ФОС по предмету Специальность и чтение нот с листа


УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
« Иглинская ДМШ имени М. Хисматуллина»
__________ Могунова Л .А.
«28» августа 2015 г.

ПОЛОЖЕНИЕ о фонде оценочных средств по предмету
Предметная область
ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА
«Рекомендована» «Утверждаю»
Методическим советом Директор МБУ ДО
«Иглинская ДМШ «Иглинская ДМШ
им. М.Хисматуллина» им. М.Хисматуллина.»(протокол от 08.2015 г. №_ ) ______Могунова Л.А.
приказ № от 08.2015
Выполнил преподаватель
по классу фортепиано Иглинской ДМШ
Хабирова Елена Насимовна
1 Общие положения.
1.1 Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру утверждения фондов оценочных средств (далее – ФОС) для контроля знаний учащихся по предметам, входящим в образовательные программы, реализуемые в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей « Иглинская ДМШ имени М. Хисматуллина»
1.2 Положение разработано на основании следующих документов:
-Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусства (далее – ФГТ).
1.3 ФОС по предмету является неотъемлемой частью нормативно- методического обеспечения системы оценки качества освоения учащимися дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ (далее – ДПОП) в области искусства и обеспечивает повышение качества образовательного процесса в Школе.
1.4 ФОС по предмету представляет собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения учащимися установленных результатов обучения.
1.5 ФОС по предмету используется при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
1.6 ФОС входит в состав учебно-методического комплекса предмета (далее – УМК).
1.7 Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми преподавателями, обеспечивающими реализацию образовательного процесса по соответствующим образовательным программам.
2 Цель и задачи создания ФОС
2.1 Целью создания ФОС учебного предмета является установление соответствия уровня подготовки учащегося на данном этапе обучения требованиям рабочей программы учебного предмета.
2.2 Задачи ФОС по предмету:
- контроль и управление процессом приобретения учащимися необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в ФГТ;
- контроль и управление достижением целей реализации основной образовательной программы (далее – ООП), определенных в виде набора общекультурных и предпрофессиональных компетенций учащихся;
- оценка достижений учащихся в процессе изучения дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий.
3 Формирование и утверждение ФОС
3.1 ФОС по предмету должен формироваться на ключевых принципах оценивания:
- валидности (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения);
- надежности (использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений);
- справедливости (разные учащиеся должны иметь равные возможности добиться успеха);
- своевременности (поддержание развивающей обратной связи); - эффективности (соответствие результатов деятельности поставленным задачам).
3.2 При формировании ФОС по предмету должно быть обеспечено его соответствие:
- ФГТ;
- ООП и учебному плану;
- программе учебного предмета;
- образовательным технологиям, используемым в преподавании данной дисциплины.
3.3 Назначение оценочного средства определяет его использование для измерения уровня достижений учащегося установленных результатов обучения по одной теме (разделу) и/или совокупности тем (разделов), предмету в целом.
3.4 Структурными элементами ФОС по дисциплине являются:
а) титульный лист (приложение А)
б) паспорт ФОС (приложение Б);
в) зачетно-экзаменационные материалы, содержащие комплект утвержденных по установленной форме экзаменационных билетов и/или вопросов, заданий для зачета и другие материалы;
г) фонд тестовых заданий, разрабатываемый в обязательном порядке по дисциплинам базовых частей всех циклов учебного плана;
3.5 По каждому оценочному средству в ФОС должны быть приведены критерии формирования оценок.
3.6 В состав ФОС в обязательном порядке должны входить оценочные средства, указанные в разделе 4 рабочей программы дисциплины «Содержание предмета».
Комплекты оценочных средств оформляются в соответствии с приложениями.
3.7 Разработка других оценочных средств и включение их в ФОС осуществляется по решению преподавателя, ведущего предмет.
3.8 ФОС разрабатывается по каждому предмету. Если в рамках реализации ФГТ по различным специальностям преподается одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию, то по ней создается единый ФОС. Целесообразность разработки единого ФОС по одноименной дисциплине для различных специальностей определяется решением отдела, обеспечивающего преподавание данного предмета.
3.9 ФОС формируется из оценочных средств, разработанных преподавателями Школы.
3.10 ФОС формируется на бумажном и электронном носителях и хранится в учебной части и у заведующего отделом, обеспечивающем преподавание данного предмета.
3.11 ФОС рассматривается и утверждается на заседании соответствующего отдела, обеспечивающего преподавание предмета.
3.12 Решение об актуализации, изменении, аннулировании, включении новых оценочных средств в ФОС принимается составителем и отражается в листе регистрации изменений в УМК.
4 Ответственность за формирование ФОС
4.1 Ответственным исполнителем за формирование ФОС является заведующий отделом, за которым закреплена данная дисциплина.
4.2 Непосредственный исполнитель формирования ФОС назначается заведующим отделом из числа преподавателей отдела. ФОС может разрабатываться и формироваться творческим коллективом в соавторстве.
4.3 Составитель оценочного средства несет ответственность за качество разработки, правильность составления и оформления оценочного средства.


