-правовое, профессиональ-ное, здоровьесберегающее, спортивно-физкультурное, профессиональное направления деятельности;
- модернизацией содержания, форм технологий работы со студентами с целью повышения их мотивации к активной внеурочной деятельности;
- развитием систем самоуправления в группах, в целом в колледже, дополнительного образования и института кураторства;
- использованием инновационных технологий, новых направлений воспитательной работы (акции, проектная деятельность, игровые технологии и др.);
- интегрированным, согласованным, адекватным проникновением потенциала различных структур: кафедр и предметно-цикловых комиссий, совета кураторов, студенческого совета, отделения дополнительного образования;
- включением студентов в реальную социально значимую деятельность (добровольчество, творчество, милосердие), в том числе включающую в себя элементы будущей профессиональной деятельности;
- проведением мониторинга качества воспитательной деятельности.
Неоднократно мы обращаемся к словам «инновационные, воспитательные технологии». В самом общем виде технология определяется как совокупность знаний о способах и средствах управления различными процессами. Данный термин пришел из промышленности, поэтому любая «технологизация» вызывает как бы естественное сопротивление, когда речь идет о людях. В системе ССУЗовского образования происходит реальное управление гораздо более сложными процессами становления развития людей, чем любые производственные процессы.
Постановка качественной работы по воспитанию современного специалиста – процесс, который обеспечивается актуальным содержанием и адекватными формами работы. К воспитательной деятельности в учебном заведении всегда нужно подходить внимательно и рассматривать образовательное пространство как совокупность институтов социализации личности студента для успешного выполнения им профессиональной роли.
Как правило, поступая в ССУЗ, молодой человек оказывается в новой среде, в новой обстановке. Ему нужна наша помощь и не только в адаптации. Появляются возможности реализовать себя в новом свете, в новой формации, в новой среде, может быть более благоприятной или наоборот. Мы должны предоставить ему такие возможности. У нас, поступая в ССУЗ, будущие студенты съезжаются со всего региона, с разных районов, поселений, деревень со своими особенностями, своим менталитетом. Мы должны здесь «не промахнуться», вычислить то положительное, что «принес» молодой человек, провести диагностические мероприятия, «подсказать» в каком направлении внеурочной деятельности следует двигаться. Большое значение в воспитательной работе может иметь и использование традиций, обычаев того или иного района, откуда прибыл студент, опыт, семейные традиции. Здесь реализуется социальная функция воспитания, состоящая в том, чтобы передать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения.
Современное состояние проблемы эффективности процессов воспитания отражает усиливающиеся противоречия между возрастающими требованиями общества к нравственности, интеллекту молодого человека, общей культуре с фактическим уровнем развития выпускников образовательных учреждений, который часто оказывается ниже современных требований. В современных условиях, в силу объективных причин, усиливается тенденция роста общей и функциональной неграмотности молодого поколения, опасность снижения духовного и интеллектуального уровня развития общества. В этих условиях принципиальное значение приобретает поиск новых подходов к проблеме повышения эффективности организации и управления процессами воспитания с ориентацией на их качественные аспекты и на этой основе осуществление изменений в системе обучения и воспитания ССУЗа. Все это требует от педагогов приложения большего внимания, особых усилий, ресурсов, профессионализма.
