Презентация из опыта работы по методической проблеме Формирование ключевых компетенций у учащихся в начальной школе
Методическая проблема: «Формирование ключевых компетенций у учащихся в начальной школе» * Компетенция — круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен. Компетентность — это способность делать что-либо хорошо или эффективно. С.И.Ожегов: Ключевые образовательные компетенции Ценностно-смысловая компетенцияОбщекультурная компетенцияУчебно-познавательная компетенцияИнформационная компетенцияКоммуникативная компетенцияСоциально-трудовая компетенцияКомпетенция личностного самосовершенствования “Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать…”Л.Н. Толстой Актуальность проблемыВозрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. В связи с этим необходима организация активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. Формирование ключевых компетенций Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах — все это способствует формированию ключевых компетенций. Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося. * Компетентности формируются на всех уроках, если: идет ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;обучение носит деятельностный характер; применяются активные методы обучения, современные образовательные технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность. * Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова ИскатьДуматьСотрудничатьПриниматься за делоАдаптироваться Компетенции, которыми должны обладать ученики 1. Способность к анализу и синтезу. 2. Способность применить знания на практике.3. Способность к организации и планированию.4. Базовые общие знания в области изучаемых наук.5. Способность применить базовые знания на практике.6. Способность общаться устно и письменно. 7. Элементарные компьютерные навыки.8. Исследовательские навыки.9. Способность учиться.10. Информационная компетенция(способность извлекать информацию из различных источников и анализировать ее). 11.Способность к критике и самокритике.12.Способность адаптироваться к новым ситуациям.13.Способность к генерированию новых идей(творчеству).14.Способность решать проблемы.15.Способность принимать решение.16. Способность работать в коллективе.17.Межличностная компетенция.18.Способность к лидерству.19.Способность разрабатывать и реализовать проекты.20.Желание добиться успеха Используемые технологии Элементы технологии «Сообщество»Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»Проблемно-диалогические технологии Игровые технологииКоммуникативные технологии Элементы личностно-ориентированного развивающего обучения Здоровьесберегающие технологии * Советы педагогам: Не спешите предлагать детям способы решения проблемПочаще говорите детям: «Почему?»Всегда ищите возможность организовать мозговую атакуСравнивайте все, что только можно сравнитьПоощряйте любое творчество детей Примеры творческих заданий пересказать стихи прозой,придумать азбуку из названий животных, растений, сказочных героев (1 класс), нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою (Федотка Нытиков, Петя Ленивцев),изобразить несуществующее животное, дать ему имя (Волкобык, Динозверь, Котозавр),представить, как выглядят …, …. придумать свои вредные советы (2 класс),поразмышлять — о чем думает муха, сидящая на потолке, Подумай и ответь: Для чего ты приходишь на урок?Зачем нам нужны знания?Как работать на уроке, чтобы получить твёрдые и полезные знания? Самоопределение к деятельности.-Прочитайте глаголы: знаешь, рисуешь, плаваешь, скучаешь, пилишь -Почему в них выделены гласные? (безударные окончания)Тема урока?Задачи? Выявление места и причины затруднения - Прочтите глаголы. стро[и]шьработа[и]м- Ребята, какие трудности в правописании этих глаголов нам встречаются? (Написание безударных окончаний)- Обсудите в группе как правильно написать безударные личные окончания глаголов? Алгоритм определения безударного окончания глагола. 1. Поставь глагол в неопределённую форму.2. Определи его спряжение по гласной букве перед –ть.3. Определи гласную в окончании глагола этого спряжения. Проверка по сигнальным карточкам (и-е )стро[и]шь – строить(II) – строИшьработа[и]м – работать(I) - работаЕм- Молодцы, ребята! Справились на отлично! Сообщение темы, цели, задачи урока. - Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний глаголов)- Какие цели и задачи поставим перед собой? (Учиться правильно писать безударное окончание глагола; применять алгоритм определения спряжения, … Работа с пословицами – групповая работа Задание: Запишите пословицу. Глаголы в скобках ставьте в нужную форму. Правильно пишите окончания. Укажите спряжение. Объясните смысл пословицы.