Приложение к обобщенному опыту Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики как средство формирования здоровой, социально активной личности


Приложение 1
1.Критерии здоровьесбережения на уроке.
Критерии здоровьесбереженияХарактеристика
Обстановка и гигиенические условия в классе Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, правильно подобранная мебель, регулярная влажная уборка, рассадка учащихся с учётом медицинских показаний и т.п.
Количество видов учебной деятельности Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности Ориентировочная норма – 7-10 минут.
Количество видов преподавания Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа и т.п. Норма – не менее 3х.
Чередование видов преподавания Норма – не позже чем через 10-15 минут.
Наличие и место методов, способствующих активизации Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)
Место и длительность применения ТСО Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения
Поза учащегося, чередование позы Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу
Психологический климат на уроке Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)
Эмоциональные разрядки на уроке Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишиеМомент наступления утомления и снижения учебной активности Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности
Темп окончания урока Спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель комментировать задание на дом.
2. Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока
Часть урока Время Деятельность
1-й этап. Врабатывание 5 мин. Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение
2-й этап. Максимальная работоспособность 20-25 мин. Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом
3-й этап. Конечный порыв 10-15 мин. Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного3.Структура рациональной организации урока математики
№ п/п Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока
рациональный Недостаточно рациональный нерациональный
1 Плотность урока Не менее 60% и не более 75 – 80% 85% - 90% Более 90%
2 Количество видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-2
3 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин 11 – 15мин Более 15 мин
4 Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин Смена через 11-15 мин Смена через 15-20 мин
5 Количество видов преподавания Не менее трех 2 1
6 Чередование видов преподавания Не позже чем через 10-15 мин Через 15-20 мин Не чередуются
7 Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) 2-3 1 Нет
8 Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме
9 Чередование поз учащихся Позы чередуются в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся Частые несоответствия позы виду работы. Поза учащихся учителем не контролируется
10 Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток На 20-й и 35-й минутах урока по 1 минуте. Состоит из трех легких упражнений по 3-4 повторениями каждого Одна физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью Отсутствуют
11 Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции
12 Момент наступления утомления учащихся, определяемый по снижению учебной активности Не ранее, чем на 40-й минуте Не ранее, чем на 35-37 й минуте До 30-й минуты
Под плотностью урока понимается  количество времени, затраченного школьником на учебную работу.
Приложение 2
Здоровьесберегающие условия для занятий в кабинете математики.
1.Проветривание кабинета математики в зависимости от температуры наружного воздуха
Температура наружного воздуха
(гр. С) Продолжительность проветривания кабинета математики(мин)
Малые перемены Большие перемены
+6 - +10 4 -10 15 - 20
0 - +5 3 - 7 15 - 20
-5 - 0 2 - 3 15 - 20
-5 - -10 2 - 3 10 - 15
Ниже -10 1 - 2 5 - 10
Перед началом урока – сквозное проветривание
2.Освещение классной комнаты, включая освещение над доской.
Время включения искусственного освещения:
Месяц Время суток №№ уроков
сентябрь - октябрь 8.00 – 09.45 1
ноябрь 8.00 – 10.50 1,2
декабрь 8.00 – 11.45 1,2,3
январь 8.00 – 11.45 1,2,3
февраль 8.00 – 10.50 1,2
март 8.00 – 10.50 1,2
апрель 8.00 – 9.45 1
май - -
Освещение над доской включается в течение уроков.
3.Оборудование школьного кабинета:
Расстояние между рядами парт - 0,65 м
Расстояние первого ряда столов от светонесущей стены –0,72 м.
Расстояние второго ряда (в кабинете всего2 ряда) столов
от внутренней стены - 2 м.
Расстояние от последних столов до задней стены –1,5 м.
Расстояние от первых парт до передней стены и экрана проектора –1,6 м.
Высота подвеса нижнего края школьной доски - 0,95 м.
Приложение 3
Используемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)
( СанПиН 2.4.2.2821-10)
1.Улучшение мозгового кровообращения:
       1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
       2.И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
       3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. Снятие утомления с плечевого пояса и рук:
       1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
       2.И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
       3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Снятие утомления с туловища:
       1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
       2.И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
 3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
4. Комплекс упражнений гимнастики глаз
       1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.
       2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4-5 раз.
       3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.
       4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4-5 раз
       5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторять 1-2 раза.
