Методическая разработка Навыки чтения нот с листа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №8» г. Иркутска
Методическая разработка
«Формирование и развитие навыков чтения нот с листа»
(для учащихся 1 – 3 класса фортепианного отделения ДМШ)
Аюпова Е. А.,
Преподаватель фортепиано
Иркутск 2016г.
Пояснительная записка
«Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Стала очевидной возрастающая роль развивающих моделей обучения, способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению в системе ДМШ и ДШИ. Путь повышения качества музыкального образования – интенсификация обучения за счет внедрения новых методов, переосмысления целей и содержания образования». ( «Музицирование», вариативная программа для учащихся фортепианных отделений, 2008, Москва).
Для интенсивного развития музыкального слуха и мышления, выявления и развития творческих задатков учащихся, в современное комплексное музыкальное воспитание детей, включен такой предмет, как чтение с листа, который является важной составляющей обучению музицирования. Это способствует росту у детей художественной фантазии, формирования хорошего вкуса, понимания, вовлечение в процесс живого общения с музыкой. Такие учащиеся легче адаптируются в среде сверстников, выделяются своими умениями в среде одноклассников в общеобразовательной школе, и являются, по сути, пропагандистами музыкального образования. Таким образом, главной задачей программы является овладение навыками игры на музыкальном инструменте, а целью данной программы становится практическое применение полученных навыков музицирования в жизни учащегося, как во время обучения, так и после окончания школы.
Владение навыками чтения нот с листа способствует развитию интереса к домашнему музицированию, обеспечивает широкую «начитанность» в разных стилях фортепианной музыки, расширяет музыкальный кругозор учащихся, способствует развитию слуховых представлений, воспитывает чувство ритма, активного внимания, моторной приспособляемости, быстрому и грамотному разбору текста. В дальнейшем обучении эти навыки активно применяются и на таких предметах, как аккомпанемент и игра в ансамбле.
Для формирования навыка чтения нот с листа, умения легко ориентироваться в нотном тексте, необходимы специальные знания по определенной технологии. Способность к чтению нот с листа поддаётся развитию точно так же, как поддается развитию умение просто читать, складывать буквы в слова, а слова в предложения.
В результате методически грамотно проведенной работы по формированию навыков чтения нот с листа, учащийся должен овладеть рядом практических действий:
Свободно, без поддержки зрением ориентироваться на клавиатуре;
Воспринимать нотную графику по горизонтали и вертикали комплексами (скорочтение);
Знать аппликатурные закономерности в различных типах фактуры и уметь выбирать оптимальный аппликатурный вариант;
Ориентироваться в музыкальной речи (строение фраз, каденции, формы);
Владеть навыками предварительного анализа, включающего определения тональности, лада, размера, характерных особенностей фактуры, ритмического рисунка, особенностей звуковысотной организации мелодии, жанровых особенностей.
Чтением нот с листа по данной программе учащиеся занимаются с 1 по 3 класс по 1 академическому часу в неделю. Форма поведения – урок (возможно на фортепиано или на синтезаторе).
Методические рекомендации
Методические рекомендации по формированию и развитию навыка чтения нот с листа исходят из следующих принципов:
- облегчить работу ребенка и использовать дидактический прием «расчленение задачи», в частности начинать с прочтения одной лишь ритмической записи;
- обучать чтению нот с листа целостными фактурами (начиная с мелодических оборотов, интервалов, созвучий и заканчивая аккордами), а не отдельными нотами.
- научить играть ребенка «вслепую» или почти «вслепую», почти не глядя на руки.
- научить ребёнка предварительному прочтению (простейшему анализу нотного текста глазами до его передачи на инструменте).
С психологической точки зрения, развитый навык игры с листа представляет собой сложную высокоорганизованную систему, основанную на теснейшем синтезе зрения, слуха и моторики. Действие этой системы осуществляется при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции, творческого воображения исполнителя.
Навык чтения с листа складывается из нескольких моментов.
Восприятие нотного текста:
- ускоренное («графическое») чтение;
- структурно-смысловая логика (восприятие по горизонтали и по вертикали);
- метроритмические и звуковысотные (внутренний слух) ощущения;
- зрительная память, развитие навыка чтения с листа на один такт вперед.
Воспроизведение нотного текста:
- мгновенная двигательная реакция;
- ориентировка рук и пальцев на клавиатуре («слепой» метод игры);
- аппликатурная техника: аппликатурная реакция на горизонтальные (гаммообразные) и вертикальные (интервалы и аккорды) комплексы.
