Формирование навыков чтения нот с листа на уроках ОКФ.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №8» Приволжского района г.Казани
Открытый урок
Концертмейстера ДМШ №8 Аухадеевой Альбины Николаевны Тема: «Формирование навыков чтения нот с листа на уроках ОКФ»
.
г.Казань 2015 год
Урок проведён с учащейся 2 класса хореографического отделения Булановой Валерией.
Использована вариативно-адаптированная программа по предмету «Общий курс фортепиано».
Все разделы, которые применены на занятии, помогают решить основные задачи.
Тема занятия:
«Формирование навыков чтения нот с листа на уроках ОКФ».
Цель занятия:
Развитие музыкального кругозора, активизация мышления, слуха, координации при чтении нот с листа.
Задачи:
образовательная - овладение учащимся теоретическими знаниями и практическими навыками;
развивающая - освоение нотной графики;
- развитие координации;
- развитие музыкального глазомера;
- развитие ритмических навыков;
- метроритмическая организация исполнения;
- приобретение навыков слухового контроля.
Тип занятия:
Урок закрепления и систематизации знаний и навыков.
Методы и технологии обучения:
- наглядные;
- вербальные;
- практические;
- эмоционально–познавательные;
- методы обобщения;
- игровые технологии;
- здоровье - сберегающие технологии.
Оснащение урока:
- музыкальный инструмент;
- нотный материал;
-учебные пособия;
-дидактический материал.
План занятия
I.Организационный этап.
а) приветствие, психологический настрой учащегося;
б) сообщение темы урока и его задач.
II. Основная часть.
1.Освоение музыкального алфавита
2. Упражнения на развитие координации
3. Освоение нотной графики
4. Ритмические упражнения
5. Развитие навыка «смотреть-слышать» вперед
6. Формирование навыка быстрого запоминания текста «фотографирование»
7.Ансамблевое музицированиеIII. Заключительная часть
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока). Домашнее задание.
Ход урока
II. Основная часть
Формирование навыков чтения нот с листа связано с последовательным решением целого комплекса практических и педагогических задач. При регулярных занятиях чтением с листа расширяется музыкальный кругозор учащегося, развивается музыкальный слух, мышление, облегчается задача организации пианистического аппарата, вырабатывается быстрая ориентировка на клавиатуре, развиваются сложные двигательные навыки, формируется база для аккомпаниаторской практики, игры в ансамбле.
С чего же начинается формирование навыков чтения нот с листа? Со знакомства с музыкальным алфавитом. Я использую в работе три круга музыкального алфавита:
- первый круг – это семь нотных последовательностей, расположенных по порядку, где каждая из семи нот может являться первой.
Проговариваем первый круг музыкального алфавита от заданных звуков.
-второй круг музыкального алфавита – это «терцовые» последовательности, где также каждая из нот может быть первой.
Проговариваем второй круг музыкального алфавита от заданных звуков.
- Сегодня мы с тобой познакомимся с третьим кругом музыкального алфавита – это «квартовые» последовательности.
Вопрос ученику: скажи, что такое «кварта»?
Ответ: кварта – это интервал шириной в четыре ступени.
- Сейчас ты будешь играть и называть ноты, шагая через этот интервал от клавиши «до» первой октавы, пока не доберешься до «до» четвертой октавы. А затем, вернешься в обратном порядке, продолжая называть каждую сыгранную клавишу.
Ученик играет и проговаривает третий круг музыкального алфавита.
- У меня есть карточка, в которой написаны все варианты третьего круга, дома ты продолжишь изучать его по ней.
Действия, связанные с моторикой, являются наиболее элементарным звеном формирования навыков чтения нот с листа. Формирование такой ориентировки, развитие зрительного представления фортепианной клавиатуры, начинается в процессе изучения гамм и упражнений. Гамму разучиваем приёмом non legato в одну октаву, и затем играем разными штрихами, не глядя на руки. Лучше всего выбрать гамму с использованием чёрных клавиш такие как: ре, ля, ми, си мажор, а позже минорные: до, соль, ре. Именно черные клавиши будут служить надёжным ориентиром для пальцев, которые лишаются поддержки зрения.
Ученику предлагается сыграть любую из названных гамм штрихами non legato и staccato. При этом стараемся сконцентрировать все его внимание на звучании и артикуляции.
С самых первых уроков идет освоение нотной графики с изучением двух ключей одновременно, причем пронумеровываем каждую линейку и в скрипичном и в басовом ключе цифрами 1,2,3,4 и 5. Дополнительная линейка ноты «до» первой октавы получила номер ноль. Вопреки традиции, линейки басового ключа считаются сверху вниз.
- Найди и сыграй клавишу, которая пишется на четвертой линейке в скрипичном ключе; на первой линейке в басовом ключе; нулевая линейка правой рукой, между пятой и четвертой в басовом ключе левой рукой одновременно.
- А теперь сыграй клавишу фа второй октавы и скажи, на какой линейке она пишется; клавишу ми малой октавы и назови ее месторасположение на нотном стане.
Игра по нотам представляет для ребенка новые трудности. Целесообразно свести круг проблем до минимума. Игра на начальном этапе одним пальцем позволяет сконцентрировать внимание на правильном извлечении звука, пьесы не должны быть сложными, играть ребенок должен, глядя в ноты.
- Сейчас мы с тобой будем играть упражнение «Следопыт» стр.8 №13 (из учебного пособия «В музыку с радостью» О.Геталовой и И.Визной.) И если на прошлых уроках ты «шел по следу» либо в скрипичном, либо в басовом ключе, то сегодня мы возьмем упражнения с использованием двух ключей одновременно.
