МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АО «Национальный центр повышения квалификации «?рлеу» Филиал АО «НЦПК «?рлеу» ИПК ПР по ВКО Аннотированный перечень документов, определяющих стратегическое развитие инклюзивного образования в Каза
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО
Аннотированный перечень документов, определяющих стратегическое развитие инклюзивного образования в Казахстане.
Подготовила:
учитель математики и физики
Барабанова Л.А.
школа - интернат
им. Н.К.Крупскойг.Усть-Каменогорск
2016 г.
Правовая основа для инклюзивного образования в Республике Казахстан
В период демократизации системы образования Республики Казахстан, утверждения гуманистических подходов к воспитанию, развитию и обучению подрастающего поколения особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для творческого развития, самообразования, профессионального самоопределения всех детей, в том числе детей из уязвимых групп: детей, проживающих в сельской и отделенной местности, детей из этнических и языковых меньшинств, детей, затронутых ВИЧ и СПИДом, детей-мигрантов, а также детей с ограниченными возможностями развития и детей, сталкивающихся с различного рода трудностями в обучении.
Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области прав человека предусматривается принцип равных прав на образование для всех детей страны. Гарантии права детей на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», "Об образовании", «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", "О специальных социальных услугах".
Предпринимая последовательные шаги в движении от равных прав к равным возможностям в доступе к качественному образованию для всех правительство РК в «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» определяет в качестве одной из важных задач развитие инклюзивного образования. В Программе определены мероприятия, способствующие созданию необходимой нормативно-правовой основы включения всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностям в развитии, в общеобразовательное пространство.
Поступательный процесс создания и совершенствования нормативной и правовой базы для внедрения инклюзивного образования в РК обеспечивается материалами социологических и научных исследований, проведенных в последнее десятилетие специалистами Национального научно-практического центра коррекционной педагогики, учеными вузов, специалистами общественных объединений и неправительственных организаций, развивающих образовательные проекты. В рамках этих инициатив проведено изучение зарубежного опыта, исследовано отношение различных общественных групп к идее инклюзивного образования, проанализирована динамика статистических данных, касающихся детей с особыми нуждами в разрезе регионов страны по четырем ведомствам: здравоохранения, образования, социальной защиты, внутренних дел. С помощью областных психолого-медико-педагогических консультаций определены масштабы «стихийного» включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные дошкольные и школьные организации. В ходе этих исследований и обзоров существующей практики во многих регионах страны был обнаружен положительный опыт включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс.
Наряду с исследованиями большое внимание уделялось разработке программ для курсов повышения квалификации директоров и учителей общеобразовательных школ, которые стали проводиться в стране с 2002 года.
Научные и социологические исследования продолжаются. Многие вопросы требуют своего дальнейшего разрешения и серьезной разработки. Однако, распространение идей инклюзивного образования и постепенное их обеспечение нормативно-правовой и методической документацией дают основание надеяться, что на новом этапе развития образования семьи, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями, будут иметь возможность свободного выбора организации для обучения своего ребенка: ведь независимо от того, какую организацию образования выберут родители – массовую или специальную – особые потребности ребенка должны быть удовлетворены в полном объеме.
Международные конвенции, декларации, правила
Наименование документа
Статус документа в РК
Статьи и пункты, касающиеся инклюзивного образования
Конвенция ООН «О правах ребенка».
Принята Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 44/95 от 20 ноября 1989 года
Ратифицирована Правительством РК в 1994 году Статья 23:
1. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
3. В признание особых нужд ребенка, имеющего особые образовательные потребности, помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение такому ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.
Приняты Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 48/96 от 20 декабря 1993 года
Используется в качестве методической основы при разработке нормативной базы инклюзивного образования в РК Правило 6. Образование. Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования.
1. Ответственность за образование инвалидов в интегрированных структурах следует возложить на органы общего образования. Следует обеспечить, чтобы вопросы, связанные с образованием инвалидов, являлись составной частью национального планирования в области образования, разработки учебных программ и организации учебного процесса.