3. Способность предвосхищать, предугадывать развертывание музыкального текста:
- структура текста (чем проще текст, тем легче предугадать его продолжение);
- музыкально-исполнительский опыт учащегося.
Установка на неожиданное, психологическая и физическая готовность к внезапным изменениям (ритмическим, фактурным, регистровым, ладотональным, и т.д.) в развитии текста.
Упрощение нотного текста.
Как правило, элементы, составляющие навык чтения с листа, развиты неодинаково, что обусловлено индивидуальными особенностями ребенка. Однако гибкость и пластичность человеческой психики обеспечивают функциональной системе возможность саморегуляции, при которой недостаточно развитые элементы компенсируются за счет других.
Одним из важных моментов в овладении навыком чтения с листа является ежедневная практика в домашней работе (10-15 минут). Здесь следует обратить внимание на формирование собранности, навыков концентрации внимания и непрерывности.
Процесс чтения ребенком нотной записи необходимо разделить на стадии, не принимаясь сразу же за высотную и за временную стороны нотного письма. Начинать чтение следует именно с ритмики, а не с звуковысотной линии, так как не овладев на практике прочтением некоторых ритмических формул, ребенок не научиться читать нотный текст, а будет лишь разбирать отдельные звуковысотные обозначения. Если словесный текст, прочитанный даже по слогам, не теряет смысл, то музыкальный, чтобы быть понятным обязательно должен быть прочитан в своей временной организации, в своей метроритмической упорядоченности.
Работа по развитию метроритмического чувства начинается с первых же занятий. На каждом уроке ученику предлагается серия упражнений, ритмическая сложность которых опережает мелодическую. Цель – выработать чувство внутренней ритмической пульсации, познакомить с ритмическими формулами.
Восьмые и четвертная – исходное соотношение длительностей, их сочетание в двухдольном размере ( две восьмые, четверть; четверть, две восьмые, четыре восьмых; две четверти) – должны быть в первую очередь освоены учеником как временные протяженности, как формулы стереотипы, которые легко прочесть, а не как арифметически высчитываемые категории.
На материале 2-4 песен и детского стишка ясно выраженной ритмикой восьмых и четвертей ребенок учится записывать и читать простейшие временные соотношения. Нет необходимости на этом этапе давать объяснения, почему одни восьмые и тому подобное, достаточно просто сказать, что есть длинные звуки – четверти, короткие – восьмые.
При освоении ритма хорошо использовать систему ритмослогов. Создаются ритмические стереотипы, значительно облегчающие дальнейшее прочтение ритмической записи без всякого счета.
Звуковысотную запись целесообразно осваивать не механически, а в опоре на звуковысотный слух (а также на логические суждения). Звуковысотный слух и нотация взаимосвязаны: слуховой анализ помогает понять суть нотной записи, а нотная запись способствует развитию слуха и формированию слуховых представлений.
Начинать вводить нотацию можно с двух линеек, записывая на них простейшие песенки. Такая упрощенная на первых занятиях нотация, позволяет ребенку с легкостью усвоить две важнейшие стороны звуковысотной записи: система звуковысотных знаков указывает на направление мелодии (выше или ниже), а не на их абсолютную высоту.
Дальнейшая задача – научить ребенка видеть не отдельные ноты, а воспринимать нотный текст «графически», видеть общий рисунок движения нот в их взаимодействии.
Здесь, как всегда, помогут подготовительные упражнения. Это прежде всего «Следопыт», «Бусы». Записывается нота соль или ре и ноты вверх от неё или вниз. Ребёнок играет, смотря на запись. Зрительно она напоминает нитку бусинок. Закрепляются понятия «движение вниз», «движение вверх», «повторяющаяся нота».
Упражнение «Следопыт» развивает умение по графическому изображению определить изменение высоты звука, характер этого изменения (скачком или поступенно), приучает играть глядя в ноты, а не на руки. «Рука словно «следопыт» идет точно по следу».
Далее можно переходить к несложным мелодиям, песенкам из предлагаемых сборников.
Ключи вводятся, когда учеником освоены предыдущие навыки. Необходимо, в течение некоторого времени, строго придерживаться следующего правила: если ученик играет по нотам на двух нотных станах – партия правой руки обязательно записывается в скрипичном ключе, а партия левой – в басовом. (Это требует соответствующего подбора пьес).
