Презентация по МХК. Западноевропейская живопись XIX века. Жерар.
Жан Луи́ Андре́ Теодо́р Жерико́(1791—1824) © Фролова Инесса Владимировна Т. Жерико, «Автопортрет» Я начинаю писать женщину, но она всегда заканчивается львом. Теодор Жерико Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Его отец Жорж Никола Жерико был состоятельным человеком: имел собственные угодья и занимался торговлей табаком. Мать будущего художника, Луиза Карюэль де Сен-Мартен, была родом из Нормандии, из семьи богатого промышленника. В 1796 году семейство Жерико переезжает в Париж. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля.10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. У юноши две страсти: живопись и лошади. Молодой человек отлично ездит верхом, обожает длительные конные прогулки, для которых выбирает самых норовистых лошадей. Что и станет причиной его смерти в дальнейшем. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Он твёрдо решает стать художником, для чего поступает в мастерскую Карла Верне, модного в то время живописца, прославившегося тем, что он прекрасно изображал лошадей. С 1810 года он решает брать уроки у Пьера Нарсиса Герена, который передаёт своим ученикам секреты мастерства великого Давида, у которого, в своё время, учился он сам. Через какое-то время Жерико осознаёт, что принципы неоклассицизма не соответствуют его творческим устремлениям и противоречат его темпераменту. Пьер Нарсис Герен 1774-1833 Карл Верне 1758 -1836 Осенью 1812 года Жерико создает свое первое большое полотно – «Офицер конных императорских егерей во время атаки», он представляет его и в Салоне того же года. Картина имела успех, она обратила внимание художественных кругов на незнакомое до тех пор имя.«Офицер императорских егерей» принадлежит к числу произведений, необычайно эффектных по замыслу, поражающих с первого взгляда, надолго врезывающихся в память. Картина полна пафоса, она дышит романтикой битвы. Жерико присудили золотую медаль. Но, к большому разочарованию художника, картину правительство не купило. Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку. Холст, 349 х 266 см. приобретена Лувром на распродаже собрания короля Луи Филиппа в 1851 г. Портрет лейтенанта Р. Дьедонне Вот такие офицерыС злой решимостью в глазахПокорили всю Европу,Кроме Англии и нас. Англию от егерейШирь спасла ее морей,Россиянам же помогЗима, Барклай да русский бог.А. Пушкин Раненый кирасир, покидающий поле боя . 1814. Холст, масло. 358 х 294 Лувр, Париж В Салоне 1814 года Жерико выступил с картиной «Раненый кирасир».Если в «Офицере» художник рисует образ бесстрашного молодого героя, увлекающего полки к победе, то в «Раненом кирасире» мы видим трагический образ раненого воина, испытавшего поражение, вынужденного оставить поле сражения.Картина не имела успеха. Замысел Жерико – поэтизация военных неудач – остался непонятым. Конные трубачи императорской гвардии Наполеона Холст, масло, 60.4 x 49.6 см.Национальная галерея искусств (Вашингтон) В 1813 году Жерико, живший до того вместе с отцом, переезжает в собственную мастерскую. Он создает в 1813–1814 годы ряд картин и этюдов на военные темы: «Три конных трубача», «Кирасир», «Сидящий трубач».Ближайшие работы, созданные Жерико, вращаются по-прежнему вокруг военной тематики. Это великолепный эскиз «Выезд артиллерии», «Повозка с ранеными», «Атака кирасиров». Но что бы ни изображал Жерико— триумфы ли, невзгоды ли солдат Наполеона,—он всегда подчеркивал мужество, самоотверженность “старых наполеоновских ворчунов”—кирасиров, гусаров, трубачей, конных егерей, чью судьбу понимал лучше кого бы то ни было. Трагедия фрегата «Медуза» Утром 17 июня 1816 года в Сенегал отправилась французская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза», каравеллы «Эхо», флота «Луара» и брига «Аргус». Эти корабли везли колониальных служащих, а также нового губернатора колонии и чиновников с их семьями. Кроме них, в Сенегал направлялся так называемый африканский батальон, состоявший из трех рот по 84 человека, по слухам, из бывших преступников. На самом деле это были просто люди разных национальностей, среди которых попадались и отчаянные сорвиголовы. Начальником всей экспедиции был капитан «Медузы» Гуго Дюруа де Шомарей. В роковую ночь с 1 на 2 июля Шомарей посадил фрегат «Медуза» на мель — между Канарскими островами и Зеленым Мысом.