2. Обучение в обычных школах предполагает обеспечение услуг переводчиков и других надлежащих вспомогательных услуг. Следует обеспечить адекватный доступ и вспомогательные услуги, призванные удовлетворять нужды лиц с различными формами инвалидности.
3. К процессу образования на всех уровнях следует привлекать родительские группы и организации инвалидов.
4. В тех государствах, где образование является обязательным, его следует обеспечивать для детей обоего пола с различными формами и степенями инвалидности, включая самые тяжелые формы.
5. Особое внимание следует уделять следующим лицам:
а) детям самого юного возраста, являющимся инвалидами;
б) детям-инвалидам дошкольного возраста;
в) взрослым-инвалидам, особенно женщинам.
6. Для обеспечения инвалидам возможностей в области образования в обычной школе государствам следует:
а) иметь четко сформулированную политику, понимаемую и принимаемую на уровне школ и в более широких рамках общины;
б) обеспечить гибкость учебных программ, возможность вносить в них добавление и изменение;
в) предоставлять высококачественные учебные материалы, обеспечить на постоянной основе подготовку преподавателей и оказание им поддержки.
7. Совместное обучение и общинные программы следует рассматривать как дополняющие элементы экономически эффективной системы обучения и профессиональной подготовки инвалидов. В рамках национальных программ, в основе которых лежат программы общин, следует поощрять общины использовать и развивать их ресурсы в целях обеспечения образования для инвалидов на месте.
8. В случаях, когда система общего школьного образования все еще не удовлетворяет адекватным образом потребностям всех инвалидов, можно предусмотреть специальное обучение. Оно должно быть направлено на подготовку учащихся к обучению в системе общего школьного образования. Качество такого обучения должно отвечать тем же стандартам и целям, что и обучение в системе общего образования, и должно быть тесно с ним связано. Для учащихся-инвалидов следует, как минимум выделять ту же долю ресурсов на образование, что и для учащихся, не являющихся инвалидами. Государствам следует стремиться к постепенной интеграции специальных учебных заведений в систему общего образования. Как известно, в настоящее время специальное обучение, возможно, является в ряде случаев наиболее приемлемой формой обучения некоторых учащихся-инвалидов.
Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями», Саламанка, Испания, 1994г. Используется в качестве методической основы при разработке нормативной базы инклюзивного образования в РК Декларация и Рамки действий.
Дакарские рамки действий: Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств. Приняты Всемирным форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г.) Используется в качестве методической основы при разработке нормативной базы инклюзивного образования в РК Пункт 8: Создавать безопасную, здоровую, инклюзивную учебную обстановку, способствующую успешному обучению и достижению четко определенных уровней успеваемости для всех, при справедливом обеспечении ресурсами.
Конвенция ОНН о правах инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 61106 от 13 декабря 2006 года
Конвенция и Факультативный договор подписаны Правительством РК в 2008 году Статья 24. Образование
Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:
а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия.
При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:
а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;
б) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;
в) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;
г) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
д) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.
Законодательство Республики Казахстан в области образования детей с особыми образовательными потребностями
Наименование документа Содержание глав, статей, пунктов, подпунктов, касающихся включения детей в общеобразовательный процесс.
Конституция Республики Казахстан
Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г.
Статья 30
1. Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно.
Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 08.08.2002 N 345-II
Статья 15. Право ребенка на образование
1. Каждый ребенок имеет право на образование и ему гарантируется получение бесплатного начального, основного среднего и общего среднего образования и на конкурсной основе - бесплатного технического и профессионального, послесреднего и высшего образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об образовании.
3. На детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в специальных педагогических подходах, из государственного бюджета выделяются дополнительные средства, гарантирующие получение ими образования на уровне установленных стандартов.
