Научно-практическая конференция младших школьников. Исследовательская работа по теме: Кто такая Баба Яга?

Научно-практическая конференция младших школьников. Исследовательская работа по теме:
Кто такая Баба Яга.
Цель: Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках, определить ее истоки и сделать вывод о существовании Бабы Яги.
Задачи:
Перечитать русские народные сказки, где среди персонажей есть Баба Яга;
Изучить историю образа;
Систематизировать изученный материал;
Найти истоки образа Бабы Яги;
Показать связь Бабы Яги с одноногими божествами;
Провести опрос среди одноклассников;
Проанализировать полученные результаты и сделать вывод о роли Бабы Яги в русских сказках.
Методы исследования: Чтение книг, опрос учащихся.
Методы работы: наблюдения, классификация, обобщение.
ВВЕДЕНИЕ.
Я живу в лесной избушке,
Очень милая старушка.

Костяной стучу ногой

Все зовут меня

Татьяна Керстен.

В мир сказок мы вступаем в раннем детстве. Русская волшебная сказка создала волшебный и таинственный мир. Все в нем необыкновенно: печка разговаривает; топор сам рубит лес; яблоня укрывает своими ветвями детей от гусей-лебедей. А кто же такая Баба Яга?
Я люблю читать сказки, особенно те, в которых присутствует Баба Яга. Меня заинтересовал вопрос: добрая она или злая? Я долго размышляла об образе Бабы Яги в волшебных сказках. В конце концов, пришла к мысли о том, что этот образ уходит глубоко в древность и в сказках о Бабы Яге отразились глубокие мифологические верования русского народа. Роль ее значительна. От своих незваных гостей она требует четкое соблюдение определенных действий. Как на экзамене: сдал – поможет, путь покажет; не сдал – пересдачи не жди.
Свою исследовательскую работу я проводила на основе сказок:
Баба Яга;
Баба Яга и Заморыш;
Царевна – лягушка;
Гуси – лебеди;
Марья Моревна;
Заколдованная королевна;
Ивашко и ведьма;
Иван Быкович;
Медведко, Усыня, Горыня и другие богатыри;
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1.Общая характеристика Бабы Яги.
Прогнали сон мой рассказы старушки,
Вот я в лесу у порога избушки;
Ждет к себе в гости колдунья седая –
Змей подлетает, огнь рассыпая.
Замер лес темный, ни свиста, ни шума,
Смотрят деревья угрюмо, угрюмо!
Сердце мое замирает – дрожит
Зимняя вьюга шумит и гудит.
(И.С.Никитин).
Баба Яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она любит полакомиться человеческим мясом и имеет “ костяную ногу”. В энциклопедии есть такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому. Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда избушка окружена частоколом из человеческих костей. Вот описание ее в сказке “Марья Моревна”: “Стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человеческой голове, только один незанятый. ” В сказке “Иван Быкович”: “В дремучем лесу стоит избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо - повертывается.” Избушка может поворачиваться по волшебному заклинанию: “Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, - к лесу задом, а ко мне передом!” В доме Бабы Яги живу разные животные: черный кот, мыши, лягушки, змеи и вороны. Они являются ее охранниками и советчиками.
Название сказки
животные
Роль в сказке

«Баба Яга»
 
Кот,
собака
Должны задержать пленника Бабы Яги, но на самом деле помогают героине за доброе с ними обращение.

«Марья Моревна»
 
Волшебные морские кобылицы
Могут облететь весь мир, служат испытанием Ивану-Царевичу.

«Гуси-лебеди»
 
Гуси-лебеди
Служат Бабе Яге, похищают для нее малых детушек.

Баба Яга разъезжает по белу свету в ступе, погоняя ее пестом или железной палицей. Свои следы она заметает метлой или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: гуслами-самогудами, мечом-кладенцом, ковром-самолетом, сапогами-скороходами и многими другими.
Название сказки
Волшебные вещи
Как помогают герою

«Василиса Прекрасная»
 
Три пары рук
Выполняют приказы Бабы Яги

«Баба Яга и Заморыш»
Череп с горящими глазами
Сжег мачеху и ее дочерей дотла.

«Царевна-лягушка»
 
Ковер-самолет
Получив от Бабы Яги ковер-самолет, герой возвращается на нем на святую Русь.

«Заколдованная королевна»
 
Ветры буйные
Приносят Бабе Яге вести со всего мира.