5. Регуляция психического состояния:
А) «Не боюсь»(5 класс). В ситуации выполнения контрольной работы, учитель говорит строчку речёвки и делает паузу, а дети про себя повторяют строчки:
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
Б) Игра "Роняем руки» расслабляет мышцы всего корпуса. Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием.

6.Координация движений и психологическая разгрузка. «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления
мышц до чувства тепла в ладонях.
Сидя, взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, а правой рукой – кончик носа.
Один хлопок: встать – сесть, два хлопка: руки вверх – вниз.
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
7.Общее развитие организма
«Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на стуле за партой, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.
8.Пальчиковая гимнастика (3-4 классы)
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
«Цветки».
Наши алые цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук влево-вправо, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперёд-назад.
9.Многие музыкальные произведения дают хороший терапевтический эффект. Например, для снятия тревоги — Шопен, Штраус, для уменьшения раздражительности — Бетховен, успокоительное — Брамс.Физкультминутки с музыкальным сопровождением
1.«Под дождем». (ученики стоя повторяют движения за учителем)
Капля первая упала – кап! (поднимают руки вверх)
И вторая пробежала – кап! (руки в стороны)
Мы на небо посмотрели, (голову поднять вверх)
Капельки кап-кап запели, (наклоны головы вправо-влево)
Намочились лица, (наклоны головы вперёд-назад)
Мы их вытирали. (поднять руки вверх и встряхнуть кистями рук)
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали. (наклоны вперёд)
Плечами дружно поведем (плечи вверх-вниз)
И все капельки стряхнем.(кисти рук встряхнули)
От дождя убежим, (бег на месте)
Под кусточком посидим. (сесть за парту) 
2. «Рисуй глазами треугольник»
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
Приложение 4
Задачи с валеологическим содержанием.
Здоровое питание.
Меню на завтрак ребенка 10-летнего возраста состоит из молочной рисовой каши с маслом, стакана чая с сахаром, булочки с сыром и яблока. Удовлетворяют ли эти продукты потребности ребенка? (Завтрак должен составлять 30 % от суточной нормы 2000 ккал) Меню: г молочной рисовой каши (1 г – 1,5 ккал) - 10 г сливочного масла (1 г – 3,5 ккал) - 1 стакан чая (30 ккал) - 20 г сахара (1 г – 1,7 ккал) - 50 г белого хлеба (1 г – 0,7 ккал) - 30 г сыра (1 г – 3,7 ккал) - яблоко (30 ккал) Витамины и минеральные вещества.
Витамин С отвечает за иммунную систему, здоровую кожу, состояние крови. Источником витамина С служат цитрусовые, ягоды, кабачки, помидоры. При сбалансированном питании человек получает 80 % суточной нормы витамина С. Вычислите, какую массу витамина С нужно принимать в день в виде витаминных препаратов, если суточная норма витамина С составляет 60 мг.
Режим дня.
Режим рабочего дня, рекомендованного врачами: сон – 8 часов, выполнение домашнего задания - 2 часа, пребывание в школе – 6 часов, прогулка – 2 часа, прочие занятия – 6 часов. Постройте круговую диаграмму, показывающую какую часть суток должны занимать основные элементы режима дня.
Экологические факторы риска.
В некотором районе города Х повышена заболеваемость органов дыхания, это связано с соседством химзавода и ТЭЦ. В 2013 году из 668 учащихся школы страдали заболеваниями органов дыхания - 21,6 %, в 2014 году из 691 учащегося – 20 %. Сравните количество детей, болевших в 2013 и 2014 годах.
Одним из способов защиты окружающей среды является рассеивание вредных веществ с помощью строительства высоких труб. Известно, что дымовая труба высотой 100 м даёт возможность рассеивать вредные вещества в радиусе до 20 м. Определить радиус рассеивания веществ, если высота трубы: а) 50 м; б) 80 м.
Профилактика здорового образа жизни.
Одна сигарета содержит до 1,2 мг. никотина. При курении 2/3 дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе?
Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.
Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.
Одно число в 2 раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.
В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить?
Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 10%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек.
Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 400 г.  Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 119 г, если курит мать – меньше на 255 г.  Определите, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если: а) курит папа;   б) курит мама;    в) курят оба. Ответ округлите до единиц.
Курящие дети сокращают свою жизнь на 15%. Определите,  какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни  в России 56 лет.
