Открытый урок литературы в 6 классе «Уроки французского – уроки доброты» (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)
Открытый урок литературы в 6 классе «Уроки французского – уроки доброты» (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)
Цели урока:
образовательные:
1) познакомить с биографической основой рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».
2) проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои
В. Распутина.
развивающие:
1) продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения.
2) развивать умение сжато излагать повествовательный текст
3) развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.
4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся
воспитательные:
1)подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
2)продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» (В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин – М., «Просвещение», 2010) – отрывок из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», электронная презентация, портрет писателя, «Дерево знаний», выставка рисунков «Моё представление о рассказе».Формы и методы:
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Индивидуальные задания
Составление кластера
Работа со словарем
Эвристическая беседа
Оформление доски:
1. Запись темы урока В.Г. Распутин «Уроки французского – уроки доброты».
2. Эпиграф к уроку:
Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.Д.С.Лихачев«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н. Толстой)
На доске записаны слова: нравственность, сочувствие, доброта, сострадание, чуткость, самоотдача, целеустремленность.Словарная работа:
Доброта -
Духовные ценности -
Духовная память –
Милосердие –
Сострадание -
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.1. Слово о писателе.
Урок начинается с краткого сообщения о писателе с использованием презентации. (подготовленный ученик)
Валентин Григорьевич Распутин родился в приангарской деревне в 1937 году. Он закончил Иркутский государственный университет , а затем стал работать журналистом. Известность приходит к писателю после опубликования его повести «Деньги для Марии». Затем была написана повесть «Последний срок » , «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар», каждая из которых становится значительным явлением в литературе наших дней. В.Г. Распутин удостоен Государственной премии. Он один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Бездумному, суетному существованию он противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе. Ключевые главные слова в его творчестве – совесть и память. Об этом все его произведения.
Беседа по вопросам:
Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем о писателе, о его творчестве.
Учитель: Какое время изображает в рассказе писатель? (Послевоенное время)
Учитель: Что вы знаете об этом времени? (Да, действительно, тяжелое время. Три года, как закончилась война, наступил долгожданный мир, но жизнь осталась тяжелой. Голод, разруха, скудный быт, искалеченные судьбы, дети-сироты, безногие инвалиды)Учитель: На это тяжелое время пришлись детские годы Распутина.
Работа с текстом.
А теперь с помощью «Дерева знаний» вспомним действующих лиц рассказа. На доске на «Дереве знаний» прикреплены листочки с цитатами-опорами из текста (учащиеся у доски отмечают, о ком идет речь).
« при ней я крепился…» - мать
« она входила, здоровалась…» - Лидия Михайловна
« суетливый…» - Тишкин
« правда и играл…» - Вадик
« я 20 лет работаю…» - Василий Андреевич
« шофер…» - дядя Ваня
« крикливая…» - тётя Надя
« следовал как тень…» - Птаха
Образ героя.
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Итак, содержание мы вспомнили, а теперь обсудим три аспекта или три основных момента рассказа. В первую очередь остановимся на образе героя, его душевном состоянии.
Учитель: Вспомните, как жилось мальчику в родительском доме? (Затея с “посевом” картошки)
Учитель: Как этот эпизод характеризует мальчика и раскрывает авторское отношение к нему? (Эпизод вызывает сначала улыбку, а потом горькое чувство. Рассказчик, уже взрослый человек, не смеется над странной затеей детей)Учитель: Только ли одному мальчику было трудно и голодно?
Учитель: Что мы узнаем о мальчике, читая первые страницы рассказа? В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Почему он оказался в райцентре? (Жажда знаний)
Учитель: Что значит признание мальчика: “Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы”? Какие испытания ожидали героя?
Учитель: Почему мальчик, бежавший за машиной после свидания с матерью, “опомнился и убежал”? (Ему было стыдно за свою слабость перед мамой, перед односельчанами, потому что он первый из родной деревни поехал дальше учиться, он должен оправдать надежды. Здесь проявляется гордость человека, умеющего преодолеть свою слабость)Учитель: Как жилось мальчику у знакомых в городе? (“Кто потаскивал.... не то что следить”). Как этот фрагмент характеризует мальчика? (Гордость, достоинство, благородство, деликатность)
Учитель: Почему герой рассказа стал играть в “чику”? Как относятся к игре Вадик и рассказчик? (Обратить внимание на пейзаж, словно знаменующий: «…Федька повёл меня за огороды, путь зарос крапивой с ядовитыми ягодами») Учитель: Почему Вадик и Птаха избивают мальчика?