Осознание смысла нотной графики и обучение умению читать ноты должны составлять единый процесс: ученику следует сразу же и систематически тренироваться в чтении того, с чем он познакомился в нотной записи.
Нарушение этого единства ведет к формированию неправильных связей между зрительной, слуховой и двигательной сферами, вырабатывается вредная привычка разбирать ноты, спотыкаясь и останавливаясь на каждом шагу.
Ещё одно из важнейших требований, предъявляемых для чтения нот с листа: процесс чтения должен проходить в определенной метрической упорядоченности, темп может быть медленным или средним, но метроритмика не должна быть нарушена.
При подборе нотного материала для чтения с листа необходимо учитывать что, в I классе нотный текст, на котором формируется навык чтения с листа, одновременно является и основой для общего пианистического развития ученика. Пьесы, предназначенные для чтения нот с листа, используются и для выработки элементарных исполнительских навыков.
В последующие годы обучения (2-3 классы) возникает необходимость в более дифференцированном материале. Текст, предназначенный для чтения нот с листа в начальных классах, имеет свои специфические особенности. Ведущим элементом в нем является фактура, тип фортепианного изложения.
При чтении аккордов важно развивать зрительное восприятие дистанции между нотами. Глаз ученика приучается видеть расстояние между крайними звуками аккорда, а также между соседними звуками, видеть терцию, квинту, трезвучие и т.д. большое значение имеет анализ текста: определение тональности, направления мелодии, характера сопровождения, штрихов, нюансов. Аналитический подход также способствует установлению ассоциативных связей нотного текста с клавишами инструмента.
Очень важно развивать у ученика умение смотреть вперед, схватывая глазами хотя бы следующие 1-2 такта, умение играть не глядя на клавиатуру. Этот навык тесно связан с правилами аппликатуры, которые напрямую зависят от технических формул, заложенных в гаммах, арпеджио, аккордах и других видах техники.
Принципы использования определенной аппликатуры очень важны для осязательной ориентировки рук, формирования руки профессионала. Ряд упражнений можно построить на основе типичных этюдных формул (этюды Черни-Гермера). Формулы позиционной игры необходимо использовать в сочетании с формулами интервально- аккордовых построений.
Очень полезным видом работы в обучении чтению нот с листа является ансамблевая игра.
На определяющую роль предугадывания в процессе игры с листа указывал И.Гофман: «Чтение с листа в значительной степени сводится к предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав свое чтение книг». По мере расширения исполнительского опыта, приобретения навыков импровизации, подбора по слуху, в сознании ребенка накапливается сумма встречающихся элементов музыкальной речи (типы мелодического движения, ладовые структуры, наиболее часто встречающиеся ритмические обороты, принципы связи аккордов между собой, типы фактур, элементы жанровой типизации). На основе многократного повторения сходных явлений мозг отмечает и обобщает их типичные связи и отношения.
В приложении к программе дается несколько музыкально-дидактических игр, которые развивают творческие способности учащегося (в частности, гармонический и мелодический слух). На основе этих игр вырабатывается способность к предвидению (предслышанию), музыкальная интуиция. Предложенные музыкальные задания можно проводить с учениками различного возраста, как на фортепиано, так и на синтезаторе.
Навык чтения с листа упрощенного нотного текста можно воспитывать. Для этого, прежде всего, необходимо развивать чувство дифференцированного подхода к нотному тексту. Ученик должен выделить в нем главное и второстепенное. В выработке этого навыка большую пользу оказывает систематически проводимый анализ фактуры произведения. Ученик должен уметь определять в данном тексте мелодию, подголоски, аккомпанемент и его составные элементы – сначала в сочинениях, которые он играет, затем (без игры) по одному только нотному рисунку в пьесах, аналогичных тем, что входят в его репертуар. Далее ученику предлагается исполнить тот или иной элемент фактуры. Для этого выбирается произведение со сложной фактурой (классом не выше, в котором учится учащийся), и исполняется, например, мелодия в требуемом характере, с указанной артикуляцией. Рабочий принцип здесь таков: чем проще задача в одной отношении, тем она вправе быть сложнее в другом. Например, при сложном ритмическом рисунке – спокойный темп, при сложной фактуре – простой ритм и т.п. Существует несколько типов упрощения, оптимальные варианты которых легко найдутся в процессе работы над произведением (игра крайних голосов с пропуском средних, исполнение в партии правой руки одних первых долей такта, минуя все остальные, соединение звуков (в «альбертиевых» басах) в единый аккорд).