В табачном дыме содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите % содержание самых ядовитых веществ ─ синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, ─  в одной сигарете.  Если никотина  2%, а синильная кислота составляет часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 0,6 от количества табачного дегтя, а  полоний ─  от количества окиси углерода.
Польза прививок.
За три месяца в школе переболело гриппом 25% учащихся. Если в следующем году учащимся сделать прививку против этой болезни, то количество заболевших уменьшится на 15%. Сколько учащихся не заболеет, если в школе 600 учащихся?
Здоровый образ жизни.
В 5 классе 34 человека. В среднем в год они пропускают по болезни по 12 дней каждый. После проведения оздоровительных закаливающих мероприятий ученики 5 класса проболели все вместе за учебный год 272 учебных дня. На сколько уроков больше в среднем посетил каждый ученик, если в день у них было по 5 уроков?
Ученик 5 класса Антон Казеинов обожает жевать сладкую жевательную резинку и делает это постоянно на протяжении всего дня, кроме того времени, когда он ест. За день он изжевывает 6 пачек " Хубба-Бубба" по 5,8 рубля каждая. Сколько лишних денег он тратит каждый день, если для правильного ухода за зубами ему стоило бы расходовать пачку жевательной резинки без сахара за три дня по цене 6,9 рубля за пачку?
Миша съел перед обедом 5 конфет, а Антон на 4 конфеты больше. Сколько конфет съел Антон? Какую ошибку допустили мальчики? Можно ли есть много конфет? Почему?
В период эпидемии гриппа 0,7 учащихся класса заболели. Сколько учеников устояли перед вирусом. Если всего в классе 16 человек?
8. Правила дорожного движения
Постройте формулу, описывающую зависимости между величинами во всех данных задачах. Постройте таблицу и график этой зависимости. Решите по графику все три задачи одновременно.а) Школьник идет в школу со скоростью 75 м/мин. Какое расстояние он пройдет за 3 мин? За сколько минут он пройдет расстояние равное 375 м?
б) По садовому кольцу в Москве в час пик проезжает 75 машин в мин. Сколько машин проедет по Садовому кольцу за 3 минуты? За сколько минут по Садовому кольцу проедет 375 машин?в) Каждую неделю в нашей стране получают травмы в дорожных происшествиях 75 детей. Сколько детей могут быть травмированы за 3 недели? За сколько недель могут получить травмы 375 детей?
9. Главное – организм человека.
1. За день сердце может перекачать 10 000 литров крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20 метров, шириной 10 метров и глубиной 2 метра?
2. Средняя частота пульса у 10-летнего ребёнка во время бодрствования 85 ударов в минуту. Сколько приходится в день совершить толчков его сердцу, если разбудили его в 7 часов утра, а оторвали от телевизора и сунули под одеяло в 10 часов вечера?
Чем тренированнее человек, тем меньше ударов делает сердце, и тем меньше оно изнашивается, потому что в промежутках между сокращениями оно успевает отдыхать.
3. Выполни вычисления по алгоритму, заданному блок схемой. Расположи ответы примеров в порядке возрастания, и ты узнаешь, где в теле человека кислород переходит в кровь. Какие ещё органы дыхания ты знаешь?

а 0 1 2 3 4 5 6 7
X Буквы Л Ь В О А Е Л ЫОтвет: альвеолы
Приложение 5
Творческие работы учащихся.
Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом наш класс в 9 человек? Как вы думаете, отражается ли это на здоровье человека?
В воскресенье в лыжный поход пошли 28 мальчиков, а девочек в 4 раза меньше. Сколько девочек пошло в поход? Дима отказался от похода и остался дома играть на компьютере. Дайте совет Диме.
Из автобуса вышли 23 человека. Четыре из них подошли к пешеходному переходу перед автобусом, 3 пошли обходить автобус сзади, остальные остались на остановке ждать, когда отъедет автобус. Сколько человек поступили правильно?
Ученик 6 класса способен задержать дыхание на 45 с, что составляет 9/50 от способности тренированного ловца жемчуга. Сколько времени может продержаться под водой тренированный человек?
Зубную щётку надо менять один раз в 3,5 месяца, при условии, что зубы чистятся два раза в день. Сколько зубных щёток необходимо в год человеку, заботящемуся о своём здоровье?
Дым от одной сигареты содержит 5 мг яда никотина. Сколько яда примет человек за один день, выкурив 15 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 20% никотина?
Если хороший секретарь – машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у неё будет 4% ошибок. Сколько сделает ошибок машинистка на странице, где знаков в 1,5 раза больше?
