Возможные модели построения сетевого взаимодействия
«Возможные модели построения сетевого взаимодействия в системе образования»
Сетевое взаимодействие – это способ деятельности организации по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов по реализации образовательных программ. Характерные признаки сетевого взаимодействия – это взаимная выгода, двусторонняя полезность, социальное партнёрство, становление формальных и неформальных контактов. Такая сеть позволяет разрабатывать, апробировать и предлагать новые инновационные модели образовательных программ, проектов.
В ХЭО ЦДТ города Абакана мы построили 2 модели -
ведомственного взаимодействия и межведомственного взаимодействия для реализации дополнительных образовательных программ.
Ведомственное взаимодействие осуществляется с образовательными учреждениями (общеобразовательные школы, дошкольные учреждения (лаборатория, конкурсы, муниципальной инновационной площадкой «Школа - Центр поликультурного развития» – конкурсы «Наша школьная страна», ХГУ- участие в НПК, дети участвуют в катановских чтениях, музыкальные колледжи города Абакана и Минусинска – проекты «Я выбираю музыку», практика студентов). Фестивально – конкурсное движение – форма сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
Здесь используются кадровые ресурсы, осуществляется информационно – методическое обеспечение. Взаимодействие способствует: организации активного взаимодействия участников в создании ситуации взаимообогащения, стимулированию творческой активности и средств для профессиональной заинтересованности обучающихся, развитию максимальных способностей и возможностей в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта.
Говоря о формах ведомственного взаимодействия, мы начнём с интеграции наших предметов. Ведь интеграция – организация усилий творческих объединений как централизация ресурсов сетевой модели, даёт результаты всего образовательного пространства. Осуществляется интеграция предметов через комплексные программы: «Театральные подмостки» детского музыкального театра «Весёлые человечки», которая объединяет три направления: музыку, театр, хореографию, «Театр и мы»-объединяет театр, сценическое движение и хореографию, сценографию; «Ступеньки в музыку» для подготовительного хора вокально – хоровой студии «Муза» - хор, ритмика, сольфеджио.
Далее взаимодействие идёт между отделами, проект театра «Золотой ключик» с ДПИ «Традиции русского народа: вчера и сегодня», мероприятия «Кузьминки», «Рождественская ярмарка», «Зиму провожаем, весну встречаем», «Матрёшка – душа России». С отделом Союза детей и подростков – с творческим объединением «Историчекое краеведение» «Их имена на карте Абакана», «Игрушка военных лет».Проект Национальная мозаика» студии «Гармония» и театра «Золотой ключик»- мероприятия «Поклонимся великим тем годам», «Волшебный цветок».
Время не стоит на месте. И сегодня для того, чтобы смотивировать ребёнка на творческую деятельность, повысить качество и эффективность работы, для формирования условий для создания единого образовательного пространства модель сетевого взаимодействия совершенствуются на основе социального партнёрства. Для этого педагогу приходится учиться не только у коллег, но и у детей. Именно их интересы и потребность в общении, творческой реализации помогает педагогу выбрать ту или иную форму сетевого взаимодействия (создание спектаклей, интегрированные занятия, проекты). Тем разнообразнее формы сетевого взаимодействия у коллектива, тем эффективнее работа по профориентации детей. Мы способствуем профессиональному самоопределению детей. Примеры, Иван Черницов – студент очного отделения Музыкального колледжа города Абакана по специальности режиссёр театрализованных представлений, Юлия Кольнишенко учится в Красноярском краевом колледже культуры на актёрском отделении (иом), Черкасов Антон – Московский Гос. институт культуры, специальность – хореография. Это результат образовательной программы (мы ростим конкурентоспособную личность, помогаем адаптироваться в обществе).
Вторая модель - Межведомственное сетевое взаимодействие. В последние годы активно развивается социальное партнёрство с некоммерческими общественными организациями, такими как: Союз композиторов РХ: Проект «Хакасия, мира тебе, добра, процветания!». В рамках проекта -конкурсы «Играй и пой, моя Хакасия», «Фестиваль «Наш дом - Хакасия». Взаимная выгода - ;
Союз писателей РХ, Союз учителей немецкого языка РХ и юга красноярского края, Межрегиональной молодёжной общественной организацией «Дом мира», город Владимир-конкурс «7 Красок российской культуры», фестиваль «Ынархас – чоллары». Оно выражается не только в организации и проведении совместных мероприятий (конкурсы, фестивали, концерты, мастер- классы, интерактивные игры, но и в совместной участии в конкурсах грантовой поддержки. Взаимодействие осуществляется с учреждениями культуры (муниципальным ансамблем «Звоны», проект с муниципальным духовым оркестром под управлением Андрея Штарк, посвящённый Дню города «Деревенский оркестр».
Одной из форм сетевого взаимодействия является проектная деятельность. Совместный творческий проект с русским театром имени М.Ю.Лермонтова, новогодний спектакль «Как спасти царевну». Особенность в том, что помимо хореографической деятельности, дети должны были проявить актёрские способности, взаимодействовать с актёрами на сцене, создать единое театральное действие (равные партнёры – актёры и дети). Дальше сетевое взаимодействие продолжается. Воспитанники театра «Золотой ключик» участвуют в новом проекте с драматическим театром ., в перспективе – продумывается двусторонняя программа творческой работы на договорной основе.
Содержание, новизна интеграции, взаимосвязи различных учебных предметов, исходя из условий модернизации системы образования, сегодня, как никогда, необходимы и важны. Ведь интеграция – это установление устойчивых связей между разными учебными предметами, подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определённой ступени обучения; направлено на развитие и содержательное наполнение эмоционально – чувствительной интеллектуальной сферы ребёнка; слияние в одном учебном предмете обобщённых знаний той или иной области. Это фундамент современного образования, который позволяет включать педагога и детей в активный современный творческий процесс. Интеграционный подход в обучении обусловлен ещё и тем, что возникла необходимость научить детей: адекватно воспринимать визуальный мир информации; ориентироваться в окружающем мире; формировать у обучающихся художественный зрительный вкус; развивать способность к быстрой смене вида деятельности; саморазвиваться и самосовершенствоваться. Всё это предполагает: повышение интеллектуально – культурного уровня, мотивации к обучению; формирование познавательного интереса обучающихся; развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; развитие желания активно выразить себя в любимом творчестве [Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / Под ред. Е. Б. Евладовой, А.В.Золотарёвой, С.Л. Паладьева.- М.: АРКТИ, 2006. – 296 с. (Дополнительное образование)].
Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Введение интеграции предметов в систему образования детей позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой, учреждениями дополнительного образования и обществом в целом. Учреждения дополнительного образования изначально погружены в интегрированные процессы. Они помогают ребёнку осваивать социокультурное пространство города, микрорайона, соединять в себе образование и досуг, оздоровление и образование, общение и игру, что естественно для детского возраста. Социологические исследования последних лет зафиксировали: дети, занимающиеся в системе дополнительного образования (танцами, спортом и др.) оказываются более успешными, более креативными, более мотивированными в сфере общего образования. Дополнительное образование как более мобильное и не регламентированное стандартами, заполняет образовательное пространство, удовлетворяя конкретные потребности детей [Ж. Внешкольник, 2009 №2,№3].