Единое информационное пространство школы как фактор самореализации учащихся.
Единое информационное пространство школы как фактор самореализации учащихся.
ИОТ в основном ориентируют деятельность школы на формирование и развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. В ходе работы на уроке с использованием компьютера учащиеся осваивают умения постановки и решения задач, самостоятельного поиска, сбора, анализа и представления информации у учащихся можно вырабатывать ответственность в делах и самостоятельность в суждениях, рефлексию, субъектность в учебно-познавательной деятельности, связанную с переходом от простого накопления общекультурной информации к созданию индивидуального знания.
В современной литературе выделяют несколько основных направлений внедрения Интернета в школьное образование:
Использование Интернет-технологий в процессе обучения.
Обеспечение информационных связей между школой и родителями.
Информационно-методическая поддержка учителей.
Информационная поддержка творческой деятельности учащихся.
Обеспечение информацией системы управления общеобразовательным учреждением.
Как сформировать у школьников активную жизненную позицию? Как помочь молодому человеку не ошибиться в выборе жизненного пути? Как подготовить его к выполнению различных социальных ролей? Решение этих вопросов предполагает пути использования единого информационного пространства школы для самореализации учащихся всех возрастных групп.Использование единого информационного пространства школы позволяет создать воспитательную среду через новые формы и методы работы, сочетать базовое школьное образование с дополнительным образованием как условие взаимодействия досуга с различными формами образовательной деятельности. Результатом этого является максимальное самовыражение и социальная адаптация учащихся (самореализация), формирование духовно богатой, свободной, творчески мыслящей, ориентированной на нравственные ценности личности, способствуя реализации задач Концепции модернизации Российского образования и Федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002 – 2010).
Обоснование значимости
В конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая внесла в действительность новые черты и получила название постиндустриальное или информационное общество. Это связано с появлением новых информационных ресурсов, возникающих в связи с этим иных способов передачи и представления информации, новых технологий. От человека требуются особые формы взаимодействия в таком обществе, позволяющие ему эффективно функционировать в условиях быстрых информационных потоков. Формирование критического отношения, системности использования, умения ориентироваться в этих потоках и управлять ими – важнейшая задача образования.
Школа должна стать ядром общего информационного пространства, важнейшим фактором гуманизации общественных отношений, формирования новых жизненных установок личности. В связи с этим, чрезвычайно актуальным является осознание учащимися своих способностей, интересов, притязаний, способов самопознания и самореализации. Школа является не только передовым краем модернизации образования, но и воспитывающей средой, в центре которой находится сам «образовывающийся» ребенок. Одним из наиболее перспективных вариантов решения этой задачи на уровне школы, является создание образовательной и воспитательной среды в рамках открытого информационного пространства школы, которое включает в себя:
- изменение форм и методов работы, для превращения ребенка в активный субъект учебно-воспитательного процесса
- создание условий для свободного самообразования, самовыражения и самореализации каждого ребенка в информационном пространстве школы.
Таким образом, учащийся должен владеть эффективными методами информационного взаимодействия, способами психологической защиты от негативных явлений, способами самопознания и самореализации.
Однако в школе остается ряд проблем:
1. Трудности учащихся в использовании информационных ресурсов
2. Отсутствие осознания родителями необходимости приобщения к информационному полю школы.
Основные идеи
Школьный интернет расширяет границы доступа к разнообразной информации, предоставляет всем учащимся максимальную свободу выбора форм и методов самореализации, способствуя реализации задач Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010)», Концепции модернизации Российского образования
Основные принципы
Научность
Практичность
Преемственность
Доступность
Креативность
Эффективность
Гуманизация
Деятельностный подход
Цель проекта: эффективное использование единого информационного образовательного пространства для самореализации учащихся всех возрастных групп. Задачи:
1. Создать нормативно-правовую базу, регламентирующую процесс информатизации школы.
2. Формировать определенный созидательный опыт и личностные качества учащихся, умения свободно и самостоятельно выбирать цель и средства деятельности, управлять своей деятельностью, умения совершенствовать и развивать свои способности, изменять и воспитывать себя самоопределяясь.
3. Привлечь родителей к учебно-воспитательному процессу через систему тьюторства, возможности интранета и школьного сайта.
4. Формировать информационную культуру всех участников образовательного процесса.