Человеческая кровь, двигаясь по артериям, прошла 1120 см за 56 секунд. Какова скорость движения крови?
Приложение 6
Исследовательские работы учащихся.
Влияние автомобилей на загрязнение атмосферы.
Этапы работы:
-посчитать количество автомобилей проезжающих по исследуемому участку дороги;
-зная приблизительную скорость автомобилей (40 км/ч) и длину дороги, вычислить время движения по данному участку пути;
-найти информацию о выбрасывании выхлопных газов одним автомобилем в течение одних суток (известно, что один автомобиль в течение суток может выбрасывать до 1кг выхлопных газов, в состав которых входит около 0,03кг угарного газа, 0,006кг оксида азота т. д.);
-произвести необходимые действия и ответить на поставленный вопрос.
2. Вычисление количества пыли оседаемой на дорогу при проезде автотранспорта.
Этапы работы:
-посчитать количество автомобилей проезжающих по исследуемому участку дороги;
-найти необходимую информацию (на 1 км дороги оседает от одного автомобиля в среднем 0,2 гр. пыли)
3. Вычисление площади зеленых насаждений пришкольного участка, приходящихся на одного ученика.
Этапы работы:
- измерить площадь пришкольного участка;
- сосчитать все зеленые насаждения;
- зная количество всех учащихся школы, ответить на поставленный вопрос.
4. Проект «Школьный рюкзак» (2015-2016 уч.год.)
Тип проекта: исследовательский, индивидуальный.
Автор Ерошенко Кристина, ученица 5 класса МБОУ «Львовская СОШ»
Руководитель проекта: Искендерова Надежда Герасимовна
Гипотеза: масса школьного рюкзака вместе с содержимым превышает допустимую норму.
Цель проекта: доказать или опровергнуть гипотезу о превышении допустимой нормы школьного рюкзака, уменьшить массу школьного рюкзака.
Проектный продукт: оформленный результат исследования, «облегченный» школьный рюкзак.
Сроки осуществления: 10 дней.
I Введение
Тема моего проекта «Школьный рюкзак».
Я выбрала эту тему, потому что слышала от родителей и в одной телевизионной передаче, что школьный рюкзак слишком тяжел для учеников. Хотя я и не считаю себя слабой девочкой, занимаюсь спортом, но все-таки решила проверить.
Цель моей работы: измерить массу всех учебных принадлежностей, которые необходимы на каждый учебный день; определить, есть ли превышение допустимой нормы; уменьшить массу школьного рюкзака.
Проектным продуктом будет оформленный результат исследования, «облегченный» школьный рюкзак. Это продукт может достичь цель проекта, так как он имеет большую ценность для укрепления здоровья школьников.
План моей работы:
Узнать вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей, массу учебного издания, масса ранца ученического. ( 1 день)
Измерить массу школьного рюкзака в каждый из учебных дней недели (с понедельника по пятницу).(5 дней)
Записать результаты исследования и сделать выводы. (1 день)
Придумать, как уменьшить массу рюкзака. ( 1 день)
Оформить проект. ( 2 дня)
II Основная часть
Я начала свою работу с того, что стала изучать различные источники информации о том, каким должен быть школьный рюкзак. Я смотрела телевизор, слушала рассказы родителей, читала в интернете об этом. Все говорят, что рюкзак тяжел, но где узнать, каким он должен быть, какова его точная масса? Моя учительница, Надежда Герасимовна, рассказала, что есть документы, в которых прописаны все нормы для школ и в том числе для рюкзаков школьников. Из СанПиН 2.4.2.2821-10. я узнала, что вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать для учащихся 5-х классов – более 2 кг. Из постановления Правительства РФ № 307 от 07.04.2009 «Об утверждении технических регламентов о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» выяснила, что масса учебного издания не должна превышать для 5 класса 300 г; масса ранца ученического или портфеля должна быть не более 1000 г. Кроме этого медицинскими работниками отмечается, что тяжести, переносимые детьми, не должны превышать 10% от массы их тела. Сначала я узнала свою массу. Она равна 29 кг, значит масса переносимым мною тяжестей не должна превышать 2 кг 900 г. Потом я приступила к взвешиванию учебных принадлежностей каждый учебный день. Вот что у меня получилось.