И, как напутствие всем начинающим музыкантам, звучит знаменитый афоризм Иосифа Гофмана – «Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать».
приложение
Репертуарные списки
1 класс
Пианистическая азбука «От печки», сост. Е.П.Реутова, Новосибирск, 2002
Пьесы стр.11 - 69
Сб-к «Ступеньки юного пианиста». Пособие для начинающих игре на фортепиано.,
г. Новосибирск. ОКАРИНА., 2007 г.
Стр. 5 – 20
Русская народная песня «Андрей-воробей»
Польская народная песня «Два кота»
Детские песенки «Фасоль», «Лошадка»
Русские народные песни «Василёк», «Как под горкой», «Петушок», «Совушка»,
«Во саду ли», «Две тетери»
Т. Попатенко «По грибы»
А. Березняк «Кот-царапка»
А. Филиппенко «Цыплята»
Г. Эрнесакс «Едет, едет паровоз»
А. Березняк «Ёжик»
Н. Потоловский «Охотник и зайка»
М.Красев «На льду»
А. Березняк «Я гуляю», «Белка», «Качи», «Самолёт», «Паровоз», «Ручеёк», «Едет воз»
Детская песенка «Зайчик»
М.Красев «Ёлочка»
Г. Портнов «Ухти-тухти»
В. Игнатьев «Ехали медведи»
Украинская народная песня «Гости», «Дедушка и внучка»
Сб-к «Пора играть, малыш». Учебно-методическое пособие. Для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ., сост. С. Барсукова, изд-во «Феникс», г. Ростов-на Дону, 2007
стр. 25-75
Русские народные песни в обработке С. Барсуковой
«Дождик», «Путаница», «Козочка», «Колыбельная», «Чики-чикалочки», «Я лесочком пошел», «Хоровод», «Заинька», «Курочка-рябушечка», «Калачи», «Комарочек», «Котя», «Бабушкин козлик»
Латышская народная песня «Петушок» обр. С. Барсуковой
Польская народная песня «Козочка» обр. С. Барсуковой
Немецкая народная попевка «Гармошка» обр. С. Барсуковой
Немецкие народные песни «Маленькая мышка», «Мы с тобой» обр. С. Барсуковой
Словацкие народные песни «Голубок», «Колыбельная» обр. С. Барсуковой
Болгарские народные песни «Маковые плюшки», «Котелок», «Ёжик и лиса», «Лягушка», обр. С. Барсуковой
Чешские народные песни «Кисель», «Кукушка», «Спи, Яничек», «Мой конек», обр. С. Барсуковой
С.Барсукова «Часы», «Сон», «Снег», «Чистюли», «Солнышко», «Музыканты», «Карандаш», «Плясуны», «Танец», «Зарядка», «Догони», «Музыка», «Дождик», «Стрекоза», «Вальсик», «Ночь», «Попляшем», «Колокольчик», «Колыбельная»
Сб-к пьес для фортепиано. 1-2 класс., вып.3.,учебно-методическое пособие,
сост. С.А. Барсукова, изд-во Ростов-на Дону «Феникс», 2002.
Л. Бирнов «Хоровод» стр.4
Словацкая народная песня стр.5
Чешская народная песня стр.6
Русская народная песня « На горе- то калина» стр.6
Русская народная песня «Яблоко» стр.7
М.Красев «Баю-бай» стр.7
Русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я» стр.8
Русская народная песня «А Ерёма жил на горе» стр.8
Литовская народная песня «Матушка моя» обр. К.Сорокина стр. 9
Русская народная песня «На улице дождик» обр. Э.Бабасяна стр. 10
С.Сароян «Дудочка» стр.13
А.Николаев «Первый урок» стр.13
Сб-к для начинающих «Первые шаги», сост. С.И.Голованова, ч.1, изд.2-е,
Изд-во Крипто-логос, Москва,2002
А.Березняк «Ручеек», «Самолет», стр.6-7
И. Соколова «Котик и козлик» стр.9
В.Благ «Танец» стр.11
Русская народная песня «Не летай, соловей» стр.11
Чешские народные песни «Три синички» стр.12, «Вышивание» стр.15
Снежок на горе стр.15
Австрийская народная песня «Насмешливая кукушка» стр.27
А.Степанов Лакомка стр.35
Азбука игры на фортепиано, учебно-методическое пособие для ДМШ, для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ, изд.-е 9-е,
изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007
Итальянская народная песня «Нина» обр. С.Барсуковой, стр.53
Греческая народная песня «Колечко» обр. С.Барсуковой, стр.55
Н.Мордасов Первый вальсик стр.56
Н.Мордасов Второй вальсик стр.57
Н.Мордасов Игривая пьеса стр.59
Н.Мордасов Маленький вальс стр.64
Немецкая народная песня «Колыбельная» обр. С.Барсуковой,стр.64
Чилийская народная песня обр. С.Барсуковой, стр.67
