Методическая работа Чтение нот с листа как навык
муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств городского округа Эгвекинот»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Директор МАОУ ДО «ДШИ ГО ЭГВЕКИНОТ»
Преподаватель по классу фортепиано
БЕРЕЖНАЯ ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
п.Эгвекинот
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Учить чтению нотного текста – значит,
прежде всего, всесторонне развивать
ученика как музыканта»
М.Э.Фейгин
В современной фортепианной педагогике все больше возрастает потребность в интенсивном обучении чтению с листа. Увеличивается поток информации, растет интенсивность самого процесса обучения. Стал более доступен обширный фортепианный репертуар, охватывающий различные эпохи, стили, жанры. Умение читать с листа рассматривается, в основном, как особое природное дарование, или как результат длительной практики, приобретенной на профессиональной работе. Часто, сомневаясь, педагог все же видит несомненную пользу от чтения с листа. Как один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося.
Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Чтение с листа – это постоянная и быстрая смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. «Сколько читаем – столько знаем» - это давняя, многократно проверенная истина полностью сохраняет свое значение и в музыкальном образовании. Читая музыку, учащийся имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать, осваивать в исполнительском плане. Специальные наблюдения показывают, что музыкальное мышление учащегося при чтении (естественно при достаточно умелом), заметно тонизируется, восприятие становится более ярким, живым, обостренным, цепким. Занятия чтением с листа важны не только как способ расширения репертуарного кругозора, это накопление различных музыкально-теоретических, музыкально-исторических сведений.
Чтение с листа является посредником между предметами фортепиано, сольфеджио, музыкальной литературой, историей музыки, фортепианным ансамблем, аккомпанементом.
Эти занятия способствуют, в конечном счете, углублению, обогащению, качественному улучшению самих процессов музыкального мышления.
В процессе чтения нот с листа со всей полнотой и отчётливостью выявляют себя следующие основные дидактические принципы развивающего обучения:
а) увеличение объёма используемого в учении музыкального материала.
б) ускорение темпа его прохождения.
Т.о., если музыкальное развитие учащегося, его способностей и интеллекта, призвано быть особой, специальной целью фортепианной педагогики в ДМШ, ДШИ, то чтение музыки с листа имеет в принципе все основания стать одним из главных, специальных средств практического достижения этой цели.
Чем опытнее педагог, тем большее значение он придаёт навыкам чтения с листа. Он знает, что недостаточное внимание к чтению с листа замедляет и затрудняет дальнейшую работу над музыкальным произведением.
АКТУАЛЬНОСТЬ состоит в том, что в работе учащихся должны постоянно присутствовать произведения, изучаемые в порядке ознакомления для расширения музыкального кругозора, накопления репертуара и развития основного навыка – навыка разбора и чтения нотного текста.
Цель чтения нот с листа – ознакомление с музыкальным произведением, определение его содержания и формы, характер исполнения произведения. Что касается изучения музыкального произведения, то здесь подразумевается в основном техническое овладение трудностями и исполнительское воплощение замысла. Таким образом, чтение с листа является как бы начальным этапом в изучении музыкального произведения. Вот почему так важно научиться грамотно прочесть незнакомое сочинение.
Чтение с листа как средство ознакомления с музыкальным произведением (без дальнейшего его тщательного изучения) может и должно существовать в практике учебных занятий, оставаясь обязательным компонентом в дальнейшей профессиональной деятельности каждого музыканта. При этом следует обратить внимание на то, что чем успешнее исполнитель овладеет навыками чтения нот с листа, тем ярче, содержательней и полней будет первоначальное исполнение музыкального произведения и, следовательно, представление о нем.
Непременным условием успешного чтения нот с листа является умение исполнителя вдумчиво и аналитически разобрать музыкальное произведение.
Для этого необходимо знание музыкально-теоретических дисциплин.
Основная задача – обучение учащихся умению самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, что значительно активизирует процесс работы и создает необходимые условия для расширения его музыкального кругозора. Работа в классе должна проводиться по двум тесно связанным, но несколько различным направлениям. Развитию навыка тщательного разбора текста и навыков беглого чтения с листа. Развитие навыка чтения нот с листа должно начинаться с первого года обучения, и носить систематический характер на протяжении всего периода обучения.
ВВЕДЕНИЕ
«Лучший способ научиться быстро читать
Это как можно больше читать»
Иосиф Гофман
Бесспорно, практический опыт - первейшее условие, главная предпосылка образования любого навыка. Однако ставка на «саморазвитие» при помощи одной только практики приводит к тому, что большинство музыкантов за долгие годы обучения так и не овладевают столь необходимым для профессионала умением.
За последние годы пианисты стали хуже читать ноты, несмотря на возросший исполнительский уровень. Причины: укоренившаяся практика обязательного исполнения наизусть, снижение интереса к самостоятельному музицированию. Выход из сложившейся ситуации только один: навык чтения должен быть заложен в структуре обучения пианиста. Педагог должен строить свои занятия таким образом, чтобы его ученик приобрел, наряду с другими умениями и навыками, навык свободной игры по нотам.
При этом возникает целый ряд проблем развитие слуха и слуховых представлений, воспитание чувства ритма, музыкальной памяти, активного внимания и т.п. Как бы хорошо ни было поставлено дело на уроках сольфеджио, все же именно в классе по специальности происходит окончательный синтез, объединение всех теоретических и практических знаний, приобретаемых ребенком в музыкальной школе.
Процесс воспитания навыков чтения с листа непрост в организационном плане: он требует четкой планировки, систематической, последовательной работы. Поскольку внимание и сосредоточенность, требуемые при чтении с листа у учащегося кратковременны – то на уроке на чтение с листа нужно уделять 15-20 минут (по программе – полчаса в неделю).