Приложение А
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
« Иглинская ДМШ имени М. Хисматуллина»

Отдел специального фортепиано и чтения с листа

УТВЕРЖДЕН на заседании отдела «___»__________2015 г.
, протокол №_________
Заведующий отделом _________
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Предметная область
ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО.
ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТ
Выполнил :преподаватель по классу
специального фортепиано
Хабирова Елена Насимовна

Иглино 2015

Приложение Б (обязательное)
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине

Предметная область
ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА
Формы и методы контроля, система оценок
Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
Текущий контроль (оценка-анализ знаний и умений учащегося, проверкаосвоения материала по каждой изученной теме курса) проводится на уроке порезультатам выполнения домашнего задания и работы в классе в виде диалога
преподавателя с учащимся, совместного музицирования, либо в виде
публичного выступления. Формы: контрольный урок, технический зачет,
академический концерт, прослушивание по итогам четверти.
Промежуточный контроль (оценка результатов обучения за полугодие игод) - проводится в виде публичного выступления закрытого типа. Форма:
переводной экзамен, участие в отборочных прослушиваниях к конкурсам и
фестивалям.
Итоговый контроль (оценка результатов освоения программы) -
итоговая аттестация по окончании курса - проводится в виде публичного
исполнения программы закрытого типа. Форма: выпускной экзамен.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения предмета ученик
должен приобрести следующие знания:
o читать с листа и транспонировать музыкальные произведения разныхжанров и форм в соответствии с программой
o использовать музыкально- исполнительские средства выразительности,
o анализировать исполняемые произведения,
o владеть различными видами техники исполнительства,
o использовать художественно оправданные технические приемы,
o применять элементарные навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Формы:
1. Поурочные оценки за самостоятельную работу
2.Контрольные уроки
3.Технические зачеты
4.Академические концерты
Оценка уровня усвоения дисциплины отражается в индивидуальных планах
(личных карточках), где фиксируется профессиональный рост ученика за весь период обучения. Грамоты, дипломы конкурсов, сведения по концертной деятельности и др. также перечисляются в индивидуальных планах.
5.Прослушивания
6.Концертные выступления
7.Промежуточная аттестация
8.Итоговая аттестация
(выпускной экзамен)
Методы:
1.Обсуждение выступления
2.Выставление оценок
3.Награждение грамотами,
дипломами,
благодарственными письмами
Система оценок
Текущий, промежуточный и итоговый контроль предполагает
выставление оценки по результатам обучения. Учащиеся оцениваются
посредством 5-ти балльной системы.
Оценка должна отражать прежде всего качество исполнения, а не только
уровень произведения и способности учащегося.
Допустимо выставление поощрительной оценки за проявленнуюмузыкальность или за значительный, по сравнению с предыдущими
выступлениями рост.
При выставлении итоговой оценки на выпускном экзамене необходимо
учитывать стабильность работы учащегося за все годы обучения и уровень
произведения, соответствующий данным учащегося.
Критерии выставления оценок по специальности
«Отлично»- 5 баллов
Выступление может быть названо концертным, талантливость ученика
проявляется в увлеченности исполнением, артистизме, в своеобразии и
убедительности интерпретации.
Ученик владеет исполнительской техникой, богатством и разнообразием
звуковой палитры. В программе представлены произведения различных стилей
высокого уровня сложности.
«Хорошо» - 4 балла
Владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения.
Убедительная трактовка исполнения музыкальных произведений. Ученик
демонстрирует разнообразие звуковой палитры. Выступление осознанное, но с недостатками стилистического характера, отсутствием ритмическойустойчивости, погрешностями в артикуляции и штрихах.
«Удовлетворительно» - 3 балла
Однообразное исполнение, неточность штрихов и ритмического рисунка,
вялая динамика, неясная фразировка, ученик не владеет навыками педализации.
Исполнение нестабильно.
«Неудовлетворительно» - 2 балла
Отсутствие требуемого объема и уровня программы, отсутствие
необходимого минимума технических навыков.
График и содержание контроля успеваемости в 1-8 классах
Формы контроля

