Проект внеклассного мероприятия Ради жизни на Земле
Внеклассное мероприятие:
проект устного журнала « Ради жизни на земле»
для учащихся начальных классов.
Выполнила: учительница начальных классов
МБОУ «Каргалинская гимназия»
Хасанова Альфия Калимулловна
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
І. ВВЕДЕНИЕ ...3-4
I.Первая страница журнала: «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной»..5-6
II.Вторая страница журнала «Мы будем помнить о погибших,
о тех, кто Родину сберёг»..7-8
1.Наш земляк-военный журналист Нуруллин Фаргат Бурганович.
2.Герой Советского Союза - Валеев Агзам Зиганшевич.
3.Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны..
4.Шестнадцать юных девушек-сельчан на войне.
5. Единственный долгожитель, участник Великой Отечественной войны
Хайруллин Накип Мубаракшинович-частый гость нашей гимназии
III.Третья страница «Никто не забыт , ничто не забыто»9.
ІІІ.ЗАКЛЮЧЕНИЕ10
ІV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
Введение
Скоро мы будем праздновать 71 год Великой Победы над фашисткой Германией. Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, 1418 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Весь народ встал на защиту Родины. Шёл смертный бой не ради славы, а ради жизни на земле. Но даже в дни тяжелых испытаний – в битвах под Москвой, на Волге, под Курском и на Днепре- наши воины верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом. Война от нас всё дальше, а её живых свидетелей всё меньше. И нашему поколению с каждым днём становится всё сложнее услышать из первых уст воспоминания о Великой Отечественной войне. Не зная истории невозможно построить будущее. Нельзя допустить повторения трагедии второй мировой войны, которую пережили наши прадеды и прабабушки. Поэтому мы должны как можно больше сохранить воспоминаний, рассказов, написанных либо самими ветеранами, либо с их слов – детьми и внуками. Это многотомная неизданная книга, «эпохальная быль» - послание нам, сегодняшним, которую мы должны сохранить и передать потомкам. Ведь тема увековечения памяти о Великой Отечественной войне и миллионах погибших, в том числе наших земляков актуальна.
Пояснительная записка
Воспитательное мероприятие направлено на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся, ключевых воспитательных задач, базовых национальных ценностей российского общества.
Цель разработки: углубить и расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне на основе судеб земляков.
Содержание материала основано на реальных исторических событиях из жизни жителей сельского поселения и способствует решению следующих задач:
-ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явившихся примером гражданского служения, исполнения патриотического долга с обязанностями гражданина;
- получение первоначального представления о ценностях, традиционных моральных нормах поведения;
- овладение навыками вежливого отношения к взрослым, усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в классе, приобретение опыта совместной деятельности.
- формирование нравственности и духовности подрастающего поколения.
Актуальность
Как сказал М. Горький: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего», поэтому уже в начальных классах учащихся следует приобщать к изучению истории страны, села, жителей на конкретных примерах из биографии людей, внесших свой вклад в процветание родного края. Для реализации проекта проводилась большая подготовительная работа: посещение музея с целью выявления исторических фактов о Великой войне и Великой Победе, о мужестве и силе 16 девушек, о сыновьях- воинах, о тружениках тыла, о славном бесстрашном летчике – герое Советского союза Валееве А.З(нашего земляка)., военном корреспонденте – члене союза писателей Нуруллине Ф. Б. Была организована встреча с выпускниками нашей гимназии Зариповым Р., Исхаковым Р., Валеевым Р., участвующих в поисково-экспедиционной группе «Выстрел», руководителем которого является Юдин Дмитрий. Они в местах боевых действий находят останки без вести пропавших солдат, устанавливают их имена и фамилии. В течение нескольких месяцев учащиеся создавали проект журнала в группах: находили стихи, песни, рассказы о прадедах, прабабушках, искали фотоматериалы, военные письма, реквизит к сценарию .
Материалы, структура, идея, выборочное содержание данного проекта могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями продлённой группы, педагогами дополнительного образования, студентами педагогических ВУЗов.
Планируемые результаты:
ученик научится:
-сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
-добывать и отрабатывать нужную информацию из различных источников;
- любить и испытывать чувства гордости за свой народ, за свой родной край, за Родину;
-получать первоначальные представления о ценностях, традиционных моральных нормах поведения;
- основам российской гражданской идентичности;
-понимать особую роль многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в мировой истории;
- уважительному и гуманному отношению к старшему поколению
ученик получит возможность научиться:
- расширять знания о культуре и истории народа своей страны.
-различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее, соотносить событие с его датой
- способности к саморазвитию и самообучению
Ход проекта внеклассного мероприятия:
Учитель: На дворе 2016 год. Какую великую дату весь российский народ празднует в мае?
Дети: 9 мая мы отмечаем День Великой Победы над фашисткой Германией.