Учитель: Как ведет себя герой во время избиения?
Учитель: Прочитайте по ролям (выразительно) разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему, по-вашему, эти описания автор поставил рядом? Чего добивается писатель? Как называется этот прием? (Антитеза)
Учитель: Почему рассказчик не сдержал слово, данное учительнице, и вернулся к игрокам?
Учитель: “И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех”. Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Как сама учительница объясняет это ученику?
Учитель: Как характеризует героя “поединок” с французским языком? (Трудолюбивый, упорный, хочет учиться, преодолевает трудности)
Учитель: Что главное в характере героя?
Образ учительницы
Беседа по вопросам, выразительное чтение.
Теперь речь пойдет о «необыкновенном человеке» – учительнице французского.
Учитель: Какой вы видите учительницу французского? (Описание портрета Лидии Михайловны. Какие черты являются определяющими?)Учитель: Как относится Лидия Михайловна к мальчику? ( К мальчику Лидия Михайловна относилась с пониманием и сочувствием, она ценила его целеустремлённость. В связи с этим учительница начала дополнительно заниматься с героем, рассчитывая дома подкормить его)Учитель: Почему затея с посылкой ей не удалась? (Учительница наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять «посылку»)Физминутка.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Мотивационный Пробуждение интереса, активизация коммуникационной и информационной деятельности учащихся,
постановка целей урока: целеполагание учащимися на основе личного и читательского опыта. Определение путей и средств достижения целей.
2. Актуализация знаний Сегодня мы с вами должны пройти рассказ Распутина «Уроки французского». Задумаемся над значением слова «пройти». Как можно «пройти»?
Давайте попробуем перенести все эти значения на пространство текста художественного произведения. Как мы сможем пройти произведение на каждом уровне?
Приложение 1.
На уроках литературы мы познакомились с биографией Валентина Григорьевича Распутина. Как полученная информация помогла нам в чтении рассказа?
Почему рассказ называют автобиографичным?
Тема рассказа?
В чем заключен сюжет? Можем двигаться дальше в «прохождении произведения»
Но все ли события были взяты писателем непосредственно из своей жизни? 1. Пройти мимо (видим драку, можно пройти мимо, мимо витрины магазина, только смотреть, не принимая участие)
2. Пройти сквозь (трудности, поучаствовать в чем-то, внести свою лепту, постигнуть суть происходящего)
3. Позволить чему-то пройти сквозь тебя (вода сквозь уголь: очищается, вода сквозь ткань – оставляет на ней следы, делает ее влажной)
1. Прочитать произведение, определить систему персонажей (перечислить героев, установить их место в развитии сюжета, дать им характеристику), установить время и место действия в произведении, пересказать сюжет
2. Выявить проблему рассказа. Для чего автор его написал? Что хотел нам рассказать, кроме перечисления фактов? постичь идею замысел: как нам пройти сквозь? Изучая текст, сравнивая, анализируя, выявить авторскую оценку и позицию
3. Через: прочувствовать произведение, найти в нем близкое себе, вынести урок для жизни
Рассказ отчасти автобиографичен: он повествует о скромном деревенском мальчике, который вырос в Сибири, на берегу Ангары, вынужденном уехать в районный центр, чтобы продолжить среднее образование. На новом месте, вдали от семьи, живя у чужих людей, он чувствует одиночество. Жизненные трудности помогает преодолеть учительница французского языка – Лидия Михайловна.
Жизнь школьников в послевоенное время.