1четверть 2четверть 3четверть 4четверть
Академические
концерты
1 класс - 2
разнохарактерныхпроизведения, 2-7 класс-
полифония
и пьеса Технические зачеты
Контрольные уроки вклассеПереводной экзамен
Прослушивания
Итоговый экзамен
2-7 класс -
этюд, 1
диезная
гамма
1-8 класс -
пьесы,
читка слиста,
термины
8 класс - 2
произведения выпускнойпрограммы
1 класс - 2
гаммы - домажор, ля
минор, 2-7
класс-этюд,
1-2
бемольные
гаммы
8 класс - 3
произведения выпускнойпрограммы 1-8 класс -
читка с листа,
термины
1 класс -
полифония,
пьеса,
крупная
форма или
этюд, 2-7
класс-
полифония, крупная
форма, пьеса
8 класс -
полная
программа:
полифония,
крупная
форма, пьеса,
этюд.
8 класс-
полифония,
крупная
форма, пьеса,
этюд.
Зачетно-экзаменационные материалы
Примерные программы переводного экзамена
из подготовительного класса в первый класс
I
М.Крутицкий. «Зима»
Украинская народная песня «Ой, лопнул обруч»
Л.Шитте. Этюд C-dur (лига на пять пальцев).
II
Д.Тюрк. «Веселый Ганс»
А.Гедике. Ригодон
Л.Шитте. Этюд С-dur (на двойные ноты)
Требования к техническому зачету (гаммам) по классам
1 класс
1 мажорная гамма каждой рукой отдельно в 2 октавы;
аккорды - тонические трезвучия с обращениями каждой рукой отдельно,
подготовительные упражнения к арпеджио – во 2 полугодии.
2 класс
1 этюд;
гамма в 2-4 октавы;
аккорды - тонические трезвучия с обращениями по три звука, двумя руками;
короткие арпеджио по 4 звука и хроматическая гамма отдельно каждой рукой
или вместе.
3 класс
1 этюд;
гамма в 4 октавы двумя руками (гаммы с симметричной аппликатурой двумяруками в противоположном движении);
аккорды - тонические трезвучия с обращениями по три звука;
короткие арпеджио - тонические трезвучия с обращениями по четыре звука;
хроматическая гамма – все двумя руками; длинные арпеджио отдельными
руками.
4 класс
1 этюд;
гамма в 4 октавы двумя руками в прямом и противоположном движении;
аккорды по три звука;
арпеджио короткие и длинные на 4 октавы двумя руками;
хроматическая гамма двумя руками.
5 класс
1 этюд;
гамма в 4 октавы двумя руками вместе в прямом и противоположном движении,
в терцию и дециму;
аккорды;
арпеджио короткие ломаные (по возможности) и длинные с обращениями;
хроматическая гамма в прямом движении.
6 класс
1 этюд;
гамма в прямом и противоположном движении, в терцию и дециму;
аккорды;
арпеджио короткие, ломаные, длинные – с обращениями;
хроматическая гамма в прямом движении;
доминантсептаккорд в основном виде.
Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону
усложнения в зависимости от индивидуальных возможностей ученика.
Работая над гаммами, педагог должен сосредоточиться на выработке у
ученика точных, активных пальцев, гибкости запястья, ведущих ощущений вкрупных частях рук - плече и предплечье, интонационной объединенности и
красоты звучания. Темпы индивидуальные, в зависимости от возможностей
учащегося.
7 класс
1 этюд;
гамма в прямом и противоположном движении, в терцию и дециму;
аккорды;
арпеджио короткие, ломанные, длинные – с обращениями;
хроматическая гамма в прямом движении;
доминантсептаккорд и уменьшенный вводный в основном виде.
8-9 классы
Технический зачет проводится для профессионально ориентированныхучащихся в объеме требований вступительного экзамена конкретного среднего специального музыкального учебного заведения.
Репертуарные комплексы, рекомендуемые для исполнения учащимися
на академических зачетах в течение года
1 класс
I
Л. Моцарт. Менуэт g-mollЛ. Филипп. Колыбельная
II
Ф. Корелли Сарабанда c-mollС. Майкапар. Вальс
2 класс
I
И.С. Бах. Маленькая прелюдия C-DurА. Гедике. Танец
