Диагностика профессиональной подготовки педагогов
Диагностика профессиональной подготовки педагогов
ФИО_____________________________________________________________________________
Должность________________________________________________________________________
№
п/п
Содержание опроса
Самооценка
Да
Не совсем
Нет
1.
Удовлетворены ли вы своей профессиональной подготовкой?
2.
По каким направлениям профессиональной подготовки вы хотели бы усовершенствовать свои знания (укажите номер):
Научно-теоретическая подготовка
Методическая подготовка
Психолого-педагогическая подготовка
Иное
3.
Считаете ли вы целесообразным углубить свои знания по вопросам:
составление учебно-планирующей документации (рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей, учебной и производственной практик)
планирование уроков разных типов;
составление УМК
составление КМО
организация самостоятельной работы обучающихся
методы и приемы развивающего обучения
разноуровневая дифференциация в обучении
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся
организация учебно-познавательной деятельности учащихся
контроль и коррекция знаний, умений и навыков учащихся
новые стандарты СПО
современные педагогические технологии
ИНОЕ:
4.
Представляет ли для вас трудность:
формулировать цели урока на разных уровнях
организовывать действия учащихся по применению целей деятельности
выбрать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
мотивировать деятельность учащихся
формулировать вопросы проблемного характера
создавать проблемно-поисковые ситуации
организовывать на уроке исследовательскую деятельность учащихся
подготовить для учащихся задания различной степени трудности
активизировать учащихся в обучении
организовать сотрудничество между учащимися
организовать само- и взаимоконтроль учащихся
развивать творческие способности учащихся
использовать различные формы поощрения учащихся
Иное
5.
Каким формам повышения квалификации своих профессиональных знаний и умений отдали бы вы в первую очередь (укажите номер):
Самообразованию
Теоретическому семинару
Семинару-практикуму
Индивидуальной помощи со стороны методической службы
Творческим группам педагогов по психолого-педагогическим проблемам
Творческим лабораториям
Иное
6.
Если бы вам предоставили возможность выбора семинаров для совершенствования своих профессиональных знаний, то в каком бы из них вы приняли участие? Какие из них вы считаете необходимыми в первую очередь (укажите номера):
Психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
Формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися
Типы уроков. Методика их подготовки и проведения
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеклассной работе
Методы обучения и их эффективное использование в современных условиях
Дифференциация в обучении
Индивидуализация в обучении
Приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
Учет и оценка знаний учащихся
Педагогическая этика учителя
Диагностика учебно-воспитательного процесса
Иное
«Самооценка педагогической деятельности» Учитель ______________________________________
А
Б
В
1.
Знание своего предмета
2.
Отношение к предмету
3.
Умение планировать учебную программу
4.
Чувство нового
5.
Знание психолого-педагогических основ обучения
6.
Педагогический такт
7.
Индивидуальный подход к учащимся
8.
Развитие у учащихся навыков учебного труда
9.
Развитие у учащихся мышления
10.
Развитие у учащихся интереса к предмету
11.
Умение оценить качество ЗУН
«Самооценка педагогической деятельности» Учитель _______________________________________
А
Б
В
1.
Знание своего предмета
2.
Отношение к предмету
3.
Умение планировать учебную программу
4.
Чувство нового
5.
Знание психолого-педагогических основ обучения
6.
Педагогический такт
7.
Индивидуальный подход к учащимся
8.
Развитие у учащихся навыков учебного труда
9.
Развитие у учащихся мышления
10.
Развитие у учащихся интереса к предмету
11.
Умение оценить качество ЗУН
«Самооценка педагогической деятельности» Учитель _______________________________________
А
Б
В
1.
Знание своего предмета
2.
Отношение к предмету
3.
Умение планировать учебную программу
4.
Чувство нового
5.
Знание психолого-педагогических основ обучения
6.
Педагогический такт
7.
Индивидуальный подход к учащимся
8.
Развитие у учащихся навыков учебного труда
9.
Развитие у учащихся мышления
10.