Все попытки снять фрегат с отмели оказались тщетными. В корпусе судна открылась течь, и пятого июля было принято решение покинуть тонущий корабль. Капитан Шомарей, губернатор со свитой и высший офицерский состав разместились в шлюпках. Сто пятьдесят матросов и женщин перешли на плот, построенный под руководством инженера Корреара корабельным плотником. Сначала шлюпки буксировали плот к берегу, который был сравнительно близко. Но, испугавшись наступления бури, командиры шлюпок решили покинуть плот и предательски перерубили буксирные канаты. К ночи плот стал погружаться в воду, и на нем в первый раз вспыхнула кровавая резня за последние капли воды и наиболее безопасные места около мачты. После второй резни в живых остались только 28 человек, началось каннибальство. Эскиз картины «Плот Медузы» Двенадцать дней носился плот по морским волнам. Рано утром семнадцатого июля на горизонте показался было корабль. Это «Аргус» обнаружил полузатонувший плот и взял на борт пятнадцать исхудавших, полубезумных людей (пять из них впоследствии скончались)..Через пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза», который так и не затонул. Жерико нашел себе новую мастерскую неподалеку от госпиталя, в которую ему приносили трупы и отсеченные части человеческих тел. Его биограф впоследствии писал, что мастерская Жерико превратилась в своего рода морг, где он сохранял трупы до полного их разложения. В ноябре 1818 года Жерико уединился в своей мастерской, обрил голову, чтобы не было соблазна выходить на светские вечера и развлечения, и всецело отдался работе над огромным полотном 7 на 5 метров в течении восьми месяцев. Жерико выставляет это мощное семиметровое полотно на Салоне 1819 года, и оно сразу же оказывается в центре внимания общественности. Реакция современников была неожиданной для самого автора. Правительственные круги Франции и официальная пресса окрестили живописца «опасным бунтарем», а историк Мишле пояснил почему: «Это сама Франция, это наше общество погружено на плот “Медузы”…» Разочарованный тем, что его грандиозный замысел не был по достоинству оценен, Жерико в 1820 году уехал в Англию, где провел два года. Там он, вопреки владевшей им депрессии, взялся за второе большое произведение «Скачки в Эпсоме» (1821).Яркий образ скачущих лошадей, созданный Жерико, приобрел громадную популярность, сделался своего рода классическим каноном, был повторяем несчетное количество раз, вызывая впечатление быстроты, полета. Тема лошадей С детства Жерико пристрастился к конному спорту и уже в шестнадцать лет был первоклассным наездником. В Париже он использовал каждый свободный день, чтобы пойти либо в Лувр, где его внимание приковывал Рубенс, либо в цирк наездника Франкони. А в Мортене он без страха скакал на необъезженных лошадях. Страстный любитель и знаток лошадей, с поразительным мастерством изображал их в своих произведениях Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры, исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Серия портретов душевнобольных, написанная Жерико незадолго до смерти, сегодня считается одной из вершин французской живописи XIX века. Эти портреты художник написал для доктора Жорже, директора одной из главных парижских психиатрических лечебниц. Всего Жерико создал десять портретов. В 1828 году их разделили поровну. Пять портретов были отосланы в Бретань некоему врачу по имени Марешаль, и с тех пор о них ничего не известно. А пять остались в Париже, у доктора Лашеза… Теперь эти портреты разбросаны по разным музеям. Каждый из них иллюстрирует определенную «мономанию» (одержимость). . Сумасшедшие (1822) Сумасшедшая. Азарт (1822) Сумасшедший. Клептомания (1822) Сумасшедшая. Зависть (1822) В одно из своих посещений Монмартра он неудачно упал с лошади. Вскоре на месте ушиба образовался нарыв. Художник вскрыл его нестерильным ножом, и через некоторое время у него началось заражение крови. В феврале 1823 года он слег в постель. Посетивший его в декабре 1823 года Делакруа записывает в дневнике: «Сегодня вечером я был у Жерико. Какой печальный вечер! Он умирает. Возвратился домой полный энтузиазма перед его живописью. И умирать рядом со всеми этими работами, созданными во всей силе и страсти молодости, когда не можешь повернуться ни на палец в своей кровати без чужой помощи!»Жерико умер 26 января 1824 года в возрасте 33 лет. Ари Шеффер. Смерть Жерико (1824)