Статья о методах и формах работы как средство формирования УУД
Работая по программе УМК «Начальная школа XXI века», многолетняя практика убедила меня в том, что учитель на начальном уровне обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения.
Компетентный педагог должен уметь гибко адаптировать технологии преподавания к возрастным особенностям обучающихся, уровню их подготовленности, их интересов. В работе использовать методы, побуждающие детей рассуждать.
Существуют различные виды заданий, направленные на формирование универсальных учебных действий. Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильмы; самооценка события, происшествия; портфолио.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: найди отличия; на что похоже?; поиск лишнего; лабиринты, цепочки, хитроумные решения; составление схем – опор; работа со словарями и т.д.
Для диагностики и формирования универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: преднамеренные ошибки; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; ищу ошибки; контрольный опрос на определенную работу.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссвордов; отгадай, о ком говорим; диалоговое слушание; подготовь рассказ; опиши устно и т.д.
Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание… такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе».
Что же мы применяем в своей работе по формированию УУД?
Отмечаем успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами;
показываем, для чего нужно то или иное знание при усвоении нового материала;
обучаем детей приемам работы в группах, показываю, как можно прийти к единому решению в групповой работе.
Данный вид организации работы в группе имеет большое значение на уроке:
возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;
на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальной работе;
возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
возрастает сплоченность класса;
дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе.
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Для данных видов работы ребята выработали свои правила:
мы свободно говорим свои мнения;
мы имеем право на ошибку (не критикуйте, а предлагайте);
мы уважаем мнение каждого участника;
шум может быть только рабочим.
Формирование УУД через группы позволяет сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Целесообразно проводить творческие задания на уроках. Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично. При изучении стихотворений или других произведений используем, например, такие виды работ:
пересказать;
написать мини – сочинение;
придумать загадку;
сыграть мини-спектакль;
сделать обложку к любимой книге;
написать отзыв и т.д.
На уроках чтения часто проводим по следам прочитанного эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению: я почувствовал(а)…; я увидел(а)…; я улыбнулся(ась)…; я вспомнил(а)…; мне стало грустно…; я бы продолжил(а) написанное так…; будущее героев я представляю…; произведения вызвало у меня чувства… .
Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты. На уроках математики используем схемы – опоры для решения различных задач. На уроках русского языка широко используем различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.
На уроке уделяем большое внимание, самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, показываем и объясняем, за что была поставлена та или иная отметка, учим детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Оцениваю не только сама, но и позволяю другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания. В конце урока подводим итог, чему дети научились, что получилось, а что нет. Учим детей навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, учим пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.
Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций учащихся. Важно, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывать знания, учат других. И, в тоже время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребенка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классов.
Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, представляет почву для новых идей и новых творческих находок.
Выбрать из нового главное и приемлемое для себя, научиться и научить пользоваться новыми технологиями, но не растерять самое главное и лучшее, что было в старой школе - это задача современного творчески работающего педагога.