Статья 31. Права ребенка - инвалида на полноценную жизнь
2. Ребенок - инвалид вправе получить образование, соответствующее его физическим, умственным способностям и желаниям, выбрать род деятельности и профессию, участвовать в творческой и общественной деятельности.
Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года
№ 319-III (с HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1000664096" \o "СПРАВКА О ЗАКОНЕ РК ОТ 27.07.2007 № 319-III" \t "_parent" изменениями и дополнениями по состоянию на 04.12.2015 г.) Глава 1.Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
7-4) специальные условия для получения образования - условия для получения образования, включая специальные образовательные учебные программы и специальные методы обучения, технические и иные средства, среду жизнедеятельности, а также медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных учебных программ лицами с ограниченными возможностями;
Подпункт 21-3 изложен в редакции HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004851619" \o "Закон Республики Казахстан от 13 ноября 2015 года № 398-V \«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования\»" \t "_parent" Закона РК от 13.11.15 г. № 398-V ( HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004852368" \o "(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) ЗАКОН РК ОТ 27.07.2007 № 319-III" \t "_parent" см. стар. ред.)
21-3) лица (дети) с особыми образовательными потребностями - лица, которые испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем, нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования;
Статья дополнена подпунктом 21-4 в соответствии с HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004851619" \o "Закон Республики Казахстан от 13 ноября 2015 года № 398-V \«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования\»" \t "_parent" Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V
21-4) инклюзивное образование - процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Глава 2. Управление системой образованияСтатья 8. Государственные гарантии в области образования
4. Государство полностью или частично компенсирует расходы на содержание граждан Республики Казахстан, нуждающихся в социальной помощи, в период получения ими образования.
К категории граждан Республики Казахстан, которым оказывается социальная помощь, относятся:
2) дети с ограниченными возможностями в развитии, инвалиды и инвалиды с детства, дети-инвалиды;
6. Государство, реализуя цели инклюзивного образования, обеспечивает гражданам с ограниченными возможностями в развитии специальные условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на всех уровнях образования.
Глава 3. Система образованияСтатья 11. Задачи системы образования.
Задачами системы образования являются:
14) создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями.
Глава 4. Содержание образования
Статья 14. Образовательные учебные программы
Для отдельных категорий лиц разрабатываются специальные образовательные учебные программы, учитывающие особенности развития и потенциальные возможности обучающихся и воспитанников, определяемые с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций.
Статья 19. Специальные учебные программы
Пункт 1 изложен в редакции HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002128915" \o "Закон Республики Казахстан от 24 октября 2011 года № 487-IV \«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан \«Об образовании\»" \t "_parent" 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002128112" \o "СПРАВКА О ЗАКОНЕ РК ОТ 24.10.2011 № 487-IV" \t "_parent" опубликования) ( HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002128916" \o "(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) ЗАКОН РК ОТ 27.07.2007 № 319-III" \t "_parent" см. стар. ред.); HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004854981" \o "Закон Республики Казахстан от 13 ноября 2015 года № 398-V \«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования\»" \t "_parent" Закона РК от 13.11.15 г. № 398-V ( HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004854982" \o "(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) ЗАКОН РК ОТ 27.07.2007 № 319-III" \t "_parent" см. стар. ред.)
1. HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1001159996" \o "Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 июля 2009 года № 333 \«Об утверждении Типовых специальных общеобразовательных учебных программ\»" \t "_parent" Специальные учебные программы разрабатываются на основе общеобразовательных учебных программ начального, основного среднего, общего среднего образования, образовательных программ технического и профессионального образования и направлены на обучение и развитие лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, учитывают психофизические особенности и познавательные возможности обучающихся и воспитанников, определяемые с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций.В пункт 2 внесены изменения в соответствии с HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004854981" \o "Закон Республики Казахстан от 13 ноября 2015 года № 398-V \«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования\»" \t "_parent" Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V ( HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004854983" \o "(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) ЗАКОН РК ОТ 27.07.2007 № 319-III" \t "_parent" см. стар. ред.)