5. Расширить электронную базу школы
6. Внедрить в практику работы школы элементы открытого образования
Исходные теоретические положения
- Закон РФ «ОБ образовании»- Закон УР «О народном образовании»- Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010)
- Конвенция прав ребенка
- Концепция модернизации Российского образован
Предполагаемые общие результаты
В результате выполнения проекта будут созданы условия, которые
Позволят учащимся:
- приобрести определенный созидательный опыт и личностные качества, свободно и самостоятельно выбирать цель и средства деятельности, управлять своей деятельностью, совершенствовать и развивать свои способности, изменять и воспитывать себя самоопределяясь
Позволят учителям:
- реализовать личностно - ориентированное взаимодействие с учащимися,
- повысить профессиональную и компьютерную компетентность
- повысить качество обучения
Позволят школе:
- обобщить опыт использования ИКТ всех участников образовательного процесса
- сформировать социально-адаптированную личность
- привлечь родителей к учебно-воспитательному процессу через систему тьюторства, возможности интранета и школьного сайта
- осуществлять централизованное хранение информации в единой базе
- повысить качество образования
Необходимые условия реализации проекта
- привлечение специалистов в области информационно-коммуникационных технологий- наличие материально-технической базы- определенный уровень подготовки педагогов в области информационных технологий
.
Приложение №1
Глоссарий
Базы данных – это технологии ввода, систематизации, хранения, поиска и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информацию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер определенной, характерной для данной системы форме – формате).
Дистанционное обучение – образовательная технология, реализуемая в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном взаимодействии учащихся и педагогов
Единое информационное пространство – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса (администрация, педагоги, учащиеся и их родители)
Интернет – глобальная информационная система. Позволяет пользователю самому формировать информационные запросы, используя сотни тысяч компьютерных систем, расположенных по всему миру.
Интранет – это локальная или территориально распределенная сеть, закрытая от внешнего доступа из Интернета. Интранет – это применение технологии Интернет в рамках локальных систем.
Информатизация образования представляется как система взаимосвязанных содержательных, организационных и методических мероприятий, связанных с проникновением во все звенья образовательной системы (обучение, воспитание, управление, дополнительное образование и др.) информационных средств, информационных технологий и информационной культуры.
Информационная технология – совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых выполняются различные операции по обработке информации во всех сферах жизни и деятельности.
Компьютер (ПЭВМ, ПК) – электронно-вычислительная машина, комплекс технических и программных средств, основанных на использовании электроники и предназначенных для автоматической обработки данных в процессе решения вычислительных и информационных задач.
Медиаобразование (от лат. мedia) – изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Медиа-холлдинг – объединение нескольких однотипных или разнотипных видов средств массовой информации и группа, осуществляющая над ними контроль.Мультимедиа – можно перевести на русский язык как «много сред» (иногда переводят «много носителей»). Это электронный носитель информации. Мультимедиа – это специальная технология, позволяющая с помощью программного обеспечения и технических средств объединить на компьютере обычную информацию (текст и графику) со звуком и
движущимися изображениями (анимации и видеофильмы).
Программа – последовательность операций, в том числе нескольких параллельных, выполняемых на ЭВМ для достижения поставленной цели или задачи. Описание на языке программирования или в машинном коде действий, которые должна выполнить ЭВМ в соответствии с алгоритмом решения конкретной задачи или группы задач (синоним – машинная программа). Упорядоченная последовательность команд, подлежащих исполнению.
Программные средства – такие компьютерные продукты, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.
Сайт (Site) - совокупность страниц (документов) с повторяющимся оформлением (дизайном), объединенных по смыслу, навигационно- и физически находящихся на одном сервере (т.е. сайт это понятие собирательное: так и портал, и домашняя страница - сайты).
Самореализация – стремление к осуществлению, использованию всего своего потенциала, всех возможностей полученных от природы и приобретенных в опыте, достижение своих целей
Сервер - (от англ. server, web-server, синоним - веб-сервер) Термин "сервер" применяется в нескольких значениях: 1. Программа для сетевого компьютера, дающая возможность предоставить услуги одного компьютера другому. Обслуживающие компьютеры общаются с этой обслуживающей (сервер-) программой посредством соответствующей (клиент-) программы, предназначенной для работы в паре с программой-сервером. Программа-клиент работает непосредственно на обслуживаемом компьютере. 2. Компьютер в сети, предоставляющий свои услуги другим, т. е. выполняющий определенные функции по запросам других - на нем и работает программа-сервер
Сети телекоммнукаций: локальные, региональные, национальные, международные. Средства телекоммуникаций: компьютерная сеть, электронная почта, телефакс, телетайп, сотовая телефонная связь, факс-модем, спутниковая связь.
Сканер (optical reader, scanner) – устройство, предназначенное для считывания графических данных (в том числе и текстовых данных в графической форме) с плоской поверхности (например, бумаги, слайда, микроафиши и т.п.) при помощи оптических средств, их кодирования и ввода в ЭВМ или другие устройства.
Тьюторство – технология психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе
Чат – (от англ. болтать) общение в Интернете в режиме реального времени
Электронный каталог – составленный в определенном порядке перечень книг (видеофильмов и т.д.), занесенный в компьютерную базу данных, что позволяет существенно уменьшить поиск необходимого произведения.
Заголовок 2Заголовок 315