Понедельник
Учебный предмет Учебные принадлежности Масса
Математика Учебник 243 г
Тетрадь 40 г
Русский язык Учебник 232 г
Тетрадь 39 г
Физкультура Мешок со спортивной одеждой и кроссовками 697 г
Литература Учебник 227 г
ИЗО Папка с альбомом, красками, кистями, баночкой, палитрой , тряпочкой. 442 г
Немецкий язык Учебник 230 г
Тетрадь 39 г
Прочее Рюкзак пустой 708 г
Дневник 229 г
Пенал с письменными принадлежностями 175 г
Телефон 124 г
Ключи от квартиры 67 г
ИТОГО: Все предметы, принесенные в школу 3 492 г
ИТОГО:
Комплект учебников и письменных принадлежностей по СанПиНу (учебники, тетради и пенал) 1 кг 454 г
Комплект учебников и письменных принадлежностей с принадлежностями по ИЗО и физкультуре 2 кг 593 г
Вывод: масса учебников не превышена ( менее 300 г), масса комплекта учебников и письменных принадлежностей не превышена (менее 2 кг). Масса комплекта учебников и письменных принадлежностей с принадлежностями по ИЗО и физкультуре превышена (на 593 г). Масса всех принесенных мною предметов в школу превышена (на 784 г). Масса рюкзака не превышена (менее 1000 г).
Вторник
Учебный предмет Учебные принадлежности Масса
Русский язык Учебник 232 г
Тетрадь 39 г
Математика Учебник 243 г
Тетрадь 40 г
История Учебник 321 г
Тетрадь 181 г
Биология Учебник 290 г
Тетрадь 219 г
Музыка Тетрадь 107 г
Прочее Рюкзак пустой 708 г
Дневник 229 г
Мешок со сменной обувью 469 г
Подставка для книг 102 г
Папка для тетрадей 60 г
Пенал с письменными принадлежностями 175 г
Завтрак 200 г
Телефон 124 г
Ключи от квартиры 67 г
Игровая приставка 156 г
ИТОГО: Все предметы, принесенные в школу 3 кг 962 г
Комплект учебников и письменных принадлежностей по СанПиНу (учебники, тетради2 кг 076 г
Вывод: масса учебника по английскому языку превышена ( на 21 г), масса комплекта учебников и письменных принадлежностей превышена (на 076 г). Масса всех принесенных мною предметов в школу превышена (на 1 кг 062 г). Масса рюкзака не превышена (менее 1000 г).
Среда
Учебный предмет Учебные принадлежности Масса
Православная культура Учебник 306 г
Русский язык Учебник 232 г
Тетрадь 39 г
Математика Учебник 243 г
Тетрадь 40 г
Физкультура Мешок со спортивной одеждой и кроссовками 897 г
Литература Учебник 227 г
Прочее Рюкзак пустой 708 г
Дневник 229 г
Мешок со сменной обувью 469 г
Подставка для книг 102 г
Папка для тетрадей 60 г
Пенал с письменными принадлежностями 175 г
Завтрак 200 г
Телефон 124 г
Ключи от квартиры 67 г
Игровая приставка 156 г
ИТОГО: Все предметы, принесенные в школу 4 кг 274 г
Комплект учебников и письменных принадлежностей по СанПиНу (учебники, тетради и пенал) 1кг 491 г
Комплект учебников и принадлежностей 2 кг 388 г
Вывод: масса учебника по основам светской этики превышена ( на 6 г), масса комплекта учебников и письменных принадлежностей не превышена (менее 2 кг). Масса комплекта учебников и письменных принадлежностей и принадлежностей для физкультуры превышена ( на 388 г). Масса всех принесенных мною предметов в школу превышена (на 1 кг 374 г). Масса рюкзака не превышена (менее 1000 г).
Четверг
Учебный предмет Учебные принадлежности Масса
Математика Учебник 243 г
Тетрадь 40 г
Немецкий язык Учебник 321 г
Тетрадь 181 г
Русский язык Учебник 232 г
Тетрадь 39 г
Технология (труд) Учебник 312 г
Папка для труда (папка, бумага, ножницы, клей и др.) 789 г
Прочее Рюкзак пустой 708 г
Дневник 229 г
Мешок со сменной обувью 469 г
Подставка для книг 102 г
Папка для тетрадей 60 г
Пенал с письменными принадлежностями 175 г
Завтрак 200 г
Телефон 124 г
Ключи от квартиры 67 г
Игровая приставка 156 г
ИТОГО: Все предметы, принесенные в школу 4 кг 685 г
Комплект учебников и письменных принадлежностей по СанПиНу (учебники, тетради, дневник и пенал) 2кг 010 г
Комплект учебников и письменных принадлежностей и принадлежностей для труда 2 кг 799 г
Вывод: масса учебника по английскому языку превышена ( на 21 г), масса комплекта учебников и письменных принадлежностей превышена (на 010 г ). Масса комплекта учебников и письменных принадлежностей и принадлежностей для труда превышена ( на 799 г). Масса всех принесенных мною предметов в школу превышена (на 1 кг 785 г). Масса рюкзака не превышена (менее 1000 г).