Вопрос: с какой ноты ты начнешь игру?
Ответ: с ноты до.
- Твоя задача, смотреть в ноты, определять, куда и как движется мелодия: скачкообразно, поступенным движением вверх или вниз.
Известно, что метроритмические навыки развиваются у детей гораздо быстрее и легче, чем навыки звуковысотности, поэтому некоторые педагоги не уделяют метроритмическому воспитанию достаточного внимания.
Для того чтобы учащимся было легко ориентироваться в ритме, не создавались ритмические трудности при чтении нот с листа, целесообразно применять специальные ритмические упражнения, вычленяя и отдельно прорабатывая соотношения различных ритмических фигур.
В начальном этапе обучения достаточно двух ритмических фигур (половина и две четверти, или четверть и две восьмые).
Вопрос: если я буду шагать четвертными длительностями, а ты восьмыми, во сколько раз быстрее ты должен двигаться?
Ответ: в два раза.
- Давай прошагаем ты восьмыми, а я четвертными.
- а теперь поменяемся, я восьмыми, а ты четвертными.
Вопрос: на прошлом уроке мы с тобой пели песенку «Наш котёнок» стр. 38 № 86 со словами. Какие длительности здесь встречаются?
Ответ: четвертные и половинные.
- Ты обратил внимание, что слова помогают тебе почувствовать ритмический рисунок этой попевки? Простучи ритм, проговаривая ритмослоги.
- А сейчас разберем русскую народную песню «Каравай» стр.32 №72
Вопрос: какой размер у песни?
Ответ: 4/4
Вопрос: посмотри внимательно на первый такт, что ты о нем можешь сказать?
Ответ: в нем две доли вместо четырех, значит это затакт.
Вопрос: ты помнишь, что такое затакт?
Ответ:
В пьесе такт когда-то жил, Позади всей пьесы встало.
Самым первым тактом был, А конец того же такта
Но случилось с ним несчастье – Влез в начало, стал затактом.
Разорвался на две части. Потому теперь и счет
Такта этого начало, В нем ведут наоборот.
- Я сыграю аккомпанемент, а ты прохлопай ритм мелодии:
Начинать непосредственно чтение произведений с листа в начале обучения целесообразно с облегченной задачи – с прочтения мелодии (воспроизведение хлопками, голосом и т.п.). Возможно, также использовать специальные упражнения:
Преподаватель играет пьесу («Краковяк» стр.49 №101), а ученик проговаривает вслух ноты:
Преподаватель начинает играть фразу, ученик продолжает ее, называя вслух ноты, но сохраняя непрерывность движения («Осенняя песенка» стр.37 №80)
Таким образом, вырабатывается умение внимательно следить по нотам и «смотреть-слышать» вперёд.
Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия текста, не маловажную роль играет так называемое фотографирование.
Ученику показывают отрезок текста (мотив, фраза, предложение на примере «Серенькая кошечка» стр.22 №46), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании и сыграть. В момент исполнения ученик читает и запоминает уже следующий фрагмент.
Очень полезно на всех этапах обучения использовать ансамблевые формы музицирования. Такая игра приобщает ученика к сравнительно сложным звучаниям, которые недоступны ему в сольном исполнении, дисциплинирует волю, тренирует внимание, помогает ощутить метроритмическое движение музыки.
- Сейчас мы с тобой будем читать с листа ансамбль под названием «Игрушечный медвежонок» стр. 15 №33. Старайся смотреть вперед, слушать внимательно вторую партию, следить за ритмическим развитием пьесы.
III. Заключительная часть
Формирование навыка быстрого разбора и чтение нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкально-пианистическим развитием ребенка.
Наилучшие результаты навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения пианиста.
Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученика любовь к чтению с листа, самостоятельному музицированию.
Вопрос: что ты узнал на сегодняшнем уроке?
Ответ: третий круг музыкального алфавита, познакомились с новыми песенками.
Домашнее задание – повторять первый, второй и выучить третий круг музыкального алфавита, играть гаммы и читать с листа.
Оценка проделанной учащимся работы: достигнута ли цель урока (освоение навыков чтения с листа?) Лучше ли ты стал понимать, как надо работать дома?
Список литературы
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию [Текст] / Л.А.Баренбойм - М.: Советский композитор, 1973. - 270 с.
Беркман Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / Т.Л. Беркман - М.: Просвещение, 1977. - 104 с.
Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа впервые годы обучения пианиста [Текст] / Ф.Д. Брянская - М.: Музыка, 1971. - 56 с.
Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа [Текст] / Р.З. Верхолаз - М.: АПН РСФСР, 1960. - 45 с.
Камаева Т.Ю. Азартное сольфеджио [Текст] / Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев - М: ВЛАДОС, 2004. - 32 с.
Камаева Т.Ю. Чтение с листа на уроках фортепиано [Текст] / Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев - М.: Классика XXI , 2006. - 95 с.
Лерман М.О. О некоторых задачах обучения будущего пианиста [Текст] / М.О. Лерман //Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. - М.: Музыка, 1971. - С.68-76.
Смирнова Т.И. Методические рекомендации. Фортепиано.Интенсивный курс [Текст] / Т.И. Смирнова - М.: ЦСДК, 1994. - 55 с.
Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование вклассе баяна. [Текст] / Г.И. Шахов - М.: Музыка, 1996. - 189 с.
Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез. [Текст] / Т.Б. Юдовина-Гальперина - СПб. Союз художников
10. Геталова О.А., Визная И.В. «В музыку - с радостью»