Доклад научно-практической конференции: История моего села
Доклад
научно-практической конференции ученицы 3 класса
МАОУ «Покчинская ООШ им.И.И. Широкшина»
Пенягина Мария
Тема доклада: «Иконописная мастерская села Покчи.»
СЛАЙД1. Село Покча расположено в семи километрах от Чердыни. Славится оно не только своей древней историей, но и мастерами, благотворителями, попечителями. Достойным примером для современников могут быть деяния и уклад жизни династии иконописцев Федосеевых, обладавших высокой духовной культурой и нравственностью, необычайным трудолюбием и мастерством.
Когда Василий Иванович Федосеев основал иконописную мастерскую в селе Покча Чердынского уезда, пока неизвестно. Но уже с середины XIX века она упоминается в разных документах, хранящихся в архиве краеведческого музея.
Изучая культуру того времени профессор Л. С. Грибова указывает в своих научно-иследовательских источниках о том, что село Покча на Каме – крупнейший центр иконописи, резьбы и росписи храмовой скульптуры
Алипий Васильевич Федосеев с семьей.
В середине XIX века в селе Покча Василий Иванович Федосеев основал иконописную мастерскую. До 1918 г. иконостасно-живописной мастерской владел его сын Алипий Васильевич, у него работало до 25 иконописцев, резчиков и позолотчиков. Более 12 лет А. В. Федосеев являлся старостой Благовещенской церкви в селе Покча.
Был попечителем земского 2-х классного училища и детского приюта. Участник Сибирско-Уральской научно- промышленной выставки в Екатеринбурге — за золоченый киот был награжден золотой медалью. В селе Покча сохранилась каменная усадьба купца А. В. Федосеева.
СЛАЙД2В.И. Федосеев, владелец мастерской, из крестьянин с. Покча. Где обучался иконописному мастерству – также неизвестно. Скорее всего, он получил домашнее образование.
СЛАЙД3 В.И. Федосеев не только писал иконы, но и резал и золотил киоты, иконостасы для храмов и часовен Чердынского уезда, а также принимал заказы из разных городов Прикамья.
СЛАЙД4 В 1854 году усердием Григория Вилесова при старосте Петре Вилесове покчинский мастер изготовил иконостас для церкви Пророка Ильи села Анисимова.
Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божией Матери.
Иконографическая схема является выражением богословской идеи.
Основные типы икон Богоматери:
СЛАЙД 6«Оранта»,
СЛАЙД7Одигитрия»,
СЛАЙД8 «Акафистный».
СЛАЙД9«Умиление» и
МУЗЕЙ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ
На цветных фотографиях С.М. Прокудина-Горского, размещенных в экспозиции нашего музея, можно увидеть и фрагмент церкви Богоявления Господня с гробницей, и оковы М.Н. Романова (с 1926 года оковы боярина находятся в Чердынском краеведческом музее).
Торговые люди, увидевшие икону Николая Чудотворца на пне у дороги, не посмели ее взять, но рассказали об этом в Чердыни. Дважды чердынцы пытались привезти икону в город, но она таинственным образом возвращалась на прежнее место. Когда известие об этом чуде достигло царя, он повелел в Ныробе построить храм...
Многие значимые события в Российской империи находили своеобразный отклик в душах православных жителей Чердынского края. Так, коронация Александра III была отмечена созданием иконы тезоименитого царю святого благоверного князя Александра Невского. На образе имеется надпись: "Сия икона приобретена усердием крестьян Покчинской волости в память коронования 15 мая 1863 г. ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III"
Земский собор 21 февраля 1613 года избрал на русский престол первого царя династии Романовых - Михаила Федоровича, племянника Михаила Никитича. С этого времени Ныроб стал местом "царского богомолья". По преданию, примерно тогда же в полуверсте от Ныроба явилась икона святого Николая Чудотворца. Она до наших дней не сохранилась, но список с нее представлен в экспозиции музея. Эта икона была написана для Никольского придела Воскресенского собора города Чердыни.
Ярким выражением верноподданнических чувств к царю является вклад в Благовещенскую церковь села Покчи иконы "Необоримая Стена и Покров России" крестьянином и прихожанином той же церкви Василием Ивановичем Федосеевым. Она написана "в память избавления от злоумышленного покушения на жизнь Царя Освободителя Александра II Императора Всероссийского 4 апреля 1866 года". Эту икону можно увидеть в экспозиции, посвященной Покчинской иконописной мастерской. Здесь же представлена фотография пятиглавой Покровской часовни, которая была построена на добровольные пожертвования горожан.
