Статья авт. М.В. Витович, Н.А. Федотова, Л.П. Бойченко О философских основах и некоторых методах в медицине
О ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАХ И НЕКОТОРЫХ МЕТОДАХ
В МЕДИЦИНЕ
М.В. Витович, Н.А Федотова, Л.П. Бойченко
Как известно, медицина как наука представляет собой «специфическое единство познавательных и ценностных форм отражения и преобразовательной деятельности человека». Она аккумулирует знания о здоровье и болезни, лечении и профилактике, норме и патологии, о влиянии на человека природных, социальных и духовных факторов. Медицина обладает всеми признаками специфической области знания. Помимо собственного предмета, она имеет и свои методы изучения, и сферу практического приложения, а именно: профилактику и лечение болезней, а также укрепление здоровья. «Через предмет исследования медицина связана с общественными дисциплинами. Такие отрасли медицины, как гигиена труда, питания, жилища и отдыха, тесно связны с рядом общественных дисциплин». Поскольку медицина изучает биологические процессы в организме человека, она близка к таким наукам как биофизика, биохимия, генетика,физиология, эмбриология, антропология, микробиология и др.
Со второй половины 19-го века медицина в своих теоретических установках рассматривалась как часть биологии, поэтому наиболее распространённые воззрения в сфере философских вопросов современной медицины исходят из принципов теоретической и методологической общности биологии и медицины. Однако основополагающие понятия медицины: здоровье, норма, болезнь, этиология, патогенез, нозологическая единица, хотя и пересекаются или стыкуются с целым рядом понятий биологии, по своему содержанию не сводятся к ним и не поглощаются ими. Несомненная взаимосвязь медицины с другими науками фактически определяется уже тем, что человек как объект медицины представляет собой высшее единство.
Современная медицина рассматривает болезнь как результат «диалектически противоречивого взаимодействия» организма и среды, внутренних особенностей организма и внешних воздействий среды. Внешние воздействия в большинстве случаев не в состоянии породить болезнь при отсутствии внутренних благоприятных условий — «предрасположенности» организма к болезни. В силу этого болезнь является следствием взаимодействия внутреннего субстрата организма с внешними этиологическими факторами. Однако некоторые внешние воздействия в больших дозах (радиация, интоксикация и т. д.) могут вызвать ту или иную болезнь и при отсутствии «предрасположенности» организма к болезни. Взаимоотношение внешнего и внутреннего в патологии является проблемой взаимодействия факторов окружающей среды с индивидуальным состоянием организма. «Всякая болезнь есть сложная совокупность патологических процессов, но не всякий патологический процесс уже есть болезнь». Патологический процесс представляет собой лишь часть болезни, это местное проявление болезни: локальные изменения в тканях и органах, которые в совокупности дают болезнь. Правильное понимание соотношения понятий «патологический процесс», «болезнь» и «здоровье» имеет большое значение не только для клинической, но и для социально-профилактической медицины.
Между состояниями здоровья и болезни часто наблюдаются многочисленные переходные и промежуточные стадии (врачи говорят: «уже не здоров, но ещё не болен»). Такое состояние называется субклиническим. Наличие переходных форм от физиологического состояния к патологическому состоянию, как и от патологического, к физиологическому, является «глубоко диалектическим процессом». При достижении порогового уровня одна противоположность переходит в другую. Этот переход может совершаться в скоротечной, разовой или затяжной форме. Использование таких понятий, как микро - и макроскачок помогает правильному пониманию взаимоотношений физиологического и патологического, болезни и здоровья. «Переход от нормального, физиологического состояния к болезненному, патологическому — это переход от одного качественного состояния к другому, или макроскачок. Но в рамках этого макроскачка может быть несколько небольших качественных превращений, или микроскачков».
В состав медицинской реальности входит не только болезнь, но и здоровье, таким образом, теоретическая медицина должна выступать именно как теория здоровья и болезни. Кроме того, «философское отношение к феномену здоровья, которое мы обнаруживаем уже в наиболее древних концепциях миропонимания», и рассмотрение этих философских концепций может дать современным исследователям пример встроенности концепции здоровья в предмет философии в целом.
И. В. Давыдовский писал: «Человек не замечает своего здоровья, пока оно не будет нарушено, тогда он интересуется причиной этого нарушения, оставаясь по-прежнему в неведении, что такое здоровье. Очевидно лишь, что последнее не сводимо к отсутствию болезни».