Мексиканская народная песня «Часы» обр. С.Барсуковой, стр.68
Немецкая народная песня «Толстяк» обр. С.Барсуковой, стр.68
Финская народная песня «Ромашка» обр. С.Барсуковой, стр.69
И.Королькова Вальс стр.72
И.Королькова Пастушья песенка стр.73
Украинская народная песня обр. И.Корольковой стр.73
П.Хил С днём рождения стр.74
Русская народная песня «Заинька» стр.99
Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия. Подготовительный класс. Учебно-методическое пособие/ автор-составитель Г.Г.Цыганова, издание 4-е, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2008
Пьесы стр. стр.3 - 40
Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия. 1 класс. Учебно-методическое пособие.,
издание 4-е, переработанное, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007
Н.Потоловский Дед Мороз, Считалочка стр.3
Гуси-лебеди обр.И.Корольковой, стр.5
И.Королькова Этюды стр.11
И.Королькова Разговор стр.12
И.С.Королькова Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Часть 1,2, Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2004
Прятки стр.5
Сон стр.7
Дразнилка стр.16
Разговор с папой стр.17
Музыканты стр. 19
2 класс
И.С.Королькова Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Часть 2. Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2004
Андрей-воробей стр.22
До-ре-ми стр.23
Сорока-ворона стр.24
Колыбельная стр.25
Динь-дон стр.26
Балалайка стр.27
Считалка стр.28
Помощница стр.29
За малиной стр.30
Часы стр.31
Русская народная песня «Ай, ду-ду» стр.32
Слониха на прогулке стр.33
Бабушкина сказка стр.35
Сб-к пьес для фортепиано. 1-2 класс., вып.3.,учебно-методическое пособие,
сост. С.А. Барсукова, изд-во Ростов-на Дону «Феникс», 2002
С.Сароян «Кукле» стр.14
К.Орф Две пьесы стр.18-19
Сб-к для начинающих «Первые шаги», сост. С.И.Голованова, ч.1, изд.2-е,
Изд-во Крипто-логос, Москва,2002
Русская народная песня «Калинка» стр.19
Словацкая народная песня «Тыном-таном» стр.24
Н.Любарский Курочка стр.25
Сб-к «Ступеньки юного пианиста». Пособие для начинающих игре на фортепиано., г. Новосибирск. ОКАРИНА, 2007 г.
Украинская народная песня «Дедушка и внучка» стр.20
В.Игнатьев «Тутушки-потутушки» стр.20
В. Игнатьев «Тутушки-потутушки» стр.20
Е. Гнесина «Осенняя песенка» стр.21
Словацкая народная песня «Маленькая Юлька» стр.21
Детская песенка «Лягушка» стр.22
Украинская народная песня «За огородом утки плывут» стр.22
Русская народная песня «Я на горку шла» стр.25
Чешская народная песня «Яничек» стр.31
Азбука игры на фортепиано, учебно-методическое пособие для ДМШ, для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ, изд.-е 9-е,
изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007
Немецкая народная песня «Кукушка» обр. С.Барсуковой, стр.75
Греческая народная песня «Продавец» обр. С.Барсуковой, стр.76
И. Королькова «Догонялки» стр.81-83, «Кукушка» стр.86
Эстонская народная песня обр. С.Барсуковой, стр.84
А.Сарауэр Воробьи стр.89
И.Шаум Пьеса стр.102
Две чешские народные песни обр. С.Барсуковой, стр.103
Русская народная песня «Ах вы, сени» стр.104
Словенская народная песня обр. И.Корольковой, стр.105
И.Королькова Слон, стр.105
А.Варламов «На заре», перелож. Г.Балаева, стр.112
В.А.Моцарт Колыбельная стр.113
Шотландская народная песня, перелож. Г.Балаева, стр.123
По Дону гуляет казак молодой, перелож. Н.Мордасова, стр.125
Русская народная песня «Чижик» перелож. Г.Балаева,стр.124
Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия. Подготовительный класс. Учебно-методическое пособие/ автор-составитель Г.Г.Цыганова, издание 4-е, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2008
Пьесы стр.42-45
Кот стр.46
Русская народная песня «Как на речке на Дунае» стр.47
Русская народная песня «Петушок-Петя» стр.47
Русская народная песня стр.48