Учитель: Сколько лет мы живем под мирным небом?
Дети: В этом году мы будем праздновать 71год Победы.
Учитель: Сколько лет, дней длилась кровопролитная война?
Дети: Война длилась 4 года с 1941 по 1945 годы, 1418 дней.
Учитель: Уважаемые ребята, родители и гости села, вашему вниманию предлагаем проект устного журнала, посвященного Великой Победе.
Первая страничка журнала: «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной»
1-Ведущий: 27 миллионам павших, не вернувшимся с кровавых полей войны, посвящается.
2-Ведущий:Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается.
3-Ведущий:Поколению, вступающему в жизнь, посвящается.
4-Ведущий: Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой победы пройти.
1-ученик: Была война давным-давно
До нашего рождения.
Её мы видели в кино,
Сжав губы от волнения.
Шли в бой мальчишки на врага
И День Победы близили.
Был целый полк сынов полка,
А может быть дивизия.
Гремела сталь. Ревел тротил.
Ребят на бой с врагами
Никто не звал и не просил,
Они просились сами.
2-ученик
Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час.
Стальною став стеною,
Вся молодёжь оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.
3-ученик
На границе родимой земли
Вихревые сирены завыли,
Встали мёртвые рядом с живыми
И, обнявшись, в бессмертье ушли.
4-ученик
Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, 1418 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шёл смертный бой не ради славы, а ради жизни на земле. Но даже в дни тяжелых испытаний – в битвах под Москвой, на Волге, под Курском и на Днепре - наши воины верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом.
1-ученик:
Ровно 71 год мы радуемся миру в нашей стране, печалимся о погибших. Никогда не забудем мы мужества солдат, отдавших жизни за свободу и счастье нашей Родины. Память о погибших будет вечна!
5-ученик
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух.
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя и для меня
Он сделал всё что мог
Себя в бою не пожалел,
И Родину сберег.
Песня «Четыре клёна» музыка и слова В. Фадина.
2-страница журнала «Мы будем помнить о погибших,
о тех, кто Родину сберёг»
1ученик:Вторая страничка нашего журнала « Мы будем помнить о погибших, о тех, кто Родину сберег».
Слава тебе победитель солдат!Ты прошёл через все испытанья
Не ради чинов и наград,
А чтобы избавить людей от страданья.
2-ученик: Вторая страница нашего журнала составлена по материалам нашего земляка, члена Союза журналистов, военного корреспондента Нуруллина Фаргата Бургановича, который в 17 лет добровольцем ушёл на фронт.
Он около 20 лет своей жизни занимался вопросом: «Какую лепту в великую победу внесли жители небольшого села Каргали?» Благодаря его долгу перед памятью павших, мы сейчас поименно знаем тех, кто участвовал на ответственных участках Великой Отечественной войны.
3-ученик:
В эту Великую Победу свой весомый вклад внесли и жители нашего села Каргали.
4- ученик:
Грозой фашистов был лётчик, разведчик Валеев Агзам Зиганшевич -наш односельчанин. Военным лётчиком Агзам Зиганшевич стал незадолго до войны, когда в 1938 году поступил в лётное училище, которое окончил перед войной. В 1941 году он добровольно ушёл на фронт.10 августа 1941 года его самолёт был повреждён и при посадке стал гореть, он получил тяжёлое повреждение головы и попал в госпиталь. А в 1942 году, после госпиталя, в воздушных боях у Брянска, Орла Валеев Агзам с боевыми друзьями сбил всего 28 самолётов противника. На его счету 501 боевой вылет, из них 221 приходится на разведку. За героизм, проявленный в борьбе с врагом, ему присвоено высокое звание Героя Советского Союза, награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Отечественной войны первой степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
5-ученик:
После войны он поступил в Военную Воздушную академию. Как и на фронте в бою упорно шёл к цели слушатель Валеев Агзам Зиганшевич. После окончания академии в 1952 году Агзам Зиганшевич продолжал службу в Советской Армии. В 1972 году в звании подполковника он вышел в отставку и приехал в родные края, поселился в г. Чистополь. 31 декабря 1986г Валеева Агзама Зиганшевича не стало, но память о нём будет жива. В городе Чистополе в аллее героев установлена стелла Валееву Агзаму Зиганшевичу. А 9- мая 2011года в центре села у Вечного огня установили ему памятник.
6-ученик:
На разных участках войны, на протяжении долгих военных лет наши сельчане проявляли героизм и отвагу, храбрость и великую преданность Родине.
7-ученик(слайд)
Мы узнали, что
1.В обороне Москвы участвовал-41 каргалинец,
2.в обороне Ленинграда-54 человека,
3.в обороне Сталинграда-27 человек
4. в освобождении Румынии-13 человек,
5.на Курской дуге-30 человек,
6.Будапешта-16человек,
7.Вены-13человек,
8. в освобождении Польши-50 человек.
