Научно-практическая конференция. Тема Слова-паразиты в речи учащихся школы (исследовательская работа)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Куликовская основная общеобразовательная школа
Тисульского района Кемеровской области
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Слова-паразиты в речи учащихся школы»
Секция русский язык
Исполнитель:
Занина Снежана,
обучающаяся 9 класса
Научный руководитель:
Полковникова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
2016
Оглавление
Введение
Основная часть
Что такое слова-паразиты?
Классификация слов-паразитов
Причины появления слов-паразитов в речи
Лингвистический эксперимент в МБОУ Куликовской ООШ
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Язык народа и богат и точен,
Но есть, увы, неточные слова,
Они растут как сорная трава
У плохо перепаханных обочин.
Николай Рыленков
С давних пор известно, что русский язык остается самым сложным и выразительным языком на планете. На всем протяжении обучения в образовательных учреждениях мы изучаем нормы и правила языка, но, порой, и этого недостаточно, чтобы считать себя знатоком.
В школе на уроках нас знакомят с общепринятыми правилами устной и письменной речи. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому что знакомство с русским языком не ограничивается уроками. Мы общаемся с взрослыми, смотрим телевизор и слышим слова, загрязняющие наш язык. Это слова-паразиты, которые прочно вошли в речь не только детей, но и взрослых.
Тема моей исследовательской работы – слова-паразиты в речи учащихся школы.
В своей работе я попытаюсь разобраться, что же представляют собой слова – паразиты, как они появляются, как часто употребляются в речи учащихся.
Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий»
русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела характер и стала одной из центральных в обществе.
Цель исследования – выявить наличие в речи учащихся школы слов-паразитов, определить наиболее употребляемые из них.
Для достижения данной цели я определила следующие задачи:
- установить, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами, причины появления слов;
- выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;
- определить наиболее употребляемые слова-паразиты;
- дать советы по устранению слов-паразитов.
Объектом исследования является речь детей подросткового возраста нашей школы.
Методы исследования:
-изучение теоретического материала о словах-паразитах;
- наблюдения за речью учащихся на уроке и вне уроков;
- проведение анкетирования в 5-9 классах.
Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал.
Практическая значимость данного мною исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы при подготовке внеклассных мероприятий, классных часов по проблеме культуры речи. Данная работа способствует воспитанию бережного отношения школьников к русскому языку. Также в данном исследовании представлены советы для школьников по искоренению из речи слов-паразитов.
Основная часть
Что такое слова-паразиты?
В свободной энциклопедии «Википедия» читаем: «Слова-паразиты – лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «как бы», «это самое», «ну» и других».
В словаре лингвистических терминов Д.Э.Розенталя приводится следующее определение слов-паразитов: «Слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточно высокой речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается вполне определенно высказать мысль и т. д. Значит, так сказать, собственно говоря, видите ли, ну, того, вот и т. п.»
В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «незнаменательная лексика», «лишние слова», «вставные элементы», «слова-заменители». Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь.
Поэтесса Э.Мошковская написала о словах-паразитах шуточное стихотворение: (Приложение 1)
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну
А соседа звали это
А его родители-
Видишь ли
И видите ли
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже
И дружили они все
Ну и значит, и вообще.
Многие из этих слов присутствуют в речи учащихся. Некоторые используют их в своей речи очень часто, другие реже и к месту. Слова-паразиты очень прочно закрепились в лексиконе людей, намертво вошли в разговорную речь, стали привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает, а слушатель устает от такого собеседника.
Классификация слов-паразитов
Существует две группы слов-паразитов с точки зрения функционального значения:
1. Первая группа слов служит для сокращения и ускорения речи. Это действительно паразиты. Они засоряют нашу речь, зачастую препятствуют взаимопониманию собеседников. Это слова типа, значит, короче, ну, да и другие.
2. Другая группа слов отражает наши эмоции. Главная их особенность заключается в том, что они позволяют одним словом выразить несколько эмоций. Например, удивление и радость, возмущение и огорчение, что очень популярно в подростковой среде. Это слова «реально», «классно», «клёво», «достали» и другие.