Развитие у учащихся интереса к предмету
11.
Умение оценить качество ЗУН
«Самооценка педагогической деятельности» Учитель ______________________________________
А
Б
В
1.
Знание своего предмета
2.
Отношение к предмету
3.
Умение планировать учебную программу
4.
Чувство нового
5.
Знание психолого-педагогических основ обучения
6.
Педагогический такт
7.
Индивидуальный подход к учащимся
8.
Развитие у учащихся навыков учебного труда
9.
Развитие у учащихся мышления
10.
Развитие у учащихся интереса к предмету
11.
Умение оценить качество ЗУН
Самооценка педагогической деятельности.
Знание своего предмета:
А) твердое, в рамках программы, есть интерес к специальной и методической литературе;
Б) на уровне программы, но есть пробелы, допускаются фактические искажения в преподавании и проверке знаний;
В) глубокое, значительно превышающее требования программы, свободная ориентация в специальной и научно-популярной литературе.
Отношение к предмету:
А) с интересом;
Б) равнодушно;
В) с увлечением, есть потребность в педагогической деятельности.
Умение планировать учебную программу:
А) тематическое и поурочное планирование осуществляется в основном правильно;
Б) часто используются штампы в планировании, не всегда учитываются особенности класса;
В) ведется работа над системой уроков по теме, разнообразием форм и методов обучения с учетом особенностей класса.
Чувство нового:
А) положительное отношение к новым педагогическим идеям, но их реализация только при воздействии администрации;
Б) скептическое или отрицательное отношение, затруднено вовлечение в процесс решения новых задач;
В) самостоятельный поиск новых идей, решение новых педагогических задач.
Знание психолого-педагогических основ обучения:
А) достаточная ориентированность в основных современных психолого-педагогических концепциях обучения, но редкое применение их на практике;
Б) свободная ориентация в современных концепциях, использование их как основы своей педагогической деятельности;
В) наличие лишь общих представлений о современных концепциях обучения.
Педагогический такт:
А) при внешнем соблюдении наблюдаются срывы в отношениях с уч-ся;
Б) имеется в достаточной степени, нарушения редки;
В) является основой в отношениях с детьми, присутствует уважение, доверие, требовательность и справедливость.
Индивидуальный подход к учащимся:
А) в основном обеспечивается;
Б) практически не осуществляется, дополнительные занятия проводятся редко;
В) систематически изучаются особенности уч-ся, дифференцируются объем, сложность знаний, помощь отстающим, контроль учащихся разных «уровней».
Развитие у учащихся навыков учебного труда:
А) скептическое отношение к этой работе, нет положительных результатов решения этой задачи;
Б) стремление к формированию у уч-ся навыков рациональной организации учебного труда;
В) целеустремленная и систематическая работа в этом направлении (развитие самоконтроля в учении, рационального планирования, должный темп чтения, письма, вычислений и т.п.).
Развитие у учащихся мышления:
А) выполняются основные рекомендации программ по усилению развивающего обучения, применяются лишь некоторые меры по развитию мышления;
Б) обеспечивается эффективное развивающее обучение, глубокое и всестороннее;
В) формальное выполнение рекомендаций программ, ориентация уч-ся лишь на запоминание.
Развитие у учащихся интереса к предмету:
А) в основном ведется работа по развитию интереса к предмету;
Б) такая работа не ведется;
В) используются специальные приемы (например, показ практической значимости знаний, занимательность, индивидуальный подход к уч-ся).
Умение оценить качество ЗУН:
А) допускается формализм и необъективность при оценке знаний;
Б) объективность в оценке ЗУН соблюдается;
В) тщательное изучение критериев оценок, умелое использование их на практике, объективность.Оценка уровня инновационного потенциала
педагогического коллектива
1. Необходимы ли, на ваш взгляд изменения в учебной, внеурочной деятельности, в чём конкретно и почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие, на ваш взгляд, изменения нужны в нашей школе?
В управлении школой.
В содержании образования, воспитания.
В технологии обучения, воспитания и развития.
