Статья о методах работы по активизации познавательной деятельности.
«Пути активизации познавательной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе».
(Из опыта работы)
Марина Валентина Михайловна
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МАОУ Гимназия№ 2 г. Балаково
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования . Стандарт предусматривает использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Учитывая вышеназванное, хотелось бы выделить отдельные пункты метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Деятельностный метод и метод проблемного обучения для активизации познавательной активности учащихся применяю в своей работе давно и успешно. Большое внимание в своей работе уделяю проектной деятельности с применением ИКТ – технологий. Считаю, что проектная деятельность помогает углублять базовую систему знаний учащихся.
Предлагаю вашему вниманию в качестве примера исследовательскую работу. Математика. Тема: «Какую границу мы можем достичь при сложении однозначных чисел и как через эту границу перейти».
Детям было дано задание: оформить начало работы привлекательным слайдом, который бы дал представление, о теме исследовательской работы.
Исследование начинается с вопроса: «Что такое граница?». Значение этого слова выясняют по толковому словарю С. И. Ожегова. Делают умозаключение о том, какие бывают границы и как их можно пересечь: это по воде, по суше, по воздуху. Шуточное умозаключение о пересечении границы между садовыми участками. Это можно сделать так ,как сделал кролик ( перепрыгнул через забор чужого огорода). Но этот поступок плохой и делать так нельзя. Ребята приходят к выводу, что жителям планеты Земля ежедневно приходится пересекать границы по заданным маршрутам. Значение слова «маршрут» находят в словаре Ожегова. Маршрут - путь следования, движения.
Возникает проблемный вопрос: «А есть ли границы в математике?»
Проводят исследования отрезка натурального ряда чисел. Находят границу. Это число 10.Намечают маршрут движения через эту границу с помощью:
- таблицы сложения,
- числового луча,
- графической модели,
- сложения по частям.
Сопоставляют маршруты движения и находят удобный прием сложения однозначных чисел с переходом через разряд.
По данной теме дети составили буклет, тест, кроссворд.
Далее эти исследования учеников были взяты за основу урока математики по теме: «Получение двузначного числа при сложении однозначных чисел с переходом через разряд» (обобщение знаний).
Предлагаю вашему вниманию эпизоды этого урока.
Актуализация знаний. Пришло письмо без обратного адреса, чтобы узнать от кого оно пришло, надо самостоятельно найти значение выражений, используя принцип получения двузначного числа при сложении однозначных с переходом через разряд. Работа выполняется по группам. Проверяют работу консультанты групп. Правильность ответа подтверждается эталоном на слайде. Делают вывод о том, какой способ счета использовали. Узнали, что о помощи просят герои сказок.
Звучит звуковое письмо Бабы Яги. Начинается путешествие. Дети с помощью волшебного клубочка разгадывают шесть секретов. Так в игровой форме проходит устный счет. Выясняют, что этих заданий недостаточно, чтобы спасти сказочных героев. Для их спасения выполняются следующие задания.
Работа с геометрическим материалом. Проверьте с помощью вычислений, будет ли квадрат магическим. Работу выполняют по группам. Делают вывод: квадрат магический.
Спасли всех героев, которые жили в теремке.
Окна в доме открываются,
В окнах звери появляются,
Молвят дружно все они:
- Хоть и тесно нам здесь жить,
Но умеем крепко мы дружить.
И вам, всем ребятам,
Каждый желает,
Пусть ссор и обид
Класс ваш не знает.
Клубочек дальше нас повел,
К темному лесу нас привел,
Чтобы в лес тот войти,
Точность быстро прояви,
И задачки ты реши.
Дети решают задачу и освобождают Красную Шапочку. В пути мы устали, сделаем привал и отдохнем.
Выполняется физминутка.
И вновь в путь
Клубочек дальше покатил,
К морю синему докатил,
Но разгневался Черномор,
Просит выкуп,
А выкуп не простой-
Новогоднюю елку захотелось увидеть ему весной.
Дети решают задачу и спасают тетушку Тортилу. Спасли всех сказочных героев, а в награду от Бабы Яги получили наливные яблочки.
На данных примерах я показала некоторые пути активизации познавательной деятельности учащихся.
Реализация личностно - ориентированного подхода в образовательном процессе на информационном уровне помогает мне эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения.
