Методологические и гносеологические идеи в философии Нового времени: Ф. Бекон, Р. Декарт


Методологические и гносеологические идеи в философии Нового времени: Ф. Бекон, Р. Декарт
Введение
Как известно, философия Нового времени берет свое начало в XVII веке, и ее основные черты тесно связаны с разложения феодального общества того времени и развитием нового общества – буржуазного.
В философии Нового времени появляется новая ориентация – ее идеи и утверждения опираются главным образом на научные данные, и на первый план выдвигаются основы теории познания, или гносеологии. Тем не менее, несмотря на упомянутые изменения, все еще продолжается полемика между двумя философскими направлениями, которая берет свое начало еще от средних веков. Эти направления носят название рационализм и эмпиризм.
В рамках данной работы рассмотрим и проанализируем методологические и гносеологические идеи двух ярких представителей рационализма и эмпиризма – Р. Декарта и Ф. Бекона.
Методологические и гносеологические идеи Р. Декарта как представителя рационализма.
Для наиболее полного понимания данной темы дадим определение понятию «рационализм». Итак, термин рационализм происходит от латинского слова «разум» и характеризуется как единая система гносеологических убеждений. Рационализм сформировался в процессе развития точных наук в XVII-XVIII вв. Основная идея рационализма заключается в следующем: научное знание, которое обладает свойственными ему логическими чертами, достигается посредством разума. Разум в данном случае выступает как источником научного знания, так и критерием истинности.
Французский математик и философ Рене Декарт, являясь основателем картезианства, был убежден в том, что, по его словам, «на истину натолкнется скорее один человек, чем весь народ». В своих суждениях Декарт отталкивается от так называемого «принципа очевидности», который гласит, что любое знание должно быть проверено при помощи «света разума», что предполагало отказ от любых принятых на веру суждений.
Декарт также известен тем, что предложил в математике свою систему координат, которая впоследствии была названа декартовой прямоугольной системой координат. До утверждений Декарта, научное знание являлось лишь скоплением случайных истин, а по его суждениям, оно должно было быть сформировано как целостная система. Точкой отсчета для этой системы, по Декарту, являлась истина – наиболее достоверное и очевидное утверждение.
Знаменитый аргумент Декарта «Сogito ergo sum» - «я мыслю, а значит, существую», который он сам считал неопровержимым, говорит о том, что разум значительно превосходит чувства.
Тем не менее, источником мышления в суждениях Декарта выступает Бог как всемогущий творец, который наделил человека естественным светом разума: «все смутные идеи являются продуктом человека, а, следовательно, ложны; все ясные идеи идут от Бога, следовательно, истинны». Таким образом, формируется своеобразный замкнутый круг – существование любой реальности, и Бога как такового, становится достоверным благодаря самосознанию, которым человека наделяет Бог.
Декарт также считал, что материя способна делиться до бесконечности, а процесс движения происходит с помощью вихрей; таким образом он отождествлял пространственную протяженность с природой, и представлял возможность изучать природу не как отдельные объекты и явления, а в виде процесса ее формирования, например, посредством геометрических объектов. Таким образом, Декарт видел окружающий мир как систему тщательно сконструированных деталей: растение является таким же механизмом, как, например, часы, с той лишь разницей, что совершенство часового механизма настолько же уступает совершенству механизма растения, насколько искусность Бога как Высшего Творца отличается от искусности человека как творца конечного. Данный принцип Декарта впоследствии был интерпретирован в кибернетику как теорию моделирования разума и гласил, что «ни одна система не может создать систему сложнее себя самой».
Далее рассмотрим методологию Декарта применительно к собственно философскому познанию. Для того, чтобы отыскать непреложные истины, которые являются основой всего знания, Декарт предлагает прибегнуть к методическому сомнению, т.к., по его мнению, только посредством сомнения можно обнаружить истины, не подвергающиеся сомнению.
По сущности, Декарт открыл лишь одну непреложную истину – «я мыслю, значит, существую» - непосредственно о самом существовании познающего мышления. Но в этом утверждении заключается масса идей, как философских, так и например, математических, несущих в себе очевидность и непреложность идеи разума.
