Сценарий досуга на знатока народных сказок

МБДОУ «Детский сад № 28 «Ветерок»







Литературный досуг



«Народных сказок хоровод»



Воспитатель 1 кв.к.: Позднышева О.А.








ГО «Город Лесной»

Литературный досуг «Народных сказок хоровод»

Программное содержание. Обучающие задачи:  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. 2. Учить узнавать сказку по ее элементам (герой, реплика, атрибут, загадка). 3.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования. Развивающие задачи:  1. Развивать долговременную память на основе припоминания сюжета сказки, порядка появления героев. 2. Развивать умение действовать по поэтапной инструкции. 3. Развивать монологическую речь, воображение, фантазию, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Воспитывающая задача:  Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству. Оздоровительная задача: Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутка, пальчиковая гимнастика).
Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, самостоятельный.
Приемы:  Просмотр викторины, художественное слово (загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа:  Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Индивидуальная работа: Помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки. На протяжении занятия вопросами активизировать речь Тимофея К. и Саши П.
Материал: Игрушки для загадок, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), презентация
Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, ноутбук, диск с викториной по русским сказкам, столы, стульчики.













Ход:

 слайд 2

Звучит негромкая музыка. «В гостях у сказки» ФОНОГРАММА
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам
Стучится,
Скажем гостю: «Заходи! »
Воспитатель. Ребята, Любите ли вы читать сказки? Да. Любим. Очень любим. Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она? Д/И с клубком Дети. Сказка бывает..(волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.) Воспитатель. Вы совершенно правы. Все эти слова о сказке, она бывает разная, но самое главное сказка обязательно нас учит. Помните, как говорят в народе –
Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
Чему может научить сказка? Д/И с клубком
Дети. Уважать старших. Слушаться родителей. Помогать слабым. Дружить. Любить родину.
Воспитатель.  Согласна с вами. Сказка учитель жизни. А хотите послушать новую сказку?
Дети. Да. Воспитатель. Тогда, Сергей, неси нашу книгу сказок.
Дети - удивляются, что не могут найти книгу
Воспитатель. Где же наша большая книга сказок? Куда она подевались? Чьи это проделки?

Слайд 3
Дети.  Слышат злобный смех ФОНОГРАММА+ конверт
Баба Яга
Ваши книжки я взяла
Их в избушку отнесла
Рассердилась на весь свет
Больше сказок в мире нет
Сказки дети не читают
И героев всех не знают
Чудеса вам ни к чему
Книги я себе беру.
Коль захотите книги вернуть
Отправиться придётся в трудный путь
Ну что попробовать хотите?
Тогда заданье получите. Воспитатель. Ребята, опять Баба Яга проказничает
Дети встают в круг
В круг скорее становитесь
Крепко за руки  держитесь
Раз, два, три, четыре, пять
Сказки будем выручать.
Воспитатель. Баба Яга считает, что вы не знаете сказок. Предлагаю вспомнить все сказки и перечислить их.
Пальчиковая игра « Посчитаем сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать, Будем сказки называть Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок. Есть Снегурочка – краса, Три медведя, Волк – Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель. Ну, наверное, Баба Яга удивится, как много героев русских народных сказок нам знакомы.
Итак, испытание первое - Баба Яга прислала отрывки из сказок, в которых отсутствуют некоторые слова. Мы с вами прочитали и прослушали столько сказок. Что без труда найдём потерянные слова.
Ну, тогда я начну, а вы продолжайте.
1)Жили-были семь ребят-
Белых маленьких(козлят).
Мама их любила
Молочком(поила).
Тут зубами щёлк да щёлк.
Появился серый(волк).
Шкуру белую надел,
Нежным голосом(запел).
Как коза, запел тот зверь:
-Отоприте, детки(дверь).
Ваша матушка пришла,
Молочко вам(принесла).
Мы ответим без подсказки,
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки:
«..и..». (Волк и семеро козлят).
Воспитатель. Ай-да, молодцы! Это русские народные сказки, наши любимые сказки. Почему их называют народными?  Дети Эти сказки сочинил русский народ. Воспитатель. Верно. Баба Яга приглашает в путешествие по русским народным сказкам. Но это путешествие не простое, а значит, будет много испытаний. Как думаете, мы справимся?
(рассуждения детей)
Воспитатель. Я в вас верю, мы конечно же преодолеем все преграды и вернём нашу книгу, потому что мы дружные и знаем много сказок Итак, отправляемся друзья. В чудо сказку – вы и я. Здесь экран волшебный есть, Сказок тут не перечесть! (Викторина на компьютере «Русские народные сказки»)