II
И. С. Бах. Менуэт G-DurМ. И. Глинка. Полька d-moll3 класс
I
Ф.-Э. Бах. Полонез g-mollП. И. Чайковский. «Болезнь куклы»
II
И. С. Бах. Маленькая прелюдия g-mollР. Шуман. «Солдатский марш»
4 класс
I
И. С. Бах. Двухголосная инвенция C-DurЭ. Григ. Поэтическая картинка
II
И. С. Бах. Маленькая прелюдия e-mollМ. Калинников. «Грустная песенка»
5 класс
I
И. С. Бах. Ария из Французской сюиты c-mollА. Хачатурян. «Музыкальная картина»
II
И. С. Бах. Двухголосная инвенция a-mollА. С. Даргомыжский. «Табакерочный вальс»
6 класс
I И. С. Бах. Аллеманда из Французской сюиты h-mollЯ. Сибелиус. Колыбельная
II
И. С. Бах. Двухголосная инвенция F – DurК. Дебюсси. «Маленький негритёнок»
III
И. С. Бах. Аллеманда из Французской сюиты Es – DurИ. Брамс. Вальс
IV
И. С. Бах. Трёхголосная инвенция E – DurЭ. Григ. «Танец из Йольстера»
Программы переводных экзаменов на конец учебного года
1 класс
I
Л.Моцарт. Бурре e-mollИ.Иорданский. «Охота за бабочкой»
Н.Голубовская. Этюд
II
Я.Сен-Люк. Бурре G-durИ.Беркович. Вариации на тему «Во саду ли, в огороде».
Д.Штейбельт. Адажио
2 класс
I
И.С.Бах. Менуэт d-mollА.Гедике. Сонатина C-durБ.Дварионас. Прелюдия
II
И.С.Бах. Маленькая прелюдия C-dur №2
Л.Бетховен. Сонатина G-dur 1 часть
П.Чайковский. «Старинная французская песенка»
3 класс
I
И.С.Бах. Менуэт-трио g-mollИ.Бенда. Сонатина. a-moll 1 часть
Д. Кабалевский. «Медленный вальс»
II
И.С.Бах. Маленькая прелюдия d-moll (2-ая тетрадь)
Л.Бетховен. Сонатина F-dur 1 часть
Р.Шуман. «Веселый крестьянин»
4 класс
I
Д.Циполи. Фугетта e-mollФ.Кулау. Сонатина C-dur 1 часть (соч.55 №1).
П.Чайковский. «Немецкая песенка»
II
И.С.Бах. Маленькая прелюдия С-dur №1 (2-ая тетрадь)
Л.Бетховен. Соната №20. 2 часть (Рондо).
Э.Григ. Ариетта
5 класс
I
А.Диабелли. Сонатина соч.168 №3 C-durГ.Гендель. Сарабанда с вариациями d-mollГ.Пахульский. Прелюд
II
И.С.Бах. Инвенция a-moll (двухголосная)
Л.Бетховен. Соната №20 1 часть
А.Бабаджанян. «Мелодия»
6 класс
I
И.С.Бах. Сарабанда из Французской сюиты h-mollК.Вебер. Сонатина C-durА.Гладковский . «Паяц»
II
И.С.Бах- Д.Кабалевский. Органная прелюдия и фуга d-mollИ.Гайдн. Соната- партита C-durЭ. Григ. «Поэтическая картинка» №1
7 класс
I
И.С.Бах. Аллеманда из Французской сюиты C-durЯ.Ванхаль. Сонатина A-durЭ.Григ. «Смирение»
II
И.С.Бах. Инвенция E-dur (трёхголосная).
Л.Бетховен. Соната №19 ч.1
Ф.Мендельсон. «Песня венецианского гондольера» соч. 30 №6 fis-moll8 класс
I
И.С.Бах. Инвенция c-moll (трёхголосная).
М.Глинка. Вариации на тему « Среди долины ровныя»
Р.Глиэр. «Мелодия»
А.Лешгорн. соч.66 Этюд № 24
II
И.С.Бах. ХТК т.1. Прелюдия и фуга d-moll.
Л.Бетховен. Соната №5 ч.1 c-mollФ.Шопен Ноктюрн cis-moll.
М.Мошковский. соч.72 Этюд №6
Чтение с листа
Требования зачету по чтению нот с листа по классам.
Уметь быстро ориентироваться в тексте для цельного охвата всего музыкального произведения. Грамотно прочитать нотный текст. Умение правильно донести характер и содержание музыкального произведения, видеть текст на 1-2 такта вперед.
Примерный список произведений:
1-2 классы
Лемуан А. Этюд Русская народная песня КоровушкаРусская народная песня Зеленейся, зеленейся Калинников В. КисонькаКиселев Ф. Железный дровосекТюрк Д. Аллегретто3-4 классыМоцарт Л. ВолынкаГребенников П. ЗорькаТюрк Д. ПьесаБах И. С. Волынка5 классСеливанов Г. КараванЧайковский П. Мыши из балета «Щелкунчик»Гайдн Й. Скерцо6 классКоровицин В. Элегия,Т. Симонова Муравей и дождикМайкапар С. Бирюльки (выборочно)7-8 классыЛепин А. Кот и лисаМендельсон Ф. Песни без слов (выборочно)Чайковский Времена года (выборочно)Н Симонова Вальсы (выборочно)