Урок познания мира Почва. Свойства почвы.
Тема: Почва. Свойства почвы.
Тип урока: комбинированный
Цель: Дать представление о видах и свойствах почвы с помощью элементов экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.Образовательные:
Способствовать:
- правильному представлению о составе и видах почвы, показать значение перегноя
- применению элементов экспериментальной деятельности по исследованию почвы
- методов информационного поиска (искать и выделять необходимую информацию)
2. Развивающие:
Создать условия для:
- установления причинно-следственных связей между составом почвы, её использованием и образованием.
- развития познавательного интереса к предмету, внимания, наблюдательности;
- развития умения ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы
- развития монологической и диалогической речи, дикции учащихся.
- расширения кругозора детей, обогащения их словарного запаса, развития речи, памяти.
3. Воспитательные:
- помочь приобрести опыт социального взаимодействия, работы в команде;
- способствовать развитию рефлексивной культуры;
- воспитывать аккуратность в процессе постановки опытов
- содействовать воспитанию мотивации к учению.
Методы обучения: словесный и наглядный; мотивации и стимулирования; частично-поисковый; исследовательский; контроля; группового обучения; индивидуального и дифференцированного обучения; рефлексии; репродуктивный
Оборудование
образцы почв (раздаточный материал );
палочки (4 шт.);
стаканы (4 шт).;
спиртовка
бумажный фильтр (2 шт.);
лупы (4);
лабораторное стекло
Средства обучения:
презентация;
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
учебник “Познание мира” 3 класс,
Этапы урока
Ход урока
Деятельность учащихся и предполагаемые ответы
Формирование УУД
1.Организационный момент.
Психологический настрой.
II. Актуализация знаний учащихся.
III. Сообщение темы и цели урока.
V. Изучение новой темы.
V. Физкультминутка.
VI. Опытно-исследовательская деятельность
VII. Физминутка для глаз
VIII. Итог.
IX. Домашнее задание.
X. Рефлексия.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, они пришли посмотреть, как мы с вами работаем.
Мы рады видеть каждого из Вас!..
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Здесь всем уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит!
Готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я ,друзья
Вы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
Ребята, отгадайте загадку.
Бьют меня ногами,Режут лопатами, ножами.Каждый хочет растоптать.А я с подарками опять
Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений, Слайд 1
– К нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института пришло сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на этой фотографии. Посмотрите на экран.
Как вы думаете, что же это такое? Слайд2
– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице. Научное название земли – почва.
– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?
Действительно, тема урока – “Почва. Свойства почвы. Слайд 3 (Прикрыть)
Сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники, которые изучают состав, свойства и виды почвы. Нам необходимо составить план. Посмотрите на доску, пункты плана перепутаны, и вам необходимо их восстановить.
(Работа на листах ответов)
Раскрываем 1 пункт плана. Что такое почва и как она образуется?
Почва – это верхний плодородный слой земли. Запишите определение почвы. Послушайте, как образуется почва.
Чтобы это узнать это отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. Посмотрите на экран. Слайд 4 В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Слайд 5 Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.Слайд 6 Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные. 1 см. слоя земли образуется в течение 300 лет. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. Слайд , 7 - (прикрыть)
Ребята, какой можно сделать вывод.
Елочки зеленые на ветру качаются ,
Низко наклоняются (2 раза)
Сколько елочек зеленых, столько сделайте наклонов,
Сколько бабочек у нас , приседаем столько раз.
Сколько синеньких кружков, столько делаем прыжков.
Переходим ко 2 пункту плана. Из чего состоит почва?
Мы с вами узнали, из чего состоит почва. Давайте это докажем. Мы разделимся на группы. Каждая группа выполняет опыт и в конце делает вывод.
Научные сотрудники работают по правилам. Посмотрите на доску. Я предлагаю каждой группе зачитать правила работы в лаборатории.
Слайд 8 (прикрыть)
1-й опыт (Состав почвы)
Подойдите к демонстрационному столику. Возьмите образцы почвы на тарелочках и рассмотрите через лупу. Какие частицы вы увидели?
Ребята, почему вы не увидели песка и насекомых?
Молодцы! Это называется перегной. Перегной накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.
Вывод:
2-й опыт
Подойдите к столику, возьмите стаканчик с водой и бросьте в воду комочек почвы. Понаблюдайте за ней внимательно.
Что заметили?
Сделайте вывод. Записать в таблицу.
3-й опыт. Нагревание почвы.(проводит учитель)
Опыт проводит учитель на демонстрационном столике. Влажную почву нагреть, над ней подержать стекло. Вода из почвы испаряется, образуя на стекле капли. Стекло перевернуть и нагреть на огне. Вода испарится, а на стекле остаются белые налеты.
На стекле появляются капли воды и белый налет.
Сделайте вывод, что входит в состав почвы.
Читаем информацию о минеральных солях. Карточка-справка №1
Переходим к выполнению следующего пункта плана.
4-й опыт (свойства)
Возьмите в руки почву. Разотрите между пальцами и пересыпьте. Сделайте вывод.
