План-конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: «Обитатели почвы». УМК Гармония


План-конспект урока
Автор: Парначёва Л.А., учитель начальных классов, школа № 58, город Севастополь.
Предмет «Окружающий мир», 3 класс.Ресурсы: УМК «Гармония», учебник О.Т. Поглазовой «Окружающий мир», печатная тетрадь №1 О.Т. Поглазовой, В. Д. Шилиной.
Тема урока: «Обитатели почвы».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели урока: познакомить обучающихся со значением почвы для всех живых организмов; показать их взаимосвязь, способствовать формированию представления о круговороте органических и минеральных веществ в почве; продолжить формировать у учащихся умения работать с текстом, способствовать развитию воображения, воспитывать бережное отношение к почве и её обитателям.
Планируемые результаты:
Предметные – научиться распознавать обитателей почвы, объяснять круговорот органических и минеральных веществ в почве, осознать бережное отношение к почве и её обитателям.
Метапредметные:
Регулятивные -- воспринимать оценку учителя, осуществлять самоконтроль.
Познавательные – умение извлекать информацию из разных источников, соотносить её со своими наблюдениями, преобразовывать из наглядной формы в словесную и наоборот.
Коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками, точно и ясно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.
Личностные – формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желание больше узнать, применение правил делового сотрудничества.
Оборудование: презентация к уроку, карточки с изображением животных, карточки для моделирования веществ в почве, схемы-опоры, текст рассказа «Уважайте жизнь дождевого червяка».
Ход урока
Самоопределение к деятельности.
Загадка.
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять. (земля)
Актуализация опорных знаний.
Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь вместо одного мешка – двадцать. Горсть семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови.--Сказка это или нет?--Как называется эта чудесная кладовая?
У слова земля несколько значений.
--Как сказать по-другому? (почва)
--Что такое почва? --Какие почвы самые плодородные?
2. Работа в парах. Составление карты понятий «Состав почвы»
3. Самопроверка по таблице
Постановка учебной задачи.
Образование почвы на земле началось с появления живых существ. С тех пор в течении миллионов лет идёт непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 сантиметров. Схема-опора «Кто участвует в образовании почвы» (растения, лишайники, микроорганизмы).Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя.--Кто еще селится в почве? (грызуны, насекомые, черви, многоножки, кроты).Разгадывание кроссворда (тетрадь страница 43, задание №47)--Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Изучение нового материала.
Вводная беседа (актуализация жизненного опыта).
--Как можно обнаружить, что в почве живут кроты и мыши?
--Чем обитатели почвы отличаются от других животных?
Работа с учебником (страница 115-117).--Какова роль почвы в жизни растений и животных?
Работа по карточкам.
--Это животные почвы, напишите как они называются?
--Что ты о них знаешь?
--Откуда у тебя эта информация.
Коллективное обсуждение работы.
ФизминуткаПервичное закрепление изученного материала.
Работа по рисункам учебника (страница 116).
Решение проблемной ситуации.
--Как взаимодействуют растений и животные почвы?
Дерево дает пищу (отмирающие листья и веточки) живущим в почве организмам. Они, в свою очередь, перерабатывают растительные и животные остатки, создавая в почве перегной и минеральные вещества, а дерево вновь их забирает из почвы с помощью воды, в которой они растворяются.
--Что изображают конвейер и стрелка?
Это условное изображение одного из круговоротов веществ в природе. В нем главную роль играют почва и её обитатели.
Чтение и обсуждение рассказа «Уважайте жизнь дождевого червяка».
Работа в группах. Составление правил гигиены.--Какие правила гигиены нужно выполнять при работе с почвой?
4. Самопроверка по эталону.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Блиц-турнирКакие животные живут на разных глубинах почвы?
Какие живые организмы, обитающие в почве, опасны для человека?
Какие правила безопасности нужно соблюдать, работая с почвой?
Какие животные рыхлят почву и помогают проникнуть в неё воздуху?
Самоанализ учебной деятельности.Закончите предложение.На уроке по теме «Обитатели почвы» я:--узнал (-а)……..--понял (-а)……..--буду…….
Самооценка деятельности.Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, жёлтый.
Домашнее задание.Страница 117, задание 1-4.