Слайд№4-8

Воспитатель. Ну, вот и с этим испытанием тоже справились. Только глазки наши немного устали Давайте отдохнём
Гимнастика для глаз. Открываем глазки – раз, А зажмуриваем – два. Раз, два, три, четыре, Раскрываем глазки шире А теперь опять сомкнули, Наши глазки отдохнули.
Воспитатель Следующее испытание «Узнай героя сказки»
Вокруг нас и там и тут Сказки разные живут. На экране есть загадки Отгадайте без подсказки Называйте, посмелей Этих сказочных друзей! (загадывает загадки, я дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1. Красна девица грустна, Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка. Снегурочка слайд 9 2. В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая? Баба-Яга слайд10 3. У Аленушки-сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят Далеко они глядят Гуси-лебеди слайд11
4. Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей. Сделался милой, красивой, пригожей? Царевна лягушка слайд 12 5. Жили-были семь ребят Белых маленьких козлят. Проник обманом серый в дом. Коза потом его нашла, Перехитрить его смогла. И всех детей своих спасла. Козлята слайд13 Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали
В круг вставайте дружно, Поиграть нам нужно!
Динамическая пауза:
народная игра « Бабка Ёжка»
Воспитатель.  Был Кощей вчера в гостях Что наделал, просто - Ах! Все картинки перепутал Сказки все мои он спутал Пазлы вы должны собрать Сказку русскую назвать! (Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее. Сказки: Гуси-лебеди, крошечка -хаврошечка
Воспитатель в это время читает стих: Трудно сказочку сложить, Но не надо нам тужить - Дружно, смело и умело Возьмёмся с вами мы за дело!
Дети собирают пазлы – называют сказку.

Воспитатель. Рано ребята мы с вами обрадовались – Кощей не только иллюстрации испортил, но и строчки сказок перепутал. Сейчас я вам прочту отрывки из сказок, а вы без труда их назовите повстречавшиеся сказки.
“... Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”.Потяжелел хвост,стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку...”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)
“... Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит : “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого и я снова стану братцем...”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка – хаврошечка”)

“... Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает : “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка...”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).
Воспитатель.
Молодцы! Сложить сумели! Проделки Кощея мы преодолели!
Воспитатель. Ну и наконец, последнее испытание Бабы Яги, но я уверена, что и с ним вы тоже справитесь. У каждого сказочного героя в сказке есть свои слова, которые он часто повторяет. Ваша задача узнать героя по реплике. Готовы?
Д\И Угадайте героя по реплике»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- «высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)Слайд14
- «ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)Слайд15
- «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. » («Лисичка со скалочкой»)Слайд16
- «эта простая ложка Петина, а эта не простая точёная, ручка золочёная (Жихарка «Жихарка»)Слайд17
- «сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок.» (Братец Иванушка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)Слайд18
Воспитатель. Ребята мы справились со всеми испытаниями. И вот от Бабы Яги записка.
Ай да детки – молодцы
Радуюсь я от души.
Много сказок знаете
Видно, что читаете.
Книгу, ребята, конечно верну,
Но не одну – с ней подарок дарю.
Сказки новые читайте
Про Ягу не забывайте
Будете сказки слушать
Да конфетки кушать
Воспитатель. Вот это чудо. Баба Яга подобрела. Это ваши знания сказок её изменили. Она не только вернула нам сказки, но и подарила медали Знатоки сказок и кулёчек конфет.



2)Маша в коробе сидит,
Далеко она(глядит).
Кто несёт её, ответь,
Быстрыми шагами?
А несёт её(медведь)
Вместе с пирогами.
Путь не близкий,
Дальний путь.
Хочет Миша(отдохнуть).
Только Маша не даёт
На пенёк присесть
И румяный пирожок
По дороге(съесть).
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка,
Это «. и..». («Маша и медведь) - русская народная сказка