Запишите это свойство в таблицу
5-й опыт
Подойдите к столику. Возьмите цветочный горшок и налейте воды. Что произошло? О чем это говорит. Какой вывод делаем?
– Способность почвы пропускать воду называется – водопроницаемость. Запишите в таблицу.
– Чтобы определить следующее свойство почвы, привлечем ваш жизненный опыт.
– Вспомните, что происходит с почвой в жаркий летний день?
– А зимой?
– Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – теплопроводность. Запишите в таблицу.
Почему мешок зерна превращается в 20 мешков, а ведро картошки в 20 ведер?
– Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? Посмотрите на экран.
Как вы можете прокомментировать этот рисунок?Слайд 9,10
В темной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.
– А как вы понимаете это слово – плодородие?
Назовите его основу.
Из каких слов оно состоит?
Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.
Основное свойство почвы – плодородие и записываю его в таблицу.
Молодцы ребята.
У меня в руках цветок. Ваша задача следить за ним только глазами, голову не поворачивать.
Перейдем к последнему пункту нашего плана. Кому нужна почва? Это можно узнать, прочитав информацию из карточки-справки №2
Сделайте вывод по прочитанному.
Посмотрите на экран. Вот так вещества “путешествуют” в природе как бы по кругу. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе. Слайд 11Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Люди всегда бережно относились к земле. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
– Работа в научной лаборатории подходит к концу. Какие выводы мы сделаем? Слайд12
Обратите внимание на таблицу. Что нового мы узнали на уроке.
Вывод: Почва – это верхний плодородный слой земли. Она возникает и развивается под воздействием климата и живых организмов очень медленно. За 100 лет ее слой увеличивается в среднем на 1 см. Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие. (Для доп. Ознакомления
Слайд 13
Написать небольшой рассказ о том, почему нужно беречь Землю».
Поработали мы сегодня хорошо.
Скажите, какие праздники у нас закончились? Что было главным украшением праздника? Давайте в классе поставим елочку и украсим ее .
– Лучшие научные сотрудники награждаются оценкой 5.
– Спасибо за урок! Урок закончен. Слайд 14
(Если останется время –задаю вопросы. За правильный ответ-открываю букву. Слово МОЛОДЦЫ!
1.Что такое перегной?
2.Слой почвы в 1 см увеличивается за
3.Кому нужна почва?
4.Что такое плодородие?
5.Что представляла из себя Земля много миллионов лет назад?
6.Как ласково мы называем землю?
7.Что нужно делать, чтобы земля оставалась нашей чудесной кладовой?
Учащиеся желают друг другу удачи.
Земля - это и название нашей планеты, на которой мы живем; это и суша как противоположность водному и воздушному пространству; это и земля в понимании страна, государство.
Учащиеся рассматривают фотографию среза земли, взятого с обрыва.
Ответы учащихся.
Почва.
Учащиеся восстанавливают план, по группам подходят к доске, выстраивают правильную последовательность.
1. Что такое почва и как она образуется?
2. Из чего состоит почва?
3. Какие свойства имеет?
4. Кому нужна почва?
(Напечат.)
Записывают определение почвы в тетрадь.
Учащиеся внимательно слушают учителя.
Почва образуется очень долго. (2)
Выполняют физические упражнения.
Состоит из песка, камешков, листьев, насекомых, образуя перегной
Обучающиеся читают правила по группам.
1группа -
1.Внимательно слушать инструкции.
2 группа
2.Чётко выполнять указания.
3 группа
3.Быть наблюдательными.
4.Аккуратно работать с веществами и оборудованием .
4группа
5.По наблюдениям сделать выводы.
остатки листьев, корешки,
Потому что они перегнили.
Учащиеся 2 группы выполняют опыт.
Пузырьки.
В состав почвы входит воздух.
Дети внимательно наблюдают.
Вода и минеральные соли.
Информация на карточке
Почва рыхлая
Пропускает воду
Она нагревается
Охлаждается
Ответы учащихся
В темной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые
Ученик записывает слово и выделяет корни. Плод и род.
Учащиеся выполняют гимнастику для глаз.
Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные.
.
Учащиеся внимательно слушают учителя.
Ученики читают состав и свойства почвы по таблице.
Читает один ученик.
Учащиеся записывают в дневник
Новый год.
Елочка из ладошек с пожеланиями.
Личностные УУД:
- осознанность учения
Коммуникативные УУД:
- способность сохранять; доброжелательное отношение друг к другу
Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. умение включаться в урок;
Регулятивные УУД:
ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- учёт разных мнений и умение обосновать собственное
Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений
Регулятивные УУД:
- проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.
Познавательные УУД: устанавливать причинно - следственные связи
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения, договариваться, адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, умение включаться в урок;
Личностные:
установка на здоровый образ жизни
Познавательные УУД:
-установление причинно-следственных связей
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Познавательные УУД:
-установление причинно-следственных связей
Межпредметная связь с грамматикой
Личностные:
установка на здоровый образ жизни
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
Личностные УУД:
- учебная мотивация
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные УУД:
- самооценка;
- осознанность учения;
- адекватное реагирование на трудности; адекватно воспринимать оценку учителя