Согласно утверждением Декарта, все возможные и окружающие вещи формируются двумя независимыми друг от друга, целостными субстанциями – мыслящей и телесной, т.е. душой и телом, которые сотворил и поддерживает Бог. А разум по Декарту является конечной субстанцией – «…вещь несовершенная, неполная, зависящую от чего-то другого и ... стремящуюся к чему-то лучшему и большему, чем Я сам ...».Атрибутами этих субстанций являются протяжение – для телесной и мышление – для мыслящей.
Таким образом, можно сделать выводы, что основные принципы картезианства проистекает из общей его философской направленности. Методология и гносеология Декарта отличается так называемым растворением волевого феномена в непреложном интеллектуализме.
Одно из жизненных правил Декарта звучит так: «Побеждать скорее себя самого, нежели судьбу, и менять скорее свои желания, чем мировой порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, за исключением наших мыслей».
Перечисленные идеи и принципы философского направления Декарта в дальнейшем послужили основой для развития идеализма. С другой стороны, математические взгляды Декарта на природу и окружающий мир характеризуют его философию как один из этапов материалистического мировоззрения Нового времени.
Методология и гносеология Ф. Бэкона как представителя эмпиризма
Английский философ и историк Ф. Бэкон по праву считается основоположником эмпиризма как опытной науки Нового времени, т.к. он первым поставил перед собой цель сформировать научный метод познания. Он выступал против схоластической философии того времени, и, в противопоставление ей, создал доктрину философии, в основе которой лежит опытное познание, т.е. «естественной» философии. Его принципы основываются на естественном созерцании окружающего мира посредством эмпиризма и аналитического подхода к различным явлениям. Согласно Бэкону, должна быть создана глобальная программа реформации интеллектуальных устоев, а философские принципы и доктрины, существовавшие ранее, им критиковались.
Во время творческой деятельности Бэкона опытные науки получили наибольшее признание и развитие, и Бэкон предпринимает попытку так называемого «великого восстановления наук», основы которой были изложены в написанных им трактатах, таких как «Новый Органон», «О достоинстве и приумножении наук», и других не менее выдающихся работах. В этих работах исследовались различные природные процессы и явления.
Во-первых, Бэкон создал совершенно новую классификацию наук. Основами всех наук, согласно Бэкону, являются те науки, в которых раскрываются такие способности души человека, как фантазия, память, разум, и.т.д. Таким образом, основными науками должны были являться такие науки, как философия, история, поэзия и др.
Согласно Бэкону, основной целью всех наук и познания должно быть усовершенствование жизни человека во всех ее отраслях, и господство человека над природой.
Понять, насколько успешна та или иная наука, можно лишь анализируя практические результаты данных наук: «Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философии». Бэкон придерживался принципа, что знание, безусловно, является силой, но только лишь с тем условием, что оно истинно. Именно поэтому Бэкон противопоставляет в своей теории два вида практического опыта: светоносный и плодоносный. Плодоносный опыт – это опыт, приносящий пользу человечеству, в то время как светоносный – это опыт, целью которого является познание и исследование свойств различных веществ и природных явлений.
Светоносный вид опытов, по мнению Бэкона, представляет наибольшую значимость и ценность, поскольку плодоносные опыты невозможно осуществлять без их практических результатов. Как считал Бэкон, ложность обретаемого нами знания обусловлена сомнительными доказательствами, опирающимися на силлогистическую, состоящую из понятий и суждений доктрину доказательств различных идей.
Бэкон подвергает резкой критике аристотелевскую теорию силлогизма, основываясь на том, что понятия, используемые в дедуктивном способе доказательства являются результатом слишком поспешно полученного знания. Согласно Бэкону, главным принципом перестройки системы наук должно стать создание абсолютно новой концепции, включающей в себя усовершенствование методов познания и обобщения.
Методология Бэкона заключается в индуктивно-опытном методе познания, включающем в себя постепенное формирование абсолютно новых суждений посредством анализа и исследования природных явлений и соответствующего истолкования полученных результатов. По мнению Бэкона, такой метод является наиболее эффективным.
Противопоставляя индукцию и дедукцию, Бэкон писал: «Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно пока, наконец, не приводит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный».
