План-конспект урока в 5 классеРабота над ошибками контрольного диктанта
Тема урока.Работа над ошибками
Цели: развивать навык анализа ошибок в диктанте; совершенствовать языковые и орфографические умения; прививать критическое отношение к своим работам, умение признавать ошибки.
Оборудование: раздаточный материал
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня у нас на урок работы над ошибками. С ней мы встречаемся довольно часто. Работаем над ошибками, которые допустили в классных и домашних работах, в диктантах, изложениях и сочинениях.А нужна ли нам работа над ошибками? Может быть, можно обойтись и без нее.Ответы учащихся о том, что работа над ошибками необходима, так как она способствует развитию грамотности, помогает повторить изученный ранее материал.
2. Постановка целей и задач урока
Учитель: И прежде чем, приступить к этой нужной для нас работе, проведем орфографическую разминку (по принципу “четвертое лишнее”):
Выпишите слово с приставкой при: преступник, препятствие, преодоление, прикосновение.2. Слово с пре: природа, причина, преграда, пример.3. Слово с нн в суффиксе: брошенный, соленый, вареный, печеный.4. Слово с чередующейся гласной и в корне: расстелить, упирается, вытереть, подберу.5. Слово с безударной гласной, проверяемой ударением: прибой, бревна, разбиваются, отходят.6. Слово с проверяемой гласной в корне: водоросли, горизонт, затишье, волны.
.3. Учитель: Ребята, вы, вероятно, вспомнили, что некоторые из этих слов взяты из последнего диктанта. Может быть, даже кто-то из вас ошибся при их написании. Но прежде, чем анализировать свои ошибки, давайте поучимся на чужих. Перед вами текст. В чем его особенность?
ДИКТАНТ. Утро в лесу.
Мы в горах. Высокие стройные сосны окружили нас со всех сторон, образуя уходящий в даль коредор. Капельки росы блистят на тонких проводах паутины ведущих вглубь леса.
Мы почти не дыша пробераемся в глубь боясь нарушить тишину. Кругом так красиво, что все с восторгом смотрят по сторонам. В низу поблескивает озеро, окруженное соснами. В верху зеленеет и пистреет цветами луг.
Далеко за лугом виднеется река, на берегу ростут ракиты и ивы, некоторые из них склонились на бок. Река течет с начала тонким ручейком, а потом в низу становится все полноводнее
4.Письмо по памяти : «Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову\ Чудо видят наяву»
5. Анализ контрольной работы
Учитель: Теперь сделаем работу над ошибками, помня наш алгоритм:
1. Пишу правильно.2. Объясняю.3. Подтверждаю примерами.
Ошибки у доски объясняют ученики-консультанты, а те, кто затрудняются, сверяют свою запись с полученной на доске.
6. Объяснительный диктант
БОБРЫ-СТРОИТЕЛИ
Бобры — умные животные с ценным мехом. Они ведут полуводный образ жизни и расселяются по берегам глубокой речки. Быструю, но мелкую речку они беспримерным искусством превращают в глубокую. Бобры строят прекрасные плотины, которые являются чудесными преградами для весенней воды. Если рядом не растут подходящие для постройки плотины деревья, то бобры легко преодолевают это препятствие. Они ищут нужные деревья в верховьях реки, перегрызают их стволы и сплавляют деревья по течению. Один из бобров пригоняет их к месту постройки. Промежутки между деревьями животные заполняют землей, илом и тиной. Вода и ветер приносят семена прибрежных растений. Плотина очень скоро зарастает зеленью. Когда плотина готова, бобры приступают к основательной постройке своего жилья.
(Из журнала «Юный натуралист»)
Подводится итог урока.
Учащиеся зачитывают свои работы.
Учитель: О чем мы вспомнили и чему научились на нашем уроке? (Учились анализировать свои и чужие ошибки, делали работу над ошибками)
IV. Итог урока
• Что нужно делать, чтобы не допускать ошибок?
V. Домашнее задание
Выписать по два слова на каждую часть речи.Сформулировать правило.Нарисовать город «Морфологию»