Статья О некоторых особенностях преподавания литературы (на основе экранизации) в старших классах вечерней школы


О некоторых особенностях преподавания литературы (на основе экранизации) в старших классах ВСОШ №4
Учитель ГРИШКО В.А. МОУ ВСОШ № 4 г.Томск
Учащиеся старших классов ВСОШ №4, не имея возможностей для нормального чтения художественных произведений целиком, хотели бы изучать их на основе экранизации. Изучение на основе экранизации оказалось наиболее эффективным в условиях вечерней школы, поскольку обучающиеся в ВСОШ№4 при колонии строго режима, находясь постоянно в замкнутом пространстве, испытывая дефицит в нормальном человеческом общении, особенно восприимчивы к эмоциональному восприятию событий. Просмотр художественного фильма позволяет обучающимся - осужденным мысленно хоть на время переместиться в иное пространство и время, углубиться в свои внутренние чувства и переживания.
Ряд заседаний методического объединения учителей гуманитарного цикла в 2008-2011 учебных годах был посвящен анализу эффективности использования ИКТ в ВСОШ№4. Не секрет, что программу по литературе учителя и учащиеся сегодня предпочитают «проходить» по экранным и сценическим версиям. Литературу как искусство Слова можно понять только через художественное прочтение и нельзя заменить простым просмотром видеоряда. Известно, что зрительный ряд связывает фантазию человека, его воображение. Читательское воображение, зрительный образ книги, накладываясь на киноверсию или спектакль по художественному произведению, приводит к обнаружению явных несовпадений. Настоящий читатель увидит в книге более интересный, сложный и увлекательный мир, чем на экране. Давно замечено, что начитанные люди интереснее рассуждают, их речь более стройна, логична, образна, у них лучше развито воображение, ассоциативное мышление. Поэтому учащийся должен обязательно самостоятельно поразмышлять над прочитанным, а не становиться зрителем, пассивно воспринимающим любую интерпретацию художественного произведения. Потребление готовых зрительных образов неизбежно приводит к атрофии самостоятельности, зависимости в мышлении, к оскудению словарного запаса. Однако учителя филологии ВСОШ №4 сошлись во мнении, что использование визуальных средств обучения несомненно имеет большое положительное значение в процессе изучения объемных и сложных классических художественных произведений, расширяет педагогический арсенал воздействия учителя на умы и чувства учащихся.
Основная проблема была связана лишь с тем, не заменит ли экранизация художественного произведения живое слово учителя, непосредственное общение с книгой. Практика последних лет показала, что при правильной организации урока – нет, если изначально обратить внимание учащихся на расхождения в толковании некоторых проблем, образов произведения различными режиссерами и актерами, осуществлявшими экранизацию художественного произведения в зависимости от своих нравственно-эстетических, идеологических или политических установок. Сравнение романного и экранного образов дает возможность учителю в реализации групповой проектно-исследовательской и индивидуально-творческой деятельности учащихся на заключительном этапе изучения художественного произведения.
Обыкновенно принято считать, что главную трудность в школьном изучении романа-эпопеи представляет его необычайно большой объем. Сам же роман, особенно после просмотра его экранизации, для учащихся кажется простым и ясным. Однако при внимательном и целенаправленном знакомстве с текстом художественного произведения обнаруживается, что его структура необыкновенно сложна и многослойна. Особенно это относится к содержанию философского романа писателя М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Ткань романа пронизана множеством тем, мотивов, образов, повторяющихся элементов, симметричных эпизодов и т.п. При этом разностороннее и глубокое восприятие информационного потока романа вряд ли доступно учащимся. Поскольку синтезу обычно предшествует анализ, то обычно целостному восприятию романа, повести, пьесы предшествует анализ отдельных структурных элементов: сюжет, композиция, основные темы, мотивы и проблематика, система образов, язык и стиль и т.п. При изучении какого-либо структурного элемента романа желательно давать учащимся не одинаковые задания, а разные. Мастерство учителя в том и заключается, насколько точно при раздаче индивидуальных заданий выявил возможности, способности и направленность личного интереса учащихся. Считается, что словесные методы преподавания являются наименее эффективными. Наибольший эффект достигается тогда, когда учащемуся предлагается какая-либо самостоятельная деятельность, соответствующая его уровню развития, его читательским и жизненным интересам. Особое место занимают устные сообщения, доклады и небольшие по объему письменные исследовательские работы. Жанры докладов могут быть самыми разными: монографические, историографические, языковедческие, а также доклады на темы, поясняющие внутреннюю структуру и образную систему теста и т.п. Главный акцент при этом делается на выработку у учащихся личного восприятия художественного текста, самостоятельного и аргументированного суждения.
Учителю отводится роль не стороннего наблюдателя, а прямого координатора происходящих событий, который не только должен уметь простроить логику изучения, подачи художественного произведения, но и органично вплести в неё особенно яркий, образный эпизод из просматриваемого кинофильма.
Эффективность данного вида деятельности отмечена и среди обучающихся: ученики стали глубже и серьезнее раскрывать темы предлагаемых сочинений.
Обычная практика показывает, что после просмотра видеофильмов (например, «Мастера и Маргариты», «Собачьего сердца», «Тихого Дона», «Преступления и наказания», «Идиота», «Очарованного странника», «Мертвых душ», «Капитанской дочки», «Робинзона Крузо» и др.) у многих учащихся ВСОШ №4 все же появляется желание прочитать книгу. После просмотра кинофильма, а затем самостоятельного прочтения художественное произведение прочно и длительно сохраняется в сознании учеников, что особенно важно явной нехватке учебного времени, необходимого полноценного и всестороннего анализа.
Основная же проблема для педагога, желающего воспользоваться данной формой работы, - органичное вкрапление видеоматериала в целостную структуру урока литературы. Любой видеоматериал должен иметь конкретное диагностическое назначение, соответствовать определённому этапу обучения, создавать условия для решения комплексных образовательных, воспитательных и развивающих целей.