Приступить к обучению чтения с листа лучше со второго года обучения. Чтению с листа должен предшествовать подготовительный период. На уроке ребенок поет песню, анализирует ее характер: припев, куплет. В куплете учится ощущать фразы, а также их взаимосвязь – суммирование или дробление; анализируя мелодию «водит» ее – то есть рукой указывает направление движения мелодии (вверх, вниз).
Уроки чтения с листа развивают общий кругозор учащегося, он имеет возможность ознакомления с различными музыкальными стилями и жанрами, учится чувствовать характеры, в сжатые сроки знакомится с новыми песнями.
Как в младших, так и в более старших классах, предмет чтение с листа способствует развитию такого важного исполнительского качества, как – собранность, сосредоточенность, настроенность на художественное ощущение пьесы; здесь должно присутствовать не только визуальное восприятие, но и внутреннее ощущение музыки. Тогда все динамические, агогические указания автора приобретут очевидный смысл, все знаки займут свои места, ребенок должен почувствовать себя соавтором пьесы.
Возможно, здесь он приблизится к пониманию стиля. Терпение и соблюдение дидактического принципа – от знания к навыку, думается, даст положительный результат. Каждый педагог теоретически представляет себе ключевые моменты обучения чтению нот с листа. Основываясь на личном опыте, педагог действует по принципу – постепенное движение от простого к сложному. Успешное развитие техники чтения нот с листа требует методически правильно подобранного репертуара, в ходе занятий последовательно усложняемого по мере совершенствования навыков чтения с листа учащегося.
ЧТЕНИЕ С ЛИСТА КАК НАВЫК
Принято различать два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения - разбор и чтение с листа. Под разбором
подразумевается медленное проигрывание пьесы, допускающее остановки
движения для более тщательного изучения текста. Под игрой с листа -
исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, близком к требуемому, без предварительного проигрывания на инструменте. Такое исполнение должно быть непрерывным, оно предполагает осмысленную фразировку и выполнение авторских указаний.
Музыкант, свободно играющий с листа, подобно тренированному стрелку, видит перед собой конечную цель - художественное исполнение. Такой музыкант владеет умением предвосхищать развертывание музыкального текста. Чтобы «воспроизводить с легкостью» нотный текст, необходимо прежде всего накопить в зрительной, слуховой и моторной памяти достаточный запас «типовых оборотов» фортепианной музыки и их производных, усвоить наиболее употребимые аккордовые структуры, типичные модуляционные последования. Читающий с листа должен воспринимать текст не по «складам», а комплексно, по более или менее крупным единицам мотивам, фразам, предложениям и т.п.
Комплексное чтение с листа ставить перед пианистами более сложные задачи, чем перед скрипачами или виолончелистами: фортепианная ткань, отличаясь многослойностью, требует осмысления по нескольким линиям одновременно, по горизонтали и по вертикали. Навык структурного охвата текста не возникает сам собой, а является результатом направленного педагогического воздействия или длительного самовоспитания. Его предпосылки должны быть сформированы на самой ранней стадии обучения пианиста.
Важным элементом техники чтения с листа является ускоренное
восприятие нотной графики. На помощь приходят приемы так называемого относительного и обобщенного чтения.
Относительное чтение осуществляется на основе закрепленного в зрительной памяти музыканта ощущения пространственных дистанций между нотными знаками. Обобщенное чтение предполагает твердое, доведенное до автоматизма знание горизонтальных (гаммы, арпеджио...) и вертикальных (интервалы, аккорды с обращениями, привычные гармонические обороты) звуковых комплексов или «формул» фортепианной музыки.
Большое значение в процессе игры с листа имеют также:
1) уверенная, точная ориентировка рук на клавиатуре без дополнительного контроля зрением;
2) владение аппликатурной техникой - умение мгновенно выбрать наилучший аппликатурный вариант, что особенно важно при исполнении непривычных и неудобных последований.
Таковы главные элементы навыка чтения с листа, начиная от восприятия текста и кончая его исполнением.
ЛИТЕРАТУРА
Верхолаз Р. А. Вопросы методики чтения нот с листа;
Гитлиц В. О чтении с листа;
Корыхалова Н.П. Вступительная статья к книге А. Буасье «Уроки Листа» Изд., Музыка, 1964;
Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика» Ростов-на-Дону. Феникс.2002 г.;
Петрушин В.И. «Музыкальная психология» Учебное пособие для преподавателей. Москва,1997 г.;
Подуровский В.М., Суслова Н.В. «Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности», Москва,2001 г.;
Цыпина Г.М. «Психология музыкальной деятельности»: теория и практика. Москва,2003 г.;
Баренбойм Л. «Путь к музицированию». Издание 2 Л., 1979 г.;
Белобородова В.К. «Развитие музыкального слуха у учащихся первого класса», М.. 1985 г.;
Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста» К.1997 г.;
Николаев А.А., Гинзбург Г.Р. «Вопросы фортепианного исполнительства» М.1986 г.;
«Ребёнок за роялем» (педагоги-пианисты о фортепианной методике), М.1981 г.;
Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста», М.1984 г.;
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.1975 г.;
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.1971 г.;
Прокофьев Г. «Формирование музыканта-исполнителя», М., 1966 г.;
Брянская Ф., Ефимова Л., Ляховицкая С. «Пособие по чтению нот с листа», 1069 г.;
Брянская Ф. «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста», М., 2005 г.
" ЧТЕНИЕ С ЛИСТА КАК НАВЫК"15