Декабрь год (кончать), а зиму (начинать). Яблочко от яблоньки недалеко (падать)3. Собака (помнить), кто её (кормить) Декабрь год кончает, а зиму начинает. Яблочко от яблонькинедалеко падает. Собака помнит, кто её кормит. * СинквейнГород Красивый, зеленый.Стоит, хорошеет, радует.Я люблю тебя столица.Мордовия. Самооценка своей деятельности Сегодня я доволен работой, т. к. …Не совсем доволен, т.к. …Не доволен своей работой, ведь я … Фрагмент урока «Окружающий мир» Эмоциональный настрой. ( Последняя, так как складываются одинаковые числа, а в остальных- разные.) О чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О действии умножения и его взаимосвязи с действием сложением)Значит, тема нашего урока …Сформулируйте цель урока . Вспомнить смысл действия умножения Проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца» Исследовательские умения: Видеть проблемуЗадавать вопросыВыдвигать гипотезыДавать определение понятиямКлассифицироватьНаблюдатьПроводить экспериментыДелать выводы и умозаключенияСтруктурировать материалДоказывать и защищать свои идеи. В 1 классе на уроках включаются задания , направленные на овладение общелогическими умениями Анализ;Синтез; Классификация;Сравнение;Обобщение. Во 2 классе происходитзнакомство с теоретическими понятиями: Коллективные исследования по определенному плану;Проведение кратковременных исследований;Использование на уроках проблемного и поисковогометодов;Знакомство с терминологией;Работа со словарями;Выявление причинно- следственных связей;Обучение приемам наблюдения и описания. В 3 классе продолжаетсязнакомство с теорией, структурой и методами исследований и с требованиями к выбору темы. Проводятся коллективные исследования на заданную тему;Осуществляются самостоятельные долговременные исследования с применением имеющихся знаний и умений (поиск информации, выделение главного, формулирование определения, проведение опытов, наблюдений, опросов, анкетирования, составление докладов). В 4 классе обобщаются полученные знания.Особое внимание уделяется работе с информацией, с ее источниками.Умение представлять свою работу в виде презентации, графика, модели.Очень важный этап представление результатов исследования. Умение дать самооценку результатам своей работы. Успех в учёбе — завтрашний успех в жизни! Операция Назначение Речевая парадигма 1. Снятие страха Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках…» 2. Авансирование успешного результата Помогает учителю выразить убеждённость в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей. Ребёнку внушает уверенность в своих силах. «У вас обязательно получится». «Я не сомневаюсь в успешном результате». 3.Скрытое инструктирование ребёнка о способах деятельности. Помогает ребёнку избежать поражения. «Выполняя работу не забудьте о …». «Возможно лучше начать с …» Операция Назначение Речевая парадигма 4. Внесение мотива. Показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи товарищам не справиться». 5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы». «Только тебе я и могу доверить». 6. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы» № Этап, цель Содержание Результат 1 Определение темы:«Я буду…» Прочитай текст, вставь пропущенные слова.Кружатся снежинки__холодном воздухе. Катаются дети ____коньках____гладкому льду. Весело ребятам____зимнее время___на улице.Определи части речи в тексте, попробуй назвать тему урока. Тема: 2 Знакомство с темой:«Я хочу узнать…» 1.(к)морю, (в)поле, (на)полепобежал___класспобежал___класса2.Нарисуй маленький домик. Поставь стрелки в разных направлениях. Запиши предлоги, соответствующие стрелкам. Используй слова шёл и дом.3.Узнай дополнительно в учебнике Предлог-это_______ Складывай предлоги в корзину. 3 Подведение итогов Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед. +или - 4 Использование предлогов в словосочетании 1. Используй предлоги из корзины.Составляй словосочетания со словом стол.Например: на-стоял на столе,….2. Отметь своё задание!Выполни упражнения … Проверь, чтобы предлоги были записаны раздельно! 5 Использование предлогов в предложении Составь в группе историю о путешествии осеннего листочка так, чтобы в ней было как можно больше предлогов. Оцени работу своей группы. 6 Подведение итого Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед. Оценка.
Внеурочная деятельность Наши конкурсанты Мы любим танцевать Принимаем участие в школьных концертах Отмечаем Новый год. Проводим им веселые конкурсы. Поддерживаем и болеем за наших. Встречаем масленицу. Посещаем музеи и библиотеки. Урок мужества Кино и книга Дети и родители В гостях у Деда Мороза в Устюге. Спасибо за внимание!!!