Презентация к выступлению на УВЦ Классных руководителей — «САМОУПРАВЛЕНИЕ – МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»
«Самоуправление – метод формирования социально – активной личности школьника»«Самоуправление нельзя «Взять», нельзя «Дать», нельзя «Ввести». Его приходится годами выращивать и отрабатывать». А. Макаренко
Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” – спросил мудрец. “Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, – посоветовал мудрец. “Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, – ответил упрямый лесоруб.
Л.Н. Толстой говорил:«Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать. Самоуправление в школе способствует самовыражению и самораскрытию. Оно позволяет использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Участие детей в самоуправлении в немалой степени способствует развитию их личностных качеств, таких как ответственность, общительность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, креативность, нравственность и т.д. Кроме того эти качества необходимы для будущей профессиональной деятельности, т.е. самоуправление способствует формированию опыта и умений, готовит к жизни в будущем трудовом коллективе.
Развитие ученического самоуправления является одним из основных направлений воспитательной системы школы. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у школьников гражданственность, стимулирует ребенка к социальному творчеству, умению совершенствовать себя в интересах общества.
Основная цель деятельности классного руководителя – содействие развитию личности, реализации ее творческих способностей через коллективную деятельность. Воспитательная система развития классного коллектива представляет собой способ организации жизни и воспитания членов классного сообщества с целью создания благоприятных условий для их развития.
Функции педагога – это непосредственные профессионально-должностные действия. Функции вытекают из осознанного назначения. Функции должны четко и ясно определены. I функция – обустройство жизни ребенка в школе (пребывания ребенка в школе). II функция – содействовать разностороннему развитию детей; организацию всех видов деятельности (познавательной, трудовой, спортивной, художественной, общение). III функция – осмысление ценностей жизни, которая зафиксирована в программе воспитания школьника. IV функция – характеризовать и оценивать социально-ценностное развитие и личностное развитие каждого ребенка. Педагогическое диагностирование.
Обучение самостоятельности – это процесс оказания помощи ребенку в создании его внутреннего мира. Задача педагога – построить свою работу так, чтобы у подростка возникло естественное желание к развитию самостоятельности, внутренней свободы к развитию своих лучших личностных качеств. Детское самоуправление – это возможность самим подросткам планировать, организовать, проводить разного рода мероприятия и дела, которые им интересно. С помощью этой методики дети пробуют себя в роли взрослого.
Самоуправление строится на основных принципах:1. Принцип педагогического руководства – это педагога-консультанта, то есть руководителя у каждого органа самоуправления.2. Принцип предметной деятельности – это принцип существования органов самоуправления: есть деятельность – есть орган самоуправления и наоборот.3. Принцип единого планирования – создается единый план действий (работы) - план работы школы.4. Принцип выборности органов самоуправления.5. Принцип сменяемости функций руководства и сменяемости всех видов деятельности.6. Принцип построения самоуправления снизу вверх.7. Принцип участия всех детей в системе самоуправления.8. Принцип согласия – найти общие точки соприкосновения в принятии решения.
Представим, что самоуправление – это ДОМ, у которого есть ФУНДАМЕНТ, два этажа, КРЫША и ТРУБА. А кирпичи у нашего дома – это основные принципы самоуправления: добровольность, самостоятельность и т.д. Всего 12 кирпичей.Самые основные кирпичи – те, на которых держится весь ДОМ, - закладываются в ФУНДАМЕНТ. Затем те кирпичи, которые представляются вам необходимыми и важными – на 1-й этаж, оставшиеся на – 2-й этаж. У вас есть в запасе два незаполненных кирпича – вы можете написать на них то, что, по вашему усмотрению, не хватает для определения самоуправления. И поместить их там, где захотите.А еще есть КРЫША, где вы можете написать, даже нарисовать все, что сделает ваш ДОМ лучше, добрее, веселее. Например, на КРЫШЕ может поселиться «кошка хорошего настроения».У ДОМА есть ТРУБА. В эту ТРУБУ вылетает то, что мешает этому ДОМУ: все лишнее и ненужное.
У каждого человека есть дом.Дом – это то место, куда ты хочешь возвращаться вновь и вновь.Дом – это там где тебя всегда ждут, всегда тебе рады.Дом – это твоя опора, твоя крепость.
сентябрьоктябрьДОБРОВОЛЬНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬКОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЛОноябрьдекабрьянварьСАМОУПРАВЛЕНИЕфевральмартапрельмай
Дорога в ЖИЗНЬ