Основываясь на информатизации учебного процесса, изменяется его структура и содержание:
становится возможным внедрение новых обучающих программ, которые способствуют активизации познавательной активности учащихся;
информационные технологии связаны с использованием универсальных средств информатики: текстовые редакторы, электронные таблицы, гипертексты, мультимедиа- технологии;
информатизация выдвигает задачу перехода к новым педагогическим технологиям и прогрессивным методам образования;
наиболее актуальным для школ остается интенсивное развитие глобальной сети Интернет, что позволяет участвовать в информационном обмене неограниченному числу учащихся.
Я считаю, что информационные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Мультимедийные технологии помогают усилить мотивацию учащихся, повысить качество образования в целом, создают комфортную среду обучения. Это с одной стороны. С другой стороны изменяется функция педагога – место, которое сегодня занимают приемы сообщения информации, займут более эффективные экскурсии по усвоенному самостоятельно материалу. А в результате ученик и учитель станут ближе друг другу. Понятно, что качество обучения и воспитания от этого выигрывает. Надо отметить, что применение компьютера способствует не только побуждению интереса к учению, но и в значительной степени способствует глубине и прочности знаний учащихся.
Компьютер использую, прежде всего, для отработки знаний, умений и навыков, а также контроля за текущими знаниями учащихся. Задания тренировочного характера преподносятся в игровой форме. Ребята увлечены игрой, их задача – победить, а вместе с тем идет напряженная умственная работа.
Например. Математика. Одно из испытаний: чтобы найти дорогу домой, надо построить отрезок. С этой целью дети должны решить уравнения. Они выясняют, чем похожи данные модели – схемы. Составляют по заданным схемам уравнения, решают их, выполняют проверку по эталону, находят сумму корней данных уравнений, строят по сумме отрезок – путь домой.
На внеклассном мероприятии по литературному чтению с принцессой города Алфавит дети путешествуют по городу с необычным названием улиц: улица Гласных, проспект Согласных, переулок Беззвучный, где занимаются классификацией звуков и букв, читают слова в транскрипции, встречаются с хитрыми гласными и выполняют еще много различных заданий.
Русский язык. Правописание безударных гласных в корне слова.
Дети отправляются в страну под названием «Орфография». На их пути встречается « Ловушка». Для проведения игры использовала обучающую программу « Лингвиния».
Одна из важнейших задач педагогического процесса – формирование культуры отношений учащихся к природе.
Программа « Флора» позволяет мне решать задачи экологического воспитания: прививает детям любовь к родному краю, учит их заботиться о растительных богатствах нашей страны. Графические возможности программы, яркость и красочность изображения русских пейзажей является эстетическим элементом, который оказывает заметное влияние на формирование зрительного образа, связанного с обрабатываемой информацией и несет эстетический заряд, помогающий лучшему усвоению материала. Итак, современный урок должен синтезировать все лучшее, что связано с педагогическими, развивающими и информационными технологиями. Формы и место использования информационных технологий на уроке для активизации познавательного процесса зависят, конечно, от универсальных учебных действий, содержания урока, целей, которые ставит учитель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы:
при изучении нового материала. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого- либо процесса;
при проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты;
при проверке фронтальных самостоятельных работ обеспечивает визуальный контроль результатов;
при проверке домашних заданий;
при решении задач обучающего характера помогает выполнить рисунок, составить схему, план решения и контролировать промежуточные и окончательные результаты самостоятельной работы по эталону.
В результате системно - деятельностного подхода с применением ИКТ – технологий в начальной школе формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Литература:
Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой Москва «Просвещение», 2009 г
Федеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241,от 22.09.2011 г. №2357
Развитие исследовательских умений младших школьников
Н. И. Авдеева, Н. Б. Шумакова, Е. В. Климанова
Москва «Просвещение»,2011г.
Л. Г. Петерсон Математика. 1 класс М.: Ювента,2013г
Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Игралочка. М., ИНПРО – РЕС, 1995 г.
Л. Г. Петерсон Математика для каждого. М:Ювента, 2004 г.
М. Мышковская Математика в стихах и картинках М.; Просвещение, 1995 г.
С. Маршкак «Весёлый счёт» М.; Просвещение, 1993 г.
15