Лидия Михайловна Молокова в одном из интервью: « Все было не так! И макароны я ему не передавала, и в "чику" и "замеряшки " не играла. Он был лишь одним из многих моих учеников. Так случилось, что Валя стал знаменитым писателем, но я не хочу отблесков его славы. Что же касается моего имени, трудно сказать, почему Валя выбрал именно его. С педагогикой я не дружила, но свой предмет знала отменно. Да и, чего греха таить, по молодости я заводной была, явно не стандартной, "неправильной" учительницей. А вот классный руководитель у Вали - Вера Андреевна Кириленко, женщина красивая и строгая, действительно умела работать, все делала правильно, строго по методикам. Мне удалось подружиться с детьми, хотя в то время это считалось непедагогичным...»
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
3. Постановка проблемы Почему же писатель включает в свой рассказ вымышленные события?
Задумаемся на названием произведения: «Уроки французского». Какие значения этого слова вы знаете?
Какое значение вкладывает в это слово автор? Пример какого еще значения мы можем встретить на страницах рассказа?
Кто преподает уроки мальчику?
Как вы представляете себе этих персонажей? Найдите в описании тети Нади оправдание ее действий. Осуждает ли ее мальчик?
Авторский замысел. Идея рассказа, главная мысль. (Индивидуальное задание)Урок значения слова (подобрать к каждому значению пример из текста)
УРО́К, -а, муж.1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт урок Урок математики. Урок литературы.
2. обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать, приготовить уроки. Сидеть за уроками. Выучить у.
3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. Уроки истории. Получить хороший урок. Это ему урок на будущее. Извлечь урок.
Прямое значение: школьная дисциплина и задания на дом. Уроки, которые получает мальчик от героев рассказа.
Работа с текстом, иллюстрации. Это окружение мальчика, помогает нам понять его состояние, положение(тоска по семье, голод, воровство и его оправдание). Мальчик не осуждает ее, понимает, что ей тоже тяжело, но взрослым не жалуется, так как сознает свою ответственность: матери не станет легче от его жалоб.
Мать: - Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это.Тетя Надя:- Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих.Ученики: Вадик и Птаха, Тишкин:- Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь.Урок четвёртый:- Будь принципиальным. Не льсти.Лидия Михайловна:
- Будь добрым и отзывчивым, люби людей.
Работа с текстом, иллюстрациями.
Здесь уместно привести слова из воспоминаний самого Распутина: "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
4. Осмысление
5. Индивидуальная работа учащихся
6. Рефлексия. -В чем состоит главный урок, преподанный учительницей?
-А самой Лидии Михайловне кто-то преподает урок?
-Как вы себе представляете этого персонажа?
-Охарактеризуйте его поступок. Мог он поступить иначе?
- Согласны ли вы с его решением? Как, по вашему мнению, должен поступать учитель? Руководитель?
-Что получает учительница за свои уроки? Справедливо ли это?
Составление схемы взаимодействия героев рассказа Урок доброты: благодаря ее помощи мальчик чувствовал, что он не один, она смогла не только помочь ему в трудном материальном положении, но и пожалела, не унизив его гордость.
Директор. Он отчитывает ее за игру на деньги с учеником и увольняет. Это принципиальный человек, проступок Лидии Михайловны в его глазах – это педагогическое преступление. Он поступает согласно букве закона.
Стоять над кем-то: значит, ощущать свою ответственность: перед подчиненными, учениками. Правда закона и человека расходятся.
Ее увольняют. Но это далеко не все. Распутин посвящает ей и другим учителям рассказ, вспоминает с теплотой и признательностью. Добро, сделанное тобой, возвращается.
«Приглашаем в библиотеку».
Ученики прочли рассказы о своих сверстниках. Школьной жизни и учителях. Своими впечатлениями они делятся с классом. Остальные учащиеся выбирают для чтения понравившийся рассказ.
Составление устного высказывания по опорным словам.
1. Чтение наизусть учеником «Не смейте забывать учителей»
Не смейте забывать учителей.Они о нас тревожатся и помнят,И в тишине задумавшихся комнатЖдут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.И сколько бы ни миновало лет,Слагается учительское счастьеИз наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:Под новый год не шлем им поздравлений,И в суете иль попросту из лениНе пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за намиИ радуются всякий раз за тех,Кто снова где-то выдержит экзаменНа мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.Пусть будет жизнь достойна их усилий.Учителями славится Россия,Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей.