2. Для лиц, нуждающихся в длительном лечении, а также для детей и подростков с ограниченными возможностями в развитии разрабатываются и внедряются HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002713282" \o "Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года № 343-II \«О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями\» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.12.2015 г.)" \t "_parent" специальные учебные программы.В пункт 3 внесены изменения в соответствии с HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002128918" \o "Закон Республики Казахстан от 24 октября 2011 года № 487-IV \«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан \«Об образовании\»" \t "_parent" 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002128112" \o "СПРАВКА О ЗАКОНЕ РК ОТ 24.10.2011 № 487-IV" \t "_parent" опубликования) ( HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002128920" \o "(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) ЗАКОН РК ОТ 27.07.2007 № 319-III" \t "_parent" см. стар. ред.); HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004854981" \o "Закон Республики Казахстан от 13 ноября 2015 года № 398-V \«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования\»" \t "_parent" Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V ( HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004854984" \o "(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) ЗАКОН РК ОТ 27.07.2007 № 319-III" \t "_parent" см. стар. ред.)
3. Специальные учебные программы реализуются в HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002713281" \o "Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года № 343-II \«О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями\» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.12.2015 г.)" \t "_parent" специальных организациях образования, предусмотренных законами Республики Казахстан, в общеобразовательных школах, организациях технического и профессионального образования или на дому.
В статью 27 внесены изменения в соответствии с HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002129061" \o "Закон Республики Казахстан от 24 октября 2011 года № 487-IV \«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан \«Об образовании\»" \t "_parent" 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002128112" \o "СПРАВКА О ЗАКОНЕ РК ОТ 24.10.2011 № 487-IV" \t "_parent" опубликования) ( HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002129062" \o "(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) ЗАКОН РК ОТ 27.07.2007 № 319-III" \t "_parent" см. стар. ред.); HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004855379" \o "Закон Республики Казахстан от 13 ноября 2015 года № 398-V \«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования\»" \t "_parent" Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V ( HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004855380" \o "(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) ЗАКОН РК ОТ 27.07.2007 № 319-III" \t "_parent" см. стар. ред.)
Статья 27. Формы получения образования
В зависимости от содержания образовательных программ с учетом потребностей и возможностей личности, создания условий доступности получения каждого уровня образования обучение осуществляется в форме очного, вечернего, заочного, HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1005009745" \o "Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 61 \«Об утверждении правил обучения в форме экстерната\»" \t "_parent" экстерната и HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004560326" \o "Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137 \«Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям\» (с изменениями от 05.10.2015 г.)" \t "_parent" дистанционной форме обучения для лиц (детей) с особыми образовательными потребностями.
Статья 47. Права, обязанности и ответственность обучающихся и воспитанников
3. Обучающиеся и воспитанники имеют право на:
1) получение качественного образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования;
В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004856535" \o "Закон Республики Казахстан от 13 ноября 2015 года № 398-V \«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования\»" \t "_parent" Законом РК от 13.11.15 г. № 398-V ( HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004856539" \o "(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) ЗАКОН РК ОТ 27.07.2007 № 319-III" \t "_parent" см. стар. ред.)
2) обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным программам по решению совета организации образования;
Статья 49. Права и обязанности родителей и иных законных представителей
1. Родители и иные законные представители несовершеннолетних детей имеют право:
1) выбирать организации образования с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка;
4) получать консультативную помощь по проблемам обучения и воспитания своих детей в психолого-медико-педагогических консультациях;
5) на получение их детьми дополнительных услуг на договорной основе.
Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» от 16 июля 2001 года № 242-11 Статья 11. Обеспечение населенных пунктов объектами инфраструктуры и создание условий их доступности.
2. Населенные пункты должны быть обеспечены оптимальными условиями и средствами доступа для всех категорий населения (включая инвалидов и другие маломобильные группы) к рабочим местам, объектам (сооружениям, коммуникациям) социальной, рекреационной, инженерной и транспортной инфраструктуры в соответствии с типом поселения и условиями данной местности.