Индукцию как метод познания Бэкон выдвигает на передний план и считает самым истинным методом познания окружающего мира.
Рассмотрим методологию Бэкона на конкретном примере. Необходимыми этапами индуктивного метода, по его мнению, являются сбор фактов и их систематизация. Бэкон предлагает осуществлять это посредством составления 3-х исследовательских таблиц: таблицы присутствия, таблицы отсутствия и таблицы промежуточных ступеней.
Например, для того чтобы найти формулу тепла, необходимо собрать в таблице присутствия различные случаи тепла, отсеивая при этом все случаи, с теплом не связанные. В таблице отсутствия, напротив, собираются случаи, не обладающие теплом. Например, в первую таблицу могут быть включены лучи солнца, которые создают тепло, во вторую лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают тепла. На основании полученных данных можно выделить все принципы как присутствия тепла, так и его отсутствия. Наконец, в таблице промежуточных ступеней отражаются случаи, в которых тепло присутствует, но в той или иной степени. Сопоставив вместе все три таблицы, можно получить принцип, лежащий в основе тепла – движение. Таким образом, такой метод предполагает анализ общих свойств различных вещей и явлений.
Опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона предусматривает также проведение определенного эксперимента, который в процессе исследования целесообразно варьировать, повторять, перемещать из одной области в другую, и только после этого на основе полученных данных можно получить соответствующие результаты.
Таким образом, основой своего метода познания Бэкон называет опытного обобщения фактов. Отличие эмпирического метода Бэкона заключается в том, что он максимально основан на разум в процессе анализа, систематизации и обработки фактов.
Свой метод сам Бэкон сравнивал с деятельностью пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением.
Согласно Бэкону, реформа и совершенствование науки невозможно без очищения разума от четырех видов заблуждений, которые он называет идолами: это идолы пещеры, рода, театра и площади.
Идолами рода Бэкон называл ошибки, которые обусловлены природой и наследственностью человека. Мышление человека имеет свои недостатки, т.к. "уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде".
К идолам рода, согласно Бэкону относится и стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям. К этому относится, например, тот факт, что орбиты вращающихся планет часто необоснованно считали некруговыми.
Идолами пещеры – являются ошибки, свойственные отдельному человеку или определенным группам людей в силу субъективных предпочтений и симпатий. Например, одни исследователи верят в непреложный авторитет древности, другие отдают предпочтение нововведениям. "Человеческий разум - не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает… Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнаются и портят разум".
Идолы площади (рынка) - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.
Идолы театра (теорий) - это заблуждения, которые возникают посредством бесспорного подчинения определенному авторитету. Одной из основных концепций Бэкона являлась борьба с авторитарным мышлением; он справедливо считал, что исследователь должен искать истину не в суждениях великих людей, а в вещах.
проистекающие из безусловного подчинения. Но ученый должен искать истину в вещах, а не в изречениях великих людей. Борьба с авторитарным мышлением - одна из основных забот Бэкона. Следует безоговорочно признать лишь один авторитет, авторитет Священного Писания в делах веры, но в познании Природы ум должен опираться только на опыт, в котором ему открывается Природа. Разведение двух истин - божественной и человеческой - позволило Бэкону примирить существенно различные ориентации познания, вырастающие на почве религиозного и научного опыта, укрепить автономность и самозаконность науки и научной деятельности. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по мнению Бэкона, своего рода "философский театр".
Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку индуктивных методов исследования в дальнейшем, вплоть до XIX в.
Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философии огромно. Его аналитический научный метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости ее экспериментального изучения сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI-XVII веков. Логический метод Бэкона дал толчок развитию индуктивной логики. Классификация наук Бэкона была положительно воспринята в истории наук и даже положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами.
Литература
Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. - Москва, «Проспект», 1997 г.
Гуревич П.С. Философский словарь. - Москва, «Олимп», 1997 г.
Декарт Р. «Сочинения в двух томах». Том 1. - Москва, «Мысль», 1989 г.
Ляткер Я.А. «Декарт». - Москва, «Мысль», 1975 г.
Соколов В.В. «Европейская философия XV - XVII вв». - Москва, 1984.
Субботин А.Л. «Фрэнсис Бэкон». - Москва, «Мысль», 1974 г.