2. Баба Яга – мифологическое существо.
Мифология – это совокупность древнейших верований какого-нибудь народа, отраженная в легендах. Миф – это древнее народное сказание, легенда.
Миф, в отличие от сказки, не создавался для развлечения. Миф – древняя сказка. Мифологическому персонажу отводили место в реальной жизни, обращались с ним очень осторожно с соблюдением особых правил.
Нет сомнения в том, что среди героев сказок есть те, которые пришли из мифа, и именно мифологические корни придают им особый смысл сказочного сюжета. Если бы Баба Яга была придумана, для того чтобы пугать детей, то, ее образ не характеризовался бы следующим: где живет, как живет, какая она, как вести себя при встрече с ней.
Мне кажется, что в сюжетах, связанных с Бабой Ягой, отразились именно обрядовые действия древнерусского народа, связанные с важными этапами быта и жизни. Народные поверья отводят Бабе Яге важное место среди нечистой силы.
Баба Яга (Яга-Ягинишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства.
В славяно-арийской мифологии образ Бабы Яги представлен Бабой Йогой. Баба Йога – вечнопрекрасная, любящая, добросердечная Богиня – Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Земле то на Огненной Небесной колеснице, то верхом на коне, собирая беспризорных детей-сирот. Детей она доставляла в свой предгорный Скит, спасая их от неминуемой гибели.
Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха – волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги.Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Но все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Костяная нога – это атрибут смерти, мертвой ноги. Баба Яга внутри своей избушки представлялась как бы живым мертвецом – она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека. Она узнавала о его прибытии по запаху – “русским духом пахнет”. Так же, как и Кощей Бессмертный, она принадлежит сразу двум мирам: миру мертвых и миру живых.
Поэтому герою всегда грозит опасность не вернуться назад и никогда не увидеть белый свет. И именно потому так важны советы Бабы Яги и дары – клубочек, который путь укажет, шапка-невидимка, ковер-самолет, волшебный платочек, мертвая вода. Пройдя испытания в избе Бабы Яги, человек наделяется многими волшебными дарами-качествами, подчиняет себе разных обитателей Иноморья и одолевает ужасных чудовищ.
Избушка у Бабы Яги чаще всего стоит на опушке леса. Она имеет “курьи ножки”, название произошло от “курных”, то есть окуренных дымом столбов, на которых славяне ставили “избу смерти” – небольшой сруб с прахом покойника внутри (погребальный обряд славян с 6 – 9 века).
У Бабы Яги захворала Избушка – Попарь-ка, она предлагает ей - ногу!
Как Баба Яга, она тоже старушка. Что это за зелье – огромный секрет!
Коленка с утра очень сильно болит, Хранит его Бабушка тысячу лет!
Понятное дело – проклятый артрит! В нем сто мухоморов и почки березы,
Лечить начинает Бабуля Избушку: Две шкурки змеиных, кукушкины слезы,
Горячей воды наливает кадушку, Еще паутина с окрестных кустов
И, зелья плеская туда понемногу, (Т. Гетте).
Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить знахарки, которые жили вдали от всех в глубине леса. Там они собирали всякие травы, коренья и делали из них различные настойки, и помогали жителям близ лежащих деревень.
3. Исторический портрет Бабы Яги.
*
·Это женщина, старуха, чаще всего с костяной ногой, которая почти упоминается во всех сказках. Костяная нога – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Баба Яга имеет змеиное происхождение. Одноногость ее является основанием полагать, что она ведет свою родословную от змей. Имя “Яга”, ученые считают, произошло от санкристского “змей”. Таким образом, сначала Баба Яга полезла, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, а позднее ездила в ступе – следовательно, превратилась в сказочный персонаж.
* Очень может быть, что Баба Яга в реальности – это женщина-жрица, глава рода, которая в укромном и священном месте леса проводила испытания юношей на взросление. Она мудра и способна научить любого – от Ивана-царевича до Иванушки-дурочка.
Но в некоторых сказках к Бабе Яге попадают не только юноши, но и девицы. Живут они у нее подолгу, выполняя тяжелую работу. Есть даже версия, что Василиса Премудрая и Василиса Прекрасная тоже проходили у нее обряд посвящения.
* Существует еще одно толкование имени “ Яга” – оно означает “решающая”.
4. Баба Яга в русских народных сказках.
Проанализируем образ Бабы Яги на основе русских народных сказок, в которых она присутствует.
Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней обращаются за помощью герои, когда нет никакой надежды. Но в сказках она либо помогает, либо нет.
Исследовательскую работу я проводила по следующим сказкам:
Василиса Прекрасная;
Гуси-лебеди;
Баба-Яга;
Царевна – лягушка;
Марья Моревна;
Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что;

Название сказки
Место обитания

Внешний вид
Волшебные вещи в сказках
Животные, служащие Бабе Яге 
Положительный или отрицательный персонаж 

«Гуси-лебеди»
«стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается»
«морда жилиная, нога глиняная»
Золотые яблочки
Мышка, гуси-лебеди
Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть

«Царевна-лягушка»
«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается»
«зубы – на полке, а нос в потолок врос»
Клубок

Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)

«Баба Яга»
«Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга»
Баба Яга – костяная нога
Гребешок, полотенце
Кот, собаки, быки
Отрицательный, так как хотела съесть девочку

«Василиса Прекрасная»
«В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги.
«В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»
Куколка; три всадника (белый, красный, черный); три пары рук

Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)


5. Кукубой – родина Бабы Яги.
Знаете ли вы о том, что у Бабы Яги есть своя историческая родина – это село Кукобой, которое находится в 180 км от Ярославля и в 58 км от Пошехонья, на границе Ярославской и Вологодской областей. В 2004 году Кукубой стал родиной Бабы Яги. Для жителей Первомайского района Баба Яга – символ домовитости. Она прародительница, хранительница обычаев и традиций рода. 26 июня здесь празднуется день рождения Бабы Яги, потому что этот день считается началом лета, а в древности Баба Яга олицетворяла летний природный цикл. Здесь создан музей Бабы Яги. Есть избушка на курьих ножках. Около избушки родник, местные жители утверждают, что вода в нем целебная.
6. Результаты опроса учащихся.
Кто такая Баба Яга?
В опросе участвовали 50 учеников нашей школы. По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:










После был проведен опрос среди одноклассников. Был задан вопрос: “Какой вы представляете себе Бабу Ягу?” Его результаты представлены в диаграмме:




11






Большинство моих одноклассников считают Бабу Ягу страшным персонажем (21%), которая лишь мешает герою.
Злой персонаж сказки (18%) и лесная колдунья.
Некоторые считают, что она старая (8%).
Нашлись такие (4%), которые утверждают, что она добрая.
Остальные считают, что Баба Яга - мудрая (3%), красивая (2%), смешная (2%).
7. Общие выводы.
Подводя итоги можно сказать, что Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной с длинным носом.
Она живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришедшему гостю передом; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе - черепа, вместо замков – рот с острыми зубами.
Баба Яга помогает героям, которые этого заслуживают, хотя не переносит русского духа. Она имеет волшебные вещи и ей служат разные животные и чудища.
8. Основные образы Бабы Яги в русских народных сказках.
Во всех сказках Баба Яга действует в трех воплощениях:
Яга – воительница – (“Иван-царевич и Белый Полянин” и “Баба Яга”), где она бьется с богатырями, ездит верхом на коне, сражается и многих из них побеждает. Ее рать – “сила несметная”. Прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти.
Баба Яга накинулась на собак, на ворота, на березку и на работницу, давай всех ругать и колотить (“Баб Яга”).

Яга – дарительница, когда она приветливо встречает героев, дает им полезные советы и дарит волшебные дары (“Финист ясный сокол”).
... – Ищу, бабушка, Финиста-ясно сокола.
- Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное колечко, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая
3. Яга – похитительница – это наиболее распространенный образ. В сказках она часто похищает детей, и стремиться изжарить их и съесть (“Гуси-лебеди”).
4. Яга – прародительница – мать – бабка для нескольких своих дочерей – внучек – ягишн, хозяйка лесных зверей (“Баба Яга”).
5. Яга – повелительница – ей подчиняются силы природы и животный мир, подвластны утро и ночь, вихри и вьюги (“Василиса Прекрасная”).
II. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
На основе исследования образа Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать выводы:
Баба Яга испытывает людей или наказывает их; дарит клубок, дает советы; а значит, ведает судьбой, как цыганка.
Похищает и ест детей, ей служит черный кот (Асмодей), она всегда старая, слепая, не видит, а чует носом (“русским духом пахнет”), живет в избушке, вокруг ее дома ограда из черепов, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба Яга живет в дремучем лесу. Служат ей звери, она повелительница зверей и леса.
Летает в ступе – она связана с воздушной стихией.
Бабе Яге подвластны утро, день и ночь (белый, красный и черный всадники) – она повелительница времени.
Баба Яга имеет волшебный огонь – она связана с огнем.
Таким образом, исследование показало, что Баба Яга – это может быть не вымышленный сказочный персонаж. Прообразом, которого была богиня смерти и знахарки, живущие в глубине леса. Образ Бабы Яги величествен, он древняя богиня, повелевающая Воздухом, Огнем, Временем, лесом, дикими зверями, Жизнью и Смертью.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Как народ узнает свою историю, если ее корни уходят в такие древние времена, когда еще не было письменности, не могло сохраниться документов? На помощь приходит устное народное творчество, где от поколения к поколению сохранилась и передавалась наша история – мысли, дела и верования наших предков.
В ходе исследовательской работы были найдены ответы на многие вопросы, прочитаны многие сказки. Было узнано значение непонятных слов, проведен опрос учащихся по теме исследования. Сделан вывод об образе Бабы Яги.
И еще самый главный вывод, - что сказки – это удивительное и захватывающее чтение, но не менее интересным является изучение истории сказки, истории ее персонажей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Даль В. И. Энциклопедия русского слова – 2002г.
Капица Ф.С. Тайны славянских богов – 2006г.
Русские народные сказки
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки – 1989г.
Платонов О.А. Святая Русь – 2004г.
Ханевич А.Ю. Славяно-Арийские Веды – 2000г.