Причины появления слов-паразитов в речи
Считается, что слова-паразиты часто употребляются людьми, которые делают «заминки» в речи, не могут подобрать нужное слово. Также считается, что эти слова появляются в речи из-за бедности словарного запаса говорящего. С этим утверждением можно не согласиться. Люди с богатым словарным запасом тоже употребляют в своей речи слова-паразиты.
Вот как пишет о причинах употребления слов-паразитов кандидат филологических наук Ирина Борисовна Левонтина в своей статье «Действительно ли эти слова лишние в языке?»: «Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная, речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Конечно, вы можете замолчать и держать паузу до тех пор, пока не придумаете абсолютно гладкую фразу. Но тогда собеседник засомневается: то ли вы все еще формулируете, то ли уже заснули или отвлеклись. Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа».
Действительно, в живой разговорной речи иногда трудно подобрать подходящее слово. По этой причине и возникает в речи слово-паразит.
Некоторые люди намеренно употребляют слова-паразиты в своей речи. Их роль в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете, какое дело», «ну как вам сказать», «всё дело в том», «как бы Вам сказать», «стесняюсь сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, как ему правильно ответить на поставленный вопрос.
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре «паразитов», начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Также употребление слов-паразитов в речи можно объяснить привычкой или «модой» на слова. Чаще этой «моде» подвержены подростки, реже взрослые. (Приложение 2)
Исходя из всего сказанного, можно сделать следующий вывод: слова-паразиты не несут в речи никакой смысловой нагрузки и являются лишними и ненужными словами. Слова-паразиты, или «слова-сорняки», засоряют нашу речь. От употребления таких слов-паразитов нужно избавляться.
Лингвистический эксперимент в МБОУ Куликовской ООШ
Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.
Например, если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей.
Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.
«Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека - робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.
«Короче» - человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово.
Чтобы выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов, определить наиболее употребляемые из них, я в течение двух недель наблюдала за речью школьников, а затем провела анкетирование «Слова-паразиты в нашей речи».
В процедуре проведения письменного опроса принимали участие 43 учащихся подросткового возраста (20 девочек и 23 мальчика). Анкета состояла из шести вопросов. (Приложение 3)
Что такое слова-паразиты?
Какие слова-паразиты я слышу от своих одноклассников?
Употребляете ли вы слова-паразиты в речи?
Какие слова-паразиты употребляете чаще всего в речи?
Встречали ли вы человека, который не употребляет в речи слова-паразиты?
Какие способы борьбы со словами-паразитами можете предложить?
Нужно ли слова-паразиты искоренять из речи?
На вопрос «Что такое слова-паразиты?» большинство школьников ответили утвердительно, что это плохие слова, которые засоряют нашу речь, мешают в речи.
Абсолютно все подростки произносят в своей речи слова-паразиты.
От своих одноклассников учащиеся слышат такие слова-паразиты: «блин» - 19 (44%), «на фиг» - 29 (67%), «капец», «пипец» - 35 (81%), «ну и чё» - 38 (88%), ё-моё – 25 (58%), «типа» - 39 (90%), «в натуре» - 36 (83%), «вот» - 18 (41%), «э-э-э» - 32 (74%), «так» - 22 (51%), «реально» - 40 (93%). Сами ребята чаще всего употребляют эти же слова в речи. (Приложение 5)
На пятый вопрос анкеты ответ был дан однозначный: никто не встречал человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты.
Как же наказать человека, который использует в речи слова-паразиты? 5 учащихся (11%) не ответили на данный вопрос, у 7 учащихся (16%) не нашлось способов борьбы, 31 учащийся (72%) предложили такой способ борьбы со словами-паразитами, как наказание.
На вопрос «Нужно ли слова-паразиты искоренять из речи?» 15 школьников (34%) дали ответ – «никогда на задумывался над этим вопросом», 10 учащихся (23%) ответили – «они мне не мешают», 12 школьников (27%) считают, что слова-паразиты нужно искоренять из речи, а 6 человек (13%) дали ответ – «слова паразиты не нужно искоренять из нашей речи».
