Доклад по воспитатедьной работе на тему Творчество, идущее из глубины души
Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение
Тема: Творчество, идущее из глубины души
Автор: Хисамутдинова Алия Закуановна
Должность: учитель
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Новокулево муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан
Я ребенок одаренный,
В мир красивый я влюбленный.
Я хочу о нем все знать,
Чтобы в жизни устоять.
Я люблю учить, учиться,
К знаниям всегда стремиться,
На практике их добывать.
И потом их применять.
Сасина Е.Н.
Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. И мы, учителя, должны ставить перед собой цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. При этом особое внимание обращать на то, чтобы это творчество было искренним, идущим из глубины души.
Я в сфере образования работаю 14 лет. Являюсь руководителем творческого кружка для юных поэтов «Перо» («Каурый кэлэм») и фольклорного ансамбля «Бабушкин сундучок» («Олэсэйем хандыгы»), где членами этих кружков являются учащиеся начальных, средних и старших классов.
Известно, что фольклор – это эстетическое воспитание подрастающего поколения. Фольклор позволяет активно развивать эстетическое чувство детей, их нравственность и интеллект, поскольку в фольклоре отражаются многие явления жизни. С помощью фольклора и театра у детей развивается форма общения.
Занятия фольклорного кружка способствуют расширению кругозора, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждений и идеалов, помогают в воспитании гражданской активности.
Цель моего кружка предусматривала формирование у детей представлений о фольклоре как составной части духовной культуры народа на основе вовлечения их в продуктивную творческую деятельность; приобщение к основам башкирской культуры, к творчеству и развитие их способностей; воспитание нравственных чувств и понимание истинных ценностей фольклора; содействие гармоничному развитию личности подростка посредством театрального творчества.
Задачи первого года обучения:
- расширить и углубить знания, полученные детьми на уроках башкирской литературы и культуры Башкортостана, пробудить интерес к изучению истории, культуры и быта народа, познакомить с современным фольклором, привить некоторые практические навыки исполнения фольклорных произведений.
- Обучение технологии постановки спектакля любого жанра, ведения массовых мероприятий.
- Развитие навыков свободного общения с аудиторией, актерских способностей.
- Развить природные задатки и способности детей.
- Воспитание навыков позитивного взаимодействия в коллективе и систему нравственных ценностей.
- Воспитать чувство уважения к мастеру и его профессиональному мастерству.
- Формировать с помощью фольклора любовь к родному языку, образному творчеству народа.
Занятия проводились на сцене в теоретической и практической форме. Формирование группы было свободное. На занятиях кружковцы - воспитанники научились ориентироваться на сцене, самостоятельно ставить небольшие композиции, овладеть основами знаний и практических умений по технике театрализованных представлений.
В течение учебного года учащиеся фольклорного ансамбля «Бабушкин сундучок» принимали активное участие на родительских собраниях, на семинарах учителей, где они показали театрализованные представления «Хандык сере», “Якташыбыз Гайнан Хайри тормошо” и “Р.Гарипов язмышы” и т.д. В 2010 году участвовали на зональном туре республиканского конкурса-фестиваля “Жемчужины Башкортостана” (ДИПЛОМ 2 СТЕПЕНИ); на районном туре республиканского конкурса “Здравствуй, здравствуй, сказка” (3 года подряд - ГРАН-ПРИ завоевали Низамутдинова Розалина, Бужаева Лариса); в республиканском конкурсе «Здравствуй, здравствуй, сказка» (дважды дипломант Низамутдинова Розалина).
Работая над темой самообразования “Воспитание учащихся в духе национального самосознания”, всегда использую в своей работе новейшие достижения методики преподавания предмета и добиваюсь хороших результатов. Активно применяю на уроках и занятиях кружка материалы периодической печати, компьютерные программы, возможности Интернета. Пользуюсь офисными программами, компьютерной презентацией при подготовке и проведении кружковых занятий.
Активно сотрудничаю с редакциями районной газеты «Нур Иман», «Красный Ключ», республиканской газеты «Азна», журнала «Аманат», где публикуются творческие работы членов кружка «Перо» («Каурый кэлэм»).