В режиме работы.
3.Чувствуете ли вы себя готовыми к освоению новшеств:
В содержании обучения.
В технологии?
4. Какие формы подготовки, обучения (см. таблицу) к освоению новшеств вы прошли?
Дайте им оценку по 5-ти бальной шкале:
5 – очень влияют на уровень моего развития и подготовленности к инновационной деятельности;
4 – влияют;
3 – слабо влияют;
2 – почти не влияют;
1 – не влияют.
Формы подготовки
Баллы
1. Школьные семинары, практикумы.
2. Педагогические советы.
3. Диагностики (анкетирование).
4. Семинары Управления образования
5. Самостоятельная работа.
6. Повышение квалификации на курсах при ВИРО, ВПК
5. Оцените условия нашей школы для развития инновационной деятельности:
3 балла – очень хорошие;
2 балла – хорошие;
1 балл – удовлетворительные;
0 баллов – неудовлетворительные.
Условия
Баллы
1. Материальные
2.Финансовые
3. Организационные
4. Психологический климат в коллективе
5. Стимулирование
6. Система обучения кадров
6.Что является для вас препятствием в освоении и разработке новшеств?
Отсутствие времени.
Отсутствие обоснованной стратегии развития школы.
Отсутствие помощи.
Отсутствие лидеров, новаторов в школе.
Разногласия, конфликты в коллективе.
Отсутствие необходимых теоретических знаний.
Слабая информированность о нововведениях в образовании.
Отсутствие или недостаточное развитие исследовательских умений.
Отсутствие стимулирования.
Выберите 5 наиболее значимых для вас препятствий.Программа выявления уровня педагогического мастерства учителя_____________________
YI.Поддержание должной дисциплины в классе
1.Поддержание деловой включенности уч-ся на уроке:
а) использование приемов активизации внимания уч-ся
б) применение активных методов обучения (дискуссия, деловая игра, диалог и т.д.)
в) использование специальных способов организации работы активных и пассивных уч-ся
2.Взаимодействие при нарушении дисциплины:
а) педагог не замечает мелких непреднамеренных нарушений
б) немедленно, но взвешенно реагирует на серьезные нарушения дисциплины
в) педагог по возможности не борется с нарушителями дисциплины, а использует их для организации особых форм учебной работы
И т о г о:
Ваше мнение о практической подготовке Вас как учителя.
Свою практическую подготовку к работе в школе оцените в соответствии со следующей шкалой:
Умение не сформировано и не понимаю его значимость.
Понимаю значимость умения, но не обладаю знаниями.
Понимаю значимость умения, обладаю необходимыми знаниями, но нет достаточных навыков в его осуществлении.
Владею данными умениями, но в пределах ограниченного круга ситуаций.
Хорошо владею данными умениями, способен применять их в новой ситуации.
№
п/п
Основные показатели
Баллы
5
4
3
2
1
1
Дидактично – методические знания и умения.
2
Знание предмета на уровне современных требований.
3
Умение связывать теорию с практикой , со специальностью, с жизнью.
4
Знание и умение информировать и разъяснять учащимся цели и задачи уроков.
5
Знание проблемы межпредметных связей.
6
Умение установить внутри межпредметные связи.
7
Знание традиционных и новых методов обучения.
8
Умение рационально использовать традиционные и новые методы обучения.
9
Умение определять объём самостоятельной учебной работы учащихся и её организация.
10
Умение обеспечить систему повторения, закрепления, обобщения изученного.
11
Умение организовать творческую работу учащихся на уроке.
12
Умение развивать познавательный интерес учащихся.
13
Умение выявить и развить общее.
14
Умение формировать и развивать общие умения и навыки.
15
Умение организовать индивидуальную работу с учащимися.
16
Умение осуществлять воспитание в процессе обучения.
17
Умение осуществлять профессиональную ориентацию учащихся.
18
Знание и умение обосновывать и нормировать учебную деятельность.
19
Знание и умение контролировать и учитывать свой труд и деятельность учащихся.