В ЧЕСТЬ 300-ЛЕТИЯ
1. Напрестольное Евангелие в позолоченном окладе. 1902 г.
2. Фрагмент оклада. Рождество Христово
3. Фрагмент оклада. Евангелист Иоанн Богослов.
Оклад изготовлен в художественной мастерской Г. К. Харитонова г. Перми. Вклад в Свято-Троицкую церковь села Вильгорт «на помин душ усопших сродников крестьянина Д. Е. Ржевина». Таким богатым вкладом чердынский купец Даниил Евдокимович почтил память своего крестьянского рода, выходцем из которого он был.
Боярин М. Н. Романов. Фото с портрета, написанного московским художником С. Н. Ефошкиным по заказу отца Иосифа из Новоспасского монастыря в 2000 году. В 1601 г. «…из Москвы от царя Бориса Годунова в Пермь Великую, в Чердынский уезд, в деревню Ныробку, был прислан в заточение боярин Михаил Никитич Романов…». В тяжелых оковах узник почти целый год томился в сырой и холодной яме-темнице. При Лжедмитрии I тело мученика перевезли в Москву в Новоспасский монастырь—родовую усыпальницу бояр Романовых. Более четырех сотен лет сохраняется память о невинном страдальце и не иссякает поток паломников к святыням Ныробской земли.
Фрагмент иконостаса.
2. Алипий Васильевич Федосеев с семьей.
В середине XIX века в селе Покча Василий Иванович Федосеев основал иконописную мастерскую. До 1918 г. иконостасно-живописной мастерской владел его сын Алипий Васильевич, у него работало до 25 иконописцев, резчиков и позолотчиков. Более 12 лет А. В. Федосеев являлся старостой Благовещенской церкви в селе Покча.
Был попечителем земского 2-х классного училища и детского приюта. Участник Сибирско-Уральской научно- промышленной выставки в Екатеринбурге — за золоченый киот был награжден золотой медалью. В селе Покча сохранилась каменная усадьба купца А. В. Федосеева.
1. Плащаница. XIX в.
2. Икона. Божия Матерь Смоленская. XVIII в.
3. Священные сосуды. XIX в.
Воскресенский собор был главным храмом Чердыни к концу XIX в. В 1930 г. при ликвидации собора часть церковных предметов передали в краеведческий музей. В настоящее время в Музее истории веры можно увидеть плащаницы, иконы и священные сосуды.
Остальные открытки комплекта
Икона, Пресвятая Богородица, Знамение. Образ святого великомученика и целителя Пантелеимона.
Спасская часовня. Икона из иконостаса Спасской часовни.
Макет Преображенского храма. Макет Свято-Никольской каменной церкви в селе Ныроб.
Портрет игуменьи Руфины—настоятельницы Чердынского Иоанно-Богословского женского монастыря. Стасидия игуменьи РуфиныДеревянная скульптура Спаситель втемнице. Фрагмент экспозиции в алтарной части.
Икона, Св. Стефан епископ Пермский. Поклонный крест. Икона, Святители Великопермские: св. Герасим, св. Питирим, св. Иона.
Фрагмент экспозиции, 2 этаж. Фрагмент экспозиции. 1 этаж.
Фрагмент алтарной росписи. Сюжет «Страшного суда».
ПОКЧА, ЧЕРДЫНСКИЙ РАЙОН, СЕЛО.
Краткая характеристика: село на р. Колва, правом притоке р. Вишеры, центр Покчинского сельского поселения.
Население: 911 человек (2002). Ранее: 1 194 человека (1869), 1 279 человек (1926).
Ист. очерк: поселение упоминается в письменных источниках с 1472 г. С 1472 по 1535 г. оно являлось административным центром территории коми-пермяков – Перми Великой – Чердыни, подвластной русским. В 1481 г. Покча была сожжена пелымскими вогуличами (манси) во главе с князьком Асыкой, при этом погибли перм. князь Михаил Ермолич и члены его семьи. В 17–19 вв. село – важный центр баржестроения в Верхнем Прикамье, где строились суда для перевозки соли – пермянки. В нач. 20 в. в Покче функционировали частное пароходство купца С. В. Черных и иконописное заведение А. В. Федосеева.
В 1613 году, когда уже на русском престоле был царь Михаил Романов, чердынские купцы увидели в … также многоярусный иконостас, обновленный в конце XIX века мастерами иконописной мастерской А.В. Федосеева из села Покча, пол из чугунных плит..