Нынче являюсь классным руководителем в 6 классе. С обучающимися проводим много интересных и полезных мероприятий, способствующих нравственно-эстетическому и интеллектуальному развитию учащихся, веду активную внеклассную работу по предмету. Посещаем театры, музеи, концерты, литературно-творческие вечера. Организовываем проведение предметных экскурсий по историческим и культурным местам села Новокулево.
Большое внимание уделяю работе с одаренными и мотивированными детьми. Формы творческой деятельности моих учеников различны: это и участие в литературных вечерах, викторинах, олимпиадах районного и республиканского уровня.
А я хочу рассказать о своем первом выпуске, о том, как я, как классный руководитель, выявляла одаренных детей. Дело было так: еще, будучи 18-летней молодой, еще неопытной учительнице (это было 10 лет тому назад), доверили 5 класс. Где мальчиков было 12, а девочек – 5. Класс был очень неусидчивый, но очень активный, поскольку в начальных классах эти дети принимали активное участие во всех школьных мероприятиях. (Я и сама активно принимала участие в жизни школы, художественной самодеятельности не только села Новокулево, но и района, а также республики.) И тогда я поняла: талантливых детей в этом классе надо выявлять, дальше развивать. За что я взялась с большим удовольствием. Я много работала с классом: проводила анкетирования и с детьми, и с родителями, посещала на дому. В целом изучала развитие каждого ребенка. Много читала литературу, книги, где я наткнулась на анкетирование «Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову, по А.да Хану и Г. Кафу)».
Образец:
Анкета №1
на Гималетдиновой Розалии Робертовны для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей
Проявление специальных способностей (по А.И.Савенкову)
В сфере литературной одаренности:
- любит писать и сочинять рассказы и стихи. «Да»;
- может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. «Да»;
- рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. «Да»;
- придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. «Да»;
- выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства. «Да»;
- умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. «Да»;
- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. «Да»;
- умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. «Да».
В сфере артистической одаренности:
- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. «Да»;
- интересуется актерской игрой. «Да»;
- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. «Да»;
- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. «Да»;
Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. «Да»;
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. «Да»;
- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. «Да»;
- любит игры-драматизации. «Да».
В сфере лидерской одаренности:
- инициативен в общении со сверстниками. «Да»;
- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. «Да»;
- Легко общается с детьми и взрослыми. «Да»;
- Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное. «Да»;
- часто руководит играми и занятиями других детей. «Да»;
- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста. «Нет»;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. «Да»;
- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. «Да».
В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хану и Г. Кафу)
-хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей. «Да»;
- обладает хорошей памятью. «Да»;
- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал. «Да»;
- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов. «Да»;
- любит читать книги, причем по своей собственной «программе». «Да»;
- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно. «Нет»;
- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.). «Нет»;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив. «Да»;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни. «Да».
Анкета №1
на Гадеева Амира Гумеровича для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей
Проявление специальных способностей (по А.И.Савенкову)
В сфере артистической одаренности:
- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. «Да»;
- интересуется актерской игрой. «Да»;
- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. «Да»;
- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. «Да»;
Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. «Да»;
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. «Да»;
- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. «Да»;
- любит игры-драматизации. «Да».
В сфере технической одаренности:
- интересуется механизмами и машинами. “Да”;
- может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. “Да”;
- любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на “поиск”. “Да”;
- любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них. “Да”;
- читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. “Да”;
- любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом. “Да”;
- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных “проектов” (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей). “Нет”;
- быстро и легко осваивает компьютер. “Да”.
В сфере лидерской одаренности:
- инициативен в общении со сверстниками. «Да»;
- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. «Да»;
- Легко общается с детьми и взрослыми. «Да»;
- Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное. «Да»;
- часто руководит играми и занятиями других детей. «Нет»;
- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста. «Нет»;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. «Да»;
- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. «Да».
В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хану и Г. Кафу)
-хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей. «Да»;
- обладает хорошей памятью. «Да»;
- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал. «Да»;
- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов. «Да»;
- любит читать книги, причем по своей собственной «программе». «Да»;
- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно. «Нет»;
- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.). «Да»;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив. «Да»;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни. «Да».