Пятница
Учебный предмет Учебные принадлежности Масса
Физкультура Мешок со спортивной одеждой и кроссовками 897 г
ОБЖ Учебник 297 г
Русский язык Учебник 232 г
Тетрадь 39 г
Литература Учебник 227 г
Прочее Рюкзак пустой 708 г
Дневник 229 г
Мешок со сменной обувью 469 г
Подставка для книг 102 г
Папка для тетрадей 60 г
Пенал с письменными принадлежностями 175 г
Завтрак 200 г
Телефон 124 г
Ключи от квартиры 67 г
Игровая приставка 156 г
ИТОГО: Все предметы, принесенные в школу 3 кг 982 г
Комплект учебников и письменных принадлежностей по СанПиНу (учебники, тетради и пенал) 1кг 199 г
Комплект учебников и письменных принадлежностей и принадлежностей для 2 кг 096 г
Вывод: масса учебника не превышена ( менее 300 г), масса комплекта учебников и письменных принадлежностей не превышена (менее 2 кг). Масса комплекта учебников и письменных принадлежностей и принадлежностей для физкультуры превышена ( на 096 г). Масса всех принесенных мною предметов в школу превышена (на 1 кг 082 г). Масса рюкзака не превышена (менее 1000 г).
Потом я приступила к снижению массы своего рюкзака. Я внимательно изучила данные по каждому учебному дню и установила следующее:
1. Мешок со сменной обувью нужно оставлять в раздевалке школы.
2. Папки для ИЗО и труда Ольга Алексеевна – наш классный руководитель разрешила хранить в классе, причем альбомы и папки с бумагой можно заменить отдельными листами.
3. Игровую приставку лучше оставить дома
Кроме этого, мы с моими родителями решили, что более тщательно нужно выбирать учебные принадлежности: рюкзак, папки, подставки, тетради, дневник, пенал. Необходимо обращать внимание не только на качество и красоту изделия, но и на его массу. Но это мы уже сделаем к следующему учебному году. Завтракать я буду в школьной столовой. Телефон и ключи мне необходимы, т.к. я самостоятельно хожу в школу и бываю дома без родителей.
Вот какова суммарная масса всех принесенных мною вещей в школу в рюкзаке:
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
2 кг 785 г (снижено на 1 кг 625 г) 3 кг 137 г (снижено на 825 г) 3 кг 091 г (снижено на 1 кг 183 г) 3 кг 071 г (снижено на 1 кг 614 г )2 кг 799 г (снижено на 1 кг 183 г)
Из этой таблицы видно, что в понедельник и в пятницу масса рюкзака меньше 2 кг 900 г (10 % массы моего тела), что соответствует норме. А во вторник, среду, четверг эта норма превышена. Но, если заменить некоторые принадлежности на более легкие, то можно привести все показатели в норму.
III Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что все, что я задумала, получилось. Мне удалось достичь цели проекта. Гипотеза о превышении допустимых норм массы школьного рюкзака и верна, и нет. С одной стороны, масса учебников и письменных принадлежностей в норме (не более 2 кг); с другой стороны, кроме них в школе есть уроки ИЗО, физкультуры, труда, которые требуют использования дополнительных принадлежностей. Но и здесь есть выход. Часть принадлежностей можно хранить в школе. Некоторые предметы нужно заменить на более легкие: рюкзак, кроссовки, дневник, подставка и др. В средствах массовой информации все больше стали говорить об электронных учебниках или о втором комплекте учебников, с которым можно заниматься дома.
Работа над проектом показала мне, что очень многое зависит от нас самих. Есть вещи, которые не следует носить в школу, не потому, что они там не нужны, а потому, что из-за какой-то мелочи может быть подорвано твое здоровье. Родители тоже задумались, как важно правильно выбирать учебные принадлежности для меня.