Г.Цыганова Тапочки, Осень, Весна, Барабан, Сказочные частушки, стр.48-51
Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия. 1 класс. Учебно-методическое пособие.,
издание 4-е, переработанное, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007
О.Берндт Снежинки, стр.12
В.Витлин Храбрый кот стр.16
Е.Чернявская О чижике стр.18
Т.Салютринская Палочка-выручалочка стр.19
Ю.Слонов Веселая игра стр.21
Ю.Слонов Этюд стр.22
К.Акимов Кукла спит стр.22
И.Беркович Плясовая стр.26
В.Герчик Детская песенка стр.28
Н.Потоловский Песенка с вариациями стр.48
Весёлые нотки. Сборник пьес для фортепиано: Учебно-методическое пособие. 1 класс. Сост.С.Барсукова. – изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2005
С.Аллерм Вальс-мюзетт стр. 24
3 класс
Сб-к для начинающих «Первые шаги», сост. С.И.Голованова, ч.1, изд.2-е,
Изд-во Крипто-логос, Москва,2002
Детская песенка «Птичка» стр.36
Русская народная песня «Как под яблонькой» стр.43
Белорусская полька «Янка» стр.43
Сб-к «Ступеньки юного пианиста». Пособие для начинающих игре на фортепиано.,
г. Новосибирск. ОКАРИНА., 2007 г.
Украинская народная песня «Ой, лопнул обруч возле бочечки» стр.23
Французская народная песня «Кукушечка» стр.24
Русская народная песня «Во поле берёза» стр.25
Белорусский танец Полька-янка стр. 27
М.Качурбина Мишка с куклой стр.28
Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде» стр.44
Вариации на тему белорусской народной песни стр.45
Вариации на тему русской народной песни «Ах вы, сени» стр.47
Вариации на тему русской народной песни «Я на горку шла» стр.50
Вариации на тему песни В.Калинникова «Тень-тень» стр.52
К.Орф Детское рондо стр.54
И.С.Королькова Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Часть 2. Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002
Молдавская народная песня стр.48
Белорусская народная песня стр.49
Шотландская народная песня стр.50
Украинский народный танец стр.51
Русская народная песня стр.52
Сб-к пьес для фортепиано. 1-2 класс., вып.3.,учебно-методическое пособие, сост. С.А. Барсукова, изд-во Ростов-на Дону «Феникс», 2002
Ч.Нурымов Грустная песенка стр.15
Д.Тюрк Баюшки-баю стр.29
Азбука игры на фортепиано, учебно-методическое пособие для ДМШ, для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ, изд.-е 9-е,
изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007
Немецкая народная песня «Хохлатка» обр. С.Барсуковой, стр.79
В.А.Моцарт «А в яблочке румяном» обр. С.Барсуковой, стр.80
Х.Родригес Кумпарсита, перелож. Г.Балаева, стр.110
Т.Хренников Колыбельная Светланы, прелож. И.Корольковой, стр.111
В.Соловьев-Седой Подмосковные вечера перелож. Г.Балаева, стр.116
Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия. Подготовительный класс. Учебно-методическое пособие/ автор-составитель Г.Г.Цыганова, издание 4-е, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2008
Русская народная песня «А мы землю наняли» стр.52
Русская народная песня «Бедный птенчик» стр. 52
Польская народная песня «Чайка» стр.53
Эстонская народная песня стр.54
Г.Цыганова Полька стр.55
Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия. 1 класс. Учебно-методическое пособие. Изд.4-е, переработанное, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007
Ю.Абелян Каравай стр.14
А.Филиппенко По малину в сад пойдем, стр.14
В.Витлин Мышка-глупышка, стр.15
А.Иванников Маша кошку одевала, стр.15
Украинская народная песня «Метелица» обр. И.Корольковой стр.24
Д.Львов-Компанеец Веселая песенка стр.29
Н.Мясковский Беззаботная песенка стр.30
Старинная французская песня стр.32
А.Гедике Веселая песня стр.37
И.Беркович Вальс стр.61
В.Волков Вальс стр.66
Весёлые нотки. Сборник пьес для фортепиано: Учебно-методическое пособие. 1 класс. Сост.С.Барсукова. – изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2005
Ж.Аллерм Мелодия стр.35