К факторам, которые оказывают влияние на эффективность процессов воспитания студентов можно отнести:
- Качество потенциала преподавательских кадров. Нужно признать, что невысокая заработанная плата, недостаточная мотивация деятельности педагогов, слабые социальные лифты, коррупция в сфере образования препятствуют в некотором роде появлению в ССУЗах высокопрофессиональных работников. Падает и процент мужчин – педагогов. В большинстве случаев качественная воспитательная деятельность осуществляется за счет энтузиастов;
- Качество потенциала абитуриентов и студентов. Об этом уже было сказано выше. В ССУЗы зачастую приходят ребята, которые не смогли поступить в ВУЗы, имеющие недостаточную подготовку в силу тех или иных причин, в том числе социальных;
- Качество воспитательных программ, проектов, технологий;
- Возможности ресурсного обеспечения воспитательного процесса. Наличие материально- технических баз, современного оборудования, музея, обсерватории, оранжереи, производственных цехов, центров развития, УПК, подшефных хозяйства и т.д.Преподаватель ССУЗа сегодня рассматривается как менеджер, управляющий активной деятельностью студентов. Педагогический менеджмент рассматривает управление эффективностью воспитательного процесса как систему действий, направленную на обеспечение конечного результата - развитие в каждом человеке его способностей, познавательных интересов, социальных компетенций и включает такие виды деятельности как планирование, организация, руководство и контроль, входящие в управленческий цикл. В этой ситуации преподаватель должен владеть самыми различными методами обучения и воспитания. Важное значение для эффективности воспитательного процесса имеет мотивированность студентов на достижение успеха в образовательной деятельности, развитость волевых черт характера, работоспособность, т.е. качество потенциала абитуриентов и студентов. Мотивация - один из важных психологических факторов, влияющих на качество деятельности.
Применительно к социально-ориентированной культуре управления воспитательным процессом в ССУЗе можно сформулировать следующие ее критерии:
- долгосрочная стратегия социально-личностного управления воспитанием студентов;
- постепенность в формировании инновационной управленческой культуры с сохранением традиций ССУЗа и «встраивания» их в новые социально-экономические условия функционирования образовательных систем;
- быстрое освоение передовых педагогических возможностей и их успешное применение в решении воспитательных задач;
- выделение в качестве приоритетных - модернизацию и развитие человеческого фактора в работе с персоналом управления воспитанием в ССУЗе;
- сохранение, поддержание и преумножение нравственных и моральных норм корпоративной культуры управления в сфере образования и воспитания студентов.
Что же становится приоритетным в повышении квалификации эффективных менеджеров в сфере воспитания и обучения? Оказывается, даже не экономика, не право, не технологии, а поведение человека в организации, в обществе, законы раскрытия творческого потенциала как управленца, так и каждого работника, культура человеческого общения, словом социально-личностная направленность в управлении, социально-ориентированные технологии управления поведением личности в социальной организации являются важнейшими элементами современной управленческой культуры.
Важнейший момент для управления воспитательным процессом в ССУЗах - это научно-техническое творчество. Нужно работать, чтобы студенты «заболевали» технологиям производства, изобретениями, рационализаторством, техникой, машинами, космосом, роботами, автоматикой т.д. Это уже было, но с большим трудом возрождается инфраструктура научно-технического творчества. Где (даже в технических ССУЗах) кружки авиамоделирования, судомоделирования, производство и т.д.? Через научно-технические достижения мы должны развивать чувство гордости за свою страну, объяснять инновации и технические преимущества наших отраслей промышленности.
Ни в коем случае студент не должен чувствовать себя забытым, обделенным, а тем более обманутым в процессе управления воспитательной деятельностью. Здесь сегодня актуально, что при переходе на новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) студенты, обучающиеся по ГОС и подлежащие призыву в ВС РФ в 2014 и 2015 году (достигшие возраста 20 лет), не имеют возможности после прохождения военной службы закончить обучение по тем образовательным программам, по которым они обучались до призыва. Образовательное учреждение может им предоставить возможность обучения по ФГОС, только с первого курса (в редких случаях со второго курса) и при условии наличия свободных мест в группах. Поэтому, студентам придется получать среднее специальное образование в течение 7-9 лет, не учитывая срок службы в ВС РФ, либо получать среднее полное образование в вечерних школах. Представьте себе психоэмоциональное состояние наших студентов. Этот пробел в законодательстве необходимо привести в порядок.
Студент ССУЗа, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, следовательно, построение воспитательной системы учебного заведения является объективной необходимостью. Воспитательная система - это благоприятная среда жизнедеятельности и развития молодого человека, эффективно содействующая его личностному росту и расширяющая диапазон педагогического влияния. Важно представлять будущее состояние воспитательной системы. Такое представление можно сформировать с помощью метода моделирования.