20
Знание и умение находить и принимать оптимальные решения.
21
Знание и умение стимулировать труд учащихся.
22
Знание современных ТСО.
23
Умение использовать наглядные пособия и ТСО.
24
Знание современных достижений теории и практики воспитания.
25
Умение проектировать развитие личности и коллектива.
26
Умение организовать ученический коллектив.
27
Умения организовать различные виды индивидуальной коллективной деятельности.
28
Умение кооперировать и разделять труд.
29
Умение использовать традиционные и новые методы воспитания.
30
Умение изучать учащихся.
31
Умение изучать педагогическую систему и результаты воспитательной деятельности.
32
Умение организовать родителей на воспитание детей.
33
Умение объединять усилия школы, семьи и общественности в воспитании.
«ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ, САМООБРАЗОВАНИЮ»
ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ:
ОЦЕНИТЬ СПОСОБНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЫ К САМОРАЗВИТИЮ, САМООБРАЗОВАНИЮ
1. Мои друзья ценят меня за то, что я:
А. преданный и верный друг
Б. сильный и готов в любую минуту за них постоять
В. Эрудированный и интересный собеседник
2. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
А. целеустремлённый
Б. трудолюбивый
В. отзывчивый
3. Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день?
А. Думаю, что чаще всего это пустая трата времени
Б. Я пытался это делать, но нерегулярно
В. Положительно, я давно это делаю
4. Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться:
А. Не достаточно времени
Б. Нет подходящей литературы
В. Не всегда хватает силы воли и настойчивости
5. Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов?А. Невнимательность
Б. Переоценивание своих способностей
В. Точно не знаю
6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
А. Настойчивый
Б. Усидчивый
В. Доброжелательный
7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
А. Решительный
Б. Любознательный
В. Справедливый
8. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
А. Генератор идей
Б. Критик
В. Организатор
9.На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества и способности у вас развиты в большей степени:А. Сила воли
Б. Память
В. Обязательность
10. Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время?
А. Занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби
Б. Читаю художественную литературу
В. Провожу время с друзьями либо в кругу семьи
11.Что для вас в последнее время представляет большой познавательный интерес?
А. Научная фантастика
Б. Религия
В. Психология
12. Вы могли бы максимально реализоваться в качестве:А. Спортсмена
Б. Ученого
В. Художника
13. Каким чаше всего считают или считали вас коллеги-учителя?А. Трудолюбивым
Б. Сообразительным
В. Дисциплинированным
14. Какой из трех принципов вам ближе?А. Живи и наслаждайся жизнью
Б. Жить, чтобы больше знать и уметь
В. Жизнь прожить - не поле перейти
15. Кто ближе всего к вашему идеалу?А. Человек здоровый, сильный духом
Б. Человек, много знающий и умеющий
В. Человек независимый и уверенный в себе
16. Удастся ли вам в жизни добиться того, о чем вы мечтаете в профессиональном и личном плане?
А. Думаю, что да
Б. Скорее всего, да
В. Как повезет
17. Какие фильмы вам больше всего нравятся?А. Приключенческо-романтические
Б. Комедийно-развлекательные
В. Философские
18. Представьте себе, что вы заработали миллиард. Куда вы его потратите?
А. буду путешествовать и смотреть мир
Б. поеду учиться за границу или вложу в собственное дело
В. куплю коттедж с бассейном, мебель, шикарную машину, дорогую шубу и буду жить в своё удовольствие
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Каждый ответ должен быть оценен по ключу
вопрос
Оценочные баллы
вопрос
Оценочные баллы
а
б
в
а
б
в
1
2
1
3
10
2
3
1
2
3
2
1
11
1
2
3
3
1
2
3
12
1
3
2
4
3
2
1
13
3
2
1
5
2
3
1
14
1
3
2
6
3
2
1
15
1
3
2
7
2
3
1
16
3
2
1
8
3
2
1
17
2
1
3
9
2
3
1
18
2
3
1
ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ:
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
18 – 25 БАЛЛОВ – очень низкий уровень
26 – 28 БАЛЛОВ – низкий
29 – 31 БАЛЛОВ – ниже среднего
32 – 34 БАЛЛОВ – чуть ниже среднего
35 – 37 БАЛЛОВ – средний уровень
38 -40 БАЛЛОВ – чуть выше среднего
41 – 43 БАЛЛОВ – выше среднего
44 – 46 БАЛЛОВ – высокий уровень
47 – 50 БАЛЛОВ – очень высокий уровень
51 – 54 БАЛЛОВ – наивысший уровень
«Современные технологии»
Цель: выявить технологии, применяемые в системе педагогами.