Анкета №1
на Шамсутдинова Ирика Ильдаровича для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей
Проявление специальных способностей (по А.И.Савенкову)
В сфере музыкальной одаренности:
- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению. «Да»;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки. «Да»;
- хорошо поет. «Да»;
- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец. «Да»;
- любит музыкальные записи. «Да»;
- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. «Да»;
- хорошо играет на каком-нибудь инструменте. «Да»;
- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение. «Да»;
- сочиняет собственные оригинальные мелодии. «Нет».
В сфере артистической одаренности:
- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. «Да»;
- интересуется актерской игрой. «Да»;
- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. «Да»;
- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. «Да»;
Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. «Да»;
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. «Да»;
- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. «Да»;
- любит игры-драматизации. «Да».
В сфере технической одаренности:
- интересуется механизмами и машинами. “Да”;
- может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. “Да”;
- любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на “поиск”. “Да”;
- любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них. “Да”;
- читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. “Да”;
- любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом. “Да”;
- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных “проектов” (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей). “Нет”;
- быстро и легко осваивает компьютер. “Да”.
В сфере лидерской одаренности:
- инициативен в общении со сверстниками. «Да»;
- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. «Да»;
- Легко общается с детьми и взрослыми. «Да»;
- Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное. «Да»;
- часто руководит играми и занятиями других детей. «Да»;
- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста. «Нет»;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. «Да»;
- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. «Да».
В сфере спортивной одаренности:
- энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений. «Да»;
- любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. «Да»;
- часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников. «Да»;
- бывает быстрее всех в детском саду, в классе. «Да»;
- движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений. «Да»;
- любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. «Да»;
- предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол). «Да»;
- физически выносливее сверстников. «Да».
В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хану и Г. Кафу)
-хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей. «Да»;
- обладает хорошей памятью. «Да»;
- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал. «Да»;
- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов. «Да»;
- любит читать книги, причем по своей собственной «программе». «Да»;
- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно. «Нет»;
- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.). «Нет»;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив. «Да»;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни. «Да».
Далее на каждого ученика составила индивидуальную психолого-педагогическую карту одаренного ребенка. (Образец смотрите далее)
Индивидуальная психолого-педагогическая карта одаренного ребенка
ФИО ученика
Место рождения:
Дата рождения:
Место обучения:
Характеристика учебной деятельности:
Тип одаренности:
Достижения:
1)
2)
За последние 4 года мои подопечные заняли:
-- 5 – первых мест на районных конкурсах “Жемчужины Башкортостана”, “Я люблю тебя, Россия”, “Здравствуй, здравствуй, сказка”.
- 9 призовых мест, из них: 7 – первых, 2 – вторых места (районный конкурс сочинений “Моя заветная мечта”, “Горжусь тобой, Башкирия моя” и т.д.).
В 2009/2010 учебном году творческий коллектив “Страна Озер” под моим руководством принимал участие на зональном туре республиканского конкурса-фестиваля “Жемчужины Башкортостана” и занял 2 место. Ученица Розалина Низамутдинова на республиканском конкурсе “Здравствуй, здравствуй, сказка” дважды стала дипломантом (2010 год, 2011 год) и была награждена Почетной грамотой Министерства образования РБ и ценными подарками.
В 2009-2011 годах ученица Розалия Гималетдинова успешно участвовала на межрегиональной олимпиаде по родным языкам и была удостоена Почетной грамоты Министерства образования Республики Башкортостан.
Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребенка. Только контакт родителей, ребенка и учителя дает положительный результат в его обучении и воспитании. Многое зависит от родителей. Если они заинтересованы в будущем своего ребенка, то они должны в первую очередь интересоваться успехами или неудачами своего ребенка в школе.
И в завершении хочу сказать: сколько труда и любви вкладывают учителя, чтобы создать все условия для развития творческих способностей и талантов. Успехи учеников вызывают чувство гордости педагогическим коллективом и вселяют надежду, что у наших детей хорошее будущее.
Спасибо за внимание!
15