2. Работа с текстом. Составить план к рассказу о герое и план произведения
В.Распутина.
План
Простой план Цитатный план
1. Описание мальчика 1. «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска…»
2. Драка 2. ««Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня»
3 Снова избили. 3. « Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль - уже не на молоко, а на хлеб.»4.Занятия французским языком. 4. « Я шел туда как на пытку.»5. Игра в «замеряшки» 5. «Что ж, давайте играть по – настоящему, Лидия Михайловна, если хотите.»6. Лидия Михайловна уехала. 6. « Раньше я яблоки видел только на картинках, но догадался, что это они.»
3. Инсценировка “Игра в пристенок”. (Домашнее задание заранее было дано группе учащихся). Анализ эпизода.
Учитель: Почему Лидия Михайловна решилась на игру в “замеряшки” со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало ее во время игры?
Учитель: Почему Лидия Михайловна прислала вторую посылку? (Посылка явилась подтверждением добрых чувств Лидии Михайловны к мальчику и уверенности в своей правоте)
Учитель: Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы)
Вывод: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учеником на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.
Обратить внимание на приёмы. Антитеза: образ директора (сух, резок, чёрств; формализм) – образ Лидии Михайловны.
4. «Воспитание чувств» в рассказе.
Слушаем отрывок из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»
Учитель: В.Г. Распутин как-то сказал: « Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, – это, прежде всего, воспитание чувств. И, прежде всего, доброты, чистоты, благородства».
Какие чувства воспитывает рассказ « Уроки французского»? (Доброту, сострадание – обратить внимание на слова на доске. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, мир доверия, любви, участия)Учитель: Воспитание чувств писатель проводит через образ учительницы, хотя её игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. Как можно оценить поступок Лидии Михайловны? Выскажите свое мнение. (С одной стороны, это непедагогично, с другой стороны, игра с учеником на деньги была единственной возможностью помочь мальчику)
Учитель: Почему рассказ назван «Уроки французского»? (Лидия Михайловна выступает в рассказе не столько учителем французского, сколько старшим другом, она сумела дать самый важный жизненный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована) Для кого был написан рассказ? (И для взрослых, и для детей) Кому посвящён? (Учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга А.В. Вампилова)
Учитель: К рассказу было сделано много иллюстраций. Такими художниками, как В. Гильдяев, А. Шпирко, Ю. Тризна. Также по рассказу был снят художественный фильм. Ребята, к сегодняшнему уроку вы попытались передать своё видение событий в рассказе с помощью РИСУНКОВ. Что вы можете сказать о своём рисунке? Почему именно этот эпизод выбрали для иллюстрирования?
Учитель: Чему научились вы на этих уроках? (Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности, нравственности) Что такое нравственность? Уточним значение этих слов с помощью толкового словаря. (По Ожегову - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами)
Доброта – вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание окружающих людей.
Творчество Валентина Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют нравственные ценности, неповторимые характеры, что помогает юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека, нужно ее беречь.
Учитель: Приходилось ли вам встречать в жизни людей, которые также самоотверженно и бескорыстно делали добро? (Ответы детей). Совершаете ли вы сами добрые поступки? Например?
Учитель: Наверное, люди, которые совершают добрые поступки, запоминаются надолго. (Обращается внимание на эпиграф к уроку, комментируются слова Д.С.Лихачева.)
Учитель: Ведь высшее назначение человека - служение доброте.
5. Вывод:. Я надеюсь, что доброта и сострадание всегда будут в вашей жизни и вы всегда придете на помощь друг другу в любую минуту и тому, кому ваша помощь понадобится, вашему ближнему.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Домашнее задание:
1. Смысл названия рассказа «Уроки французского».
2. Написать сочинение-эссе «Встречались ли вам люди, похожие на Лидию Михайловну».
3. «Чем для меня интересен рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»?
Рефлексия
- Сегодняшний урок был посвящен
- Нашей основной задачей было:
- Автор учит нас тому, что
-тСегодня на уроке я понял, что
- Мне захотелось прочесть…
- После сегодняшнего урока я обязательно сделаю…
Оценивание
Приложение 1.