3. Градостроительная документация для населенных пунктов должна содержать разделы по созданию условий обеспечения потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения в объектах социальной и рекреационной инфраструктуры.
Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», от 11 июля 2002 года N 343 Глава 4 ст.15. Права детей с ограниченными возможностями.
5) Дети с ограниченными возможностями имеют право на получение бесплатного образования в специальных организациях образования или государственных общеобразовательных учебных заведениях в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций.
Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»
от 13 апреля 2005 года № 39-III ЗРК
Статья 29. Обеспечение инвалидам условий для получения образования и дошкольного воспитания
1.Инвалидам гарантируется получение бесплатного начального, основного среднего, общего среднего образования.
5. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных организациях общего типа и организациях среднего образования, создаются детские сады и другие специальные коррекционные организации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Государственные программы и Планы в области развития образования
Наименование документа Извлечения из документа, касающиеся инклюзивного образования
Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 г оды.
Утверждена указом Президента РК от 7 декабря 2010 года №1118. «… Во всех регионах будут созданы кабинеты коррекции и инклюзивного образования для оказания коррекционно-педагогической поддержки детям с раннего возраста. До 2015 года сеть возрастёт с 380 до 540 ед.
К 2015 году будет создана необходимая нормативная правовая база:
разработан механизм взаимодействия общего и специального образования в рамках инклюзивного образования;
разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями;
разработаны правила интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной среде,
определены формы интеграции для детей с различными нарушениями.
К 2020 году:
в 3030-ти школах будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей ограниченными возможностями (наличие в школах педагогов-дефектологов, психолого –педагогического сопровождения детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства);
увеличена доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от общего количества школ на 70%;
доля школ, создавших «безбарьерный доступ» для детей-инвалидов, от общего количества школ — 20%;
доля детей, охваченным инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии – 50%.
Нормативные документы по инклюзивному образованию в РК
Наименование документа Дата утверждения
«О внесении изменений и дополнений в приказ и.о. Министра образования и науки РК от 29 2003 г. № 787 «Об утверждении Перечня типов и видов специальных организаций образования, необходимого количества мест в организациях образования для лиц, нуждающихся в специальном образовании». Утвержден Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2006 г. № 902
Типовые правила организации деятельности кабинетов коррекции и инклюзивного образования
Утверждены Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2009 года № 27.
Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии. Письмо МО и Н от 16 марта 2009 года № 4-02-4/450.
Инструктивно-методическое письмо по определению детей после кохлеарной имплантации в организации образования. Письмо МОиН от 2 июля 2009 г, № 4-02-4/1228
Методические рекомендации по определению детей с аутизмом в организации образования.
Письмо МО и Н от 28 мая 2010г . №4-02-4/1435
Правила организации скрининга и диагностики нарушений слуха у детей раннего возраста. Утверждены приказом МЗ от 28.09.2009 № 478.
Правила о порядке организации учебных занятий для детей-инвалидов,
проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических,
реабилитационных и других организациях здравоохранения Утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года N974
(согласованы с Министерством здравоохранения Республики Казахстан 26 ноября 2004 года)
Концепция развития инклюзивного образования в Республике Казахстан дорабатывается
Национальный план действий по развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан дорабатывается
Правила организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной среде. Разработаны, представлены к утверждению в МОиН РК
Правила организации деятельности инклюзивной организации образования Разрабатываются
Постановление Правительства РК № 77 от 30 января 2008 года «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» Разрабатываются предложения о внесении дополнений относительно специалистов, для работы с детьми с ограниченными возможностями в развитии в дошкольных и школьных общеобразовательных организациях, имеющих статус инклюзивных.
Типовые учебные программы по переподготовке педагогов общеобразовательных организаций для работы с детьми с ограниченными возможностями Разрабатываются