9.В обороне Одессы-1 человек,
10. На Кавказе-2 человека,
11.В освобождении Крыма-5 человек,
12.в освобождении Болгарии-3 человека,
13.в освобождении Норвегии-2 человека,
14.в Албании-1 человек,
15.в партизанах-2 человек
8-ученик:
Но эти данные постоянно меняются. Выпускники нашей гимназии Зарипов Рустем, Исхаков Рустам, Валеев Рафис участвуют в поисково-экспедиционной группе «Выстрел», руководителем которого является Юдин Дмитрий. Они в местах боевых действий находят останки без вести пропавших солдат, устанавливают их имена и фамилии.
9-ученик: Наряду с мужчинами , воевали и наши девушки.16 девушек из нашего села Каргали ушли на фронт и вернулись с победой:
Гыймаева Софья, Суфия Зявгарова, Магмура Зяббарова, Халима Гайнетдинова, Рахима Ахметзянова, Рауза Яруллина, Минкамал Камалова, Рауза Сафина, Раиса Салахова, Махира Мухаметзянова, Раиса Мустафина, Закия Гатина, Фаина Хуснутдинова, Раиса Сулейманова, Накия Хасаншина, Разия Гыймаева.
10-ученик:
Из нашего села на фронт ушли 452 жителя, из них не вернулись 188 человек, в настоящее время в живых остался всего один участник войны это Хайруллин Накип Мубаракшинович. В августе1943-го года был отправлен на фронт. Младший лейтенант Хайруллин Накип командовал минометным взводом. Он всегда был на переднем плане и воевал не жалея себя. Здесь он получил первое ранение.Он гнал врагов с территории России, Белоруссии, Украины, Польши и Германии.
После войны в 1945-ом году вернулся в родное село и стал работать в школе
11-ученик:
Умирая, не умрёт герой-
Мужество останется в веках
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!
3-страница устного журнала «Никто не забыт , ничто не забыто»
Песня: «Эх,дороги» муз.А.Новикова и сл. Л. Ошанина
1-ученик:
1945 год. Уже был виден свет грядущей Победы. Советская Армия освобожда-ла Европу от фашисткой оккупации. На лицах людей всё чаще стали появлять-ся улыбки.
2-ученик: Победа! Славная победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленей.
3-ученик: Не забыть нам этой даты
Что покончила с войной.
Победителю- солдату
Сотни раз поклон земной!
4-ученик: Пограничник на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ.
5-ученик: Охраняет наше море
Славный, доблестный моряк,
Гордо реет на линкоре
Наш родной российский флаг.
6-ученик:
Наши лётчики-герои
Небо зорко стерегут
Наши лётчики-герои
Охраняют мирный труд.
7-ученик:
Наша армия родная
Стережет покой страны
Чтоб росли мы, бед не зная
Чтобы не было войны.
8-ученик:
Помните!
Через века, через года,- Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Помните!
9-ученик:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Ученики:
Мир-это главное слово на свете!
Мир – очень нужен нашей планете!
Мир- нужен детям!
Мир- нужен взрослым!
Мир- нужен всем! Мир! Мир! Мир!
Песня «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова(поют все дети)
Заключение
У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человечеством . В мае 1916г. мы будем отмечать 71 год как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих не затихает в душах людей. И чтобы не повторилась такая ужасная война, мы должны сделать все, что в наших силах. Надо всем миром раз и навсегда решить, что войной ничего не добьешься, кроме гибели многих людей, а то и всего человечества. Другого пути нет. Или мир - и жизнь, или война – и смерть.
В нашем селе чтят память земляков. В центре нашего села есть монумент участникам Великой Отечественной войны и Стелла Герою Советского Союза Валееву Агзаму Зиганшевичу. Ежегодно 9-мая мы приходим к памятнику почтить память и сказать слова благодарности павшим нашим землякам.
Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили счастливо. Мы обязаны всё помнить и сохранить мир.
Практическая значимость материала определяется возможностью его использования. Собранный нами материал я использую в проведении классных часов, посвященных Великой Победе, в написании сочинений о земляках, в изучении истории родного края, в составлении викторин, блиц-турниров при изучении краеведческого материала, в школьных музеях, на уроках внеклассного чтения.
Литература
Гайфутдинов А.А. История сельских поселений Чистопольского района (II пол.XVII-XX вв.). Казань: Познание, 2009, 176 с.
Журнал «Начальная школа» № 5, 1995 г.;
Журнал «Магариф» №4, 2005 г.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.В. Савинов). – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с. ( Стандарты второго поколения).
Краеведческий материал из музея МБОУ «Каргалинская гимназия».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. На 2011 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение. 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
Интернет ресурсы
15