Если считать, что здоровье — это способность организма адаптироваться, приспосабливаться к изменениям в природе или обществе, то умение личности заключается в способности сохранять при этом нормальное самочувствие, настрой на саморазвитие, самосовершенствование. Здоровье человека определяется гармоничным состоянием его жизни, обусловленным совокупным действием как биологических, так и социальных детерминант, и помимо своего объективного, или материального, содержания, имеет ещё и оценочно-гносеологический и нормативно-установочный компонент. «Это — комплексное, качественное состояние организма и личности человека. Оно неделимо, единично, синтетично и личностно». Наряду с телесным и душевным здоровьем важно иметь в виду духовное здоровье (по смыслу близкое к нравственному здоровью), которое олицетворяет собой «полнокровную, наполненную идеалами гуманизма и взаимопомощи, пронизанную социально-оптимистическими устремлениями жизнь человека».
Одним из важнейших принципов, составляющих теоретический фундамент медицины, является принцип целостности. Только с учётом этого принципа можно понять всю сложность и своеобразие взаимодействия физических, химических и биологических процессов, происходящих в условиях как нормального, так и патологического функционирования организма человека на биомолекулярном, клеточном, тканевом, органном, системном и организменном уровнях. Без учёта этого принципа нельзя понять сложной взаимосвязи и взаимообусловленности местного и общего, локального и генерализованного в возникновении и развитии болезней.
В философии медицины дебаты вокруг положений редукционизма и холизма приводят, например, к вопросу о возможности «редуцировать болезнь до составляющих её компонентов». В широком смысле, редукционизм — это философский принцип, согласно которому сложные объекты могут быть полностью описаны с помощью характеристик, описывающих их составные части. Другими словами, свойства целого — это просто сумма свойств составляющих его частей. Такой редукционизм, в отличие от эпистемологического редукционизма, часто называют метафизическим, или онтологическим, редукционизмом. Эпистемологический же редукционизм обращается к исследованию сложных объектов и явлений и связанных с ними факторов с использованием методики, которая изолирует отдельные компоненты для последующего их анализа. Эпистемологический редукционизм объясняет сложные объекты и явления и связанные с ними факторы лишь в терминах составляющих их отдельных компонентов. Холизм — философский принцип, исходящий из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям и провозглашающий, что свойства целого не сводимы к свойствам его компонентов. В онтологии холизм опирается на принцип: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. Соответственно его гносеологический принцип гласит: познание целого должно предшествовать познанию его частей.[ Развитие медико-биологических наук и клинической практики всё больше показывает ведущую роль общего, целостного состояния организма.
В соответствии с основными положениями теории познания, медицинскую диагностику следует рассматривать как специфическую форму познания, в которой в то же время проявляются его общие закономерности.
В общетеоретическом плане можно рассматривать диагностику как «сугубо узнавательно - распознавательный», алгоритмический (совершающийся по заранее известным правилам) процесс. При этом диагностика представляется как поиск в рамках известного, уже готового, сформировавшегося и, как правило, общепризнанного и уже используемого врачами клинического знания. Сторонники такого подхода, по существу, понимают диагностику в точном соответствии с буквальным смыслом термина: диагностирование есть распознавание. Распознавание сводится к узнаванию уже известного, не содержащего никаких новых знаний об объекте. Однако при постановке диагноза врач, опираясь на известное, в то же время познаёт и неизвестное, специфически связанное с конкретным пациентом. Любая болезнь представляет собой сложное и противоречивое единство общего, повторяющегося и специфического, неповторимого, а также известного и неизвестного. «Диагноз можно рассматривать как подведение единичного под общее путём распознавания этого общего в отдельном случае».
А. М. Анохин писал: «В медицине клиницист на каждом шагу встречается с такой проблемой, как внешние проявления болезни, жалобы больного и имеющиеся данные объективного обследования, правильная интерпретация которых — один из аспектов понимания явления и сущности. Мы это наблюдаем в своей практической деятельности. Объективная симптоматика не всегда укладывается в субъективное представление врача о болезни, отдельные симптомы кажутся случайными, нетипичными. Также не всегда обнаруживается тождество между данными различных методов инструментального обследования. Всё это требует от врача не только умения выделять из многообразия имеющихся данных главное, наиболее существенное в симптоматике, но и способности учитывать единичное, случайное в клинической картине заболевания».
Наше мнение заключается в важности познания в целом и распознавании в частности, учёте и оценке нестандартных параметров и индивидуальных характеристик.