Современные технологии
Применяю в системе
Частично применяю
Не применяю
Развивающее обучение
Проблемное обучение
Разноуровневое обучение
Коллективная система обучения (КСО)
Исследовательские методы в обучении
Технология модульного и блочно-модульного обучения
Лекционно-семинарско-зачетная система обучения
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Система инновационной оценки «портфолио»
критерии
классы
I.Создание общих условий эффективности учебно-воспитательного процесса
1.Обеспечение общих условий эффективности урока:
а) предварительные указания по плану урока (цель, задачи, основные этапы, лаконичные, ясные)
б) учебные пособия, ТСО, способствующие быстрому включению учащихся в работу
в) нет нужных задержек и отсутствий на уроке
2.Адаптация обучения к учащимся:
а) обучение соответствует возрастным особенностям учащихся
б) в необходимых случаях учитель учитывает индивидуальные способности школьников
в) для учащихся с разным уровнем успеваемости даются групповые задания соответствующей сложности; групповая деятельность – связь, общая задача, решение задачи сообща
II.Преподавательская компетентность
1.Владение учебным предметом и методами обучения:
а) информация и демонстрация соответствует теме, точны, современны
б) без затруднения используется не менее двух форм и методов обучения
в) применяются оригинальные методы и приемы обучения
2.Организация учебной деятельности, последовательность достижения цели урока, закрепления изученного материала, интеграция:
а) урок начинается со стимулирующего введения – привлечения внимания учащихся и обеспечения необходимой мотивации
б) новый материал представляется как вопрос-ответ на вопросы, поставленные на предыдущем занятии во введении
в) итоги урока подводятся как соотношение достигнутых результатов с пройденными ранее другими предметами, с жизнью (новую идею связать со старой)
III.Техника объяснения
1.Устные и письменные объяснения:
а) ключевые моменты урока отражены на доске (опора для мыслительной деятельности учащихся)
б) записи на доске аккуратны и разборчивы
в) произношение и построение устной речи правильное и профессиональное
2.Разъяснение при непонимании материала учащимися:
а) выявляются непонятные слова или фразы и заменяются общедоступными описательными выражениями
б) пояснения даются с помощью аналогий и примеров
в) неявная учебная информация вводится из анализа имеющихся знаний
IY.Учебное взаимодействие
1.Контроль и коррекция деятельности учеников:
а) оценка действий школьника производится независимо от личного отношения к нему педагога
б) учитель избегает прямых указаний и коррекции деятельности уч-ся
в) уч-ся побуждаются к самооценке и самокоррекции, а также к оценке и коррекции друг друга
2.Использование предложенные инициатив и вопросов учащихся на уроке:
а) вопросы и предложения школьников принимаются с благодарностью
б)тактично отмечаются слабые места в примерах и предложениях уч-ся
в) идеи учащихся разрабатывается и используются на уроке
Y. Создание продуктивной атмосферы на уроке
1.Стимулирование интереса учащихся:
а) используются интересные, необычные аспекты темы,парадоксы,юмор
б) предлагаются проблемные и творческие задания
в) на уроках используется жизненный опыт учащихся
2.Помощь учащихся в выработке положительной самооценки:
а) в речи педагогов нет сарказма, насмешек, упреков
б) конкретные уч-ся поощряются за конкретную работу
в) педагог поддерживает, одобряет уч-ся, сталкивающихся с затруднениями
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 515