Из проведённого исследования можно сделать вывод, что все подростки используют в своей речи слова-паразиты, происходит у каждого это по разным причинам. Не все знают о вреде этих слов и понимают необходимость их искоренения из речи.
Я считаю, что нужно проводить больше разъяснительных бесед и классных часов по проблеме культуры речи, объяснять школьникам, что слова-паразиты – это «сорняки нашей речи», от которых необходимо избавляться.
Заключение
В заключение хочется сказать, что каждый из нас имеет в арсенале слова-паразиты, у некоторых такие слова (или одно слово) становятся отличительным стилем их разговорной речи. Хорошо это или плохо? Взрослые умные люди говорят, что УЖАС! Возможно это возрастное, а значит, пройдет. Главное, чтобы слов этих было в меру. А если употребление слов-паразитов уже прочно вошло в лексикон взрослого человека, то, конечно, от них нужно непременно избавляться.
Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.
В школах и других учебных заведениях нужно проводить больше разъяснительных бесед и классных часов о культуре речи, объяснять детям и подросткам, что слова-паразиты – это «сорняки нашей речи». Ведь употребление этих слов совсем не красит нашу речь, а наоборот – портит.
Чтобы борьба со словами, которые засоряют нашу речь, стала эффективной, я предлагаю ознакомиться с памяткой «Как избавиться от слов-паразитов». (Приложение 5)
1. Для пополнения своего словарного запаса чаще читайте классическую литературу.
2. Каждый день заучивайте по пять новых слов из толкового словаря.
3. Контролируйте не только свою, но и чужую речь.
4. Чаще выступайте перед аудиторией и участвуйте в дружеских беседах.
5. Попросите друзей или родственников указывать вам на «пустые» слова.
6. Запишите свою речь на диктофон и проанализируйте её.
Завершить свою работу хочется словами великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Список литературы
И.Б. Левонтина, «О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?» 1 сентября. Русский язык, 2004. № 15.
Википедия. Свободная энциклопедия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
О.Б.Сиротина, Современная разговорная речь и ее особенности.- М., 1984г.
Т.А. Ладыженская, Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М.: Просвещение, 1986.
Интернет-ресурсы.
Приложение
Приложение 1
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну
А соседа звали это
А его родители-
Видишь ли
И видите ли
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже
И дружили они все
Ну и значит, и вообще.
Эмма Мошковская
Приложение 2
Причины появления слов-паразитов:
Недостаточный словарный запас.
Намеренное заполнение паузы между словами и выражениями.
Быстрая, неподготовленная речь.
Мода на некоторые слова.
Приложение 3
Анкета «Слова-паразиты в нашей речи»
Что такое слова-паразиты?
Какие слова-паразиты я слышу от своих одноклассников?
Употребляете ли вы слова-паразиты в речи?
Какие слова-паразиты употребляете чаще всего в речи?
Встречали ли вы человека, который не употребляет в речи слова-паразиты?
Какие способы борьбы со словами-паразитами можете предложить?
Нужно ли слова-паразиты искоренять из речи?
Приложение 4
Частотный словарь слов-паразитов в речи учащихся
№ п/п
Слово-паразит
Частота употребления учащимися
1
Реально
40
2
Типа
39
3
Ну и че
38
4
В натуре
36
5
Пипец, капец
35
6
Э-э-э
32
7
На фиг
29
8
Ё-моё
25
9
Так
22
10
Блин
19
11
Вот
18
Приложение 5
Памятка «Как избавиться от слов-паразитов»
1. Для пополнения своего словарного запаса чаще читайте классическую литературу.
2. Каждый день заучивайте по пять новых слов из толкового словаря.
3. Контролируйте не только свою, но и чужую речь.
4. Чаще выступайте перед аудиторией и участвуйте в дружеских беседах.
5. Попросите друзей или родственников указывать вам на «пустые» слова.
6. Запишите свою речь на диктофон и проанализируйте её.
15