Своеобразие воспитательной системы колледжа во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями студентов, уровнем развития коллектива, сформированностью межличностных отношений.
В современных условиях вопросы повышения эффективности управления воспитанием студенческой молодежи можно решать через заинтересованность и творческую деятельность преподавательского состава и самих студентов, осознавших себя полноправными и реальными участниками социального управления.
Возможности применения различных методов социально-личностного управления воспитанием студенческой молодежи неразрывно связаны с саморазвитием студенческих коллективов, в которых большинство проблем решаются на основах самоуправления.
Вместе с тем, в контексте решения проблемы важно более детально раскрыть характер воспитательного воздействия на студентов в рамках деятельности ССУЗа. Это позволит более полно отразить весь спектр психолого-педагогического воздействия на студентов в целях решения задач по их всестороннему воспитанию и профессиональному обучению.
В положительной оценке, моральном и материальном стимулировании усилий и достижений студентов в решении поставленных перед ними задач в управлении воспитанием студентов заключается метод поощрения. Это весьма эффективный метод воздействия на психику личности. Его основными функциями являются: стимулирование деятельности, поведения и самовоспитания студентов, ориентирование их на овладение передовым опытом, формирование активно-положительного отношения к занятиям, учебной деятельностью, творчеством, физкультурой и спортом и т.д.
Такой метод воспитания как принуждение заключается в постоянно высокой требовательности преподавателей и других категорий воспитателей к деятельности, поведению и самовоспитанию студентов, а также в решительном пресечении их действий и поступков, противоречащих положениям законов и нормам морали.
Личный пример, как метод воспитания – очень эффективный способ влияния на студенческий коллектив и каждого его члена, так как в его основе лежит подражательный рефлекс, социально-психологический закон взаимозаражения.
Разумеется, существуют и другие классификации методов управления воспитанием. Как относятся к такому положению? Прежде всего, как к закономерному явлению.
Воспитание – дело творческое, требующее постоянного совершенствования, поиска и обновления рациональной системы методов и приемов педагогического воздействия на личность и коллектив. Поэтому любую систему методов следует рассматривать критически, искать в ней педагогическую логику, проявлять творческий подход при ее практическом использовании.
Использование обозначенных здесь моментов, принимая во внимание, что система управления образованием носит явно выраженную социальную ориентацию, может улучшить качество работы в учреждениях среднего профессионального образования по воспитанию и социализации студентов и дает возможность вести эту работу эффективно.
Некоторые положения данного материала могут быть полезны также для деятельности учреждений, реализующих государственные образовательные программы, молодежную политику. В ходе анализа воспитательной деятельности учебных заведений были сформулированы практические рекомендации по проблемам воспитания молодежи во время обучения их в средних профессиональных образовательных учреждениях и по созданию воспитательной системы учебных заведений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мудрик A.B. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.
2. Мудрик A.B. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А.Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 200 с.
3. Андреев Г.П. Обучение и воспитание в ВУЗе не разделимы // Высшее образование в России, 2000. - №3. - С.23-25.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:, Педагогика, 1989. - 150 с.
5. Бухвалов A.B. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 144 с. 73.
6. Кларин М.В.Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании: (Анализ зарубеж. опыта) // Инновационное движение в российском школьном образовании. М.,1997. - С. 336353.
7. Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: Учеб. пособие для студентов. Пед.вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 152 с.1
8. Проблемы воспитательной работы со студенческой молодежью: Материалы Второй науч.-практ. конф., 25 февр. 1997 г., г.Екатеринбург, Россия. Екатеринбург : УрГПУ, 1997. — 82 с.
9. Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи: Материалы научно-практической конференции «теория и практика воспитательной работы в высшей школе». 21-23 марта 2000года. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - 312 с.
10. Проблемы управления процессом воспитания / под ред. Н. Ф. Талызиной и Л.И.Рувинского. МГУ, 1971. - 146 с.