Работа над ошибками. Тестирование. Лексика.


Тема урока: Работа над ошибками. Тестирование. Лексика.
Цель урока:
1. Формирование умения владеть языковыми знаниями по русскому языку в разных видах речевой деятельности, повторить, обобщить и закрепить знания по лексике и фразеологии; совершенствовать навыки работы с лингвистическими словарями
2. Расширение представления учащихся об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения посредством русского языка.
3. Развитие основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний;
Оборудование, наглядность, ТСО:
Толковый словарь – 1 экземпляр на 4 уч-ся
Этимологический словарь – 1 экземпляр на 4 уч-ся
Словарь иностранных слов – 1 экземпляр на 4 уч-ся
Словарь синонимов – 1 экземпляр на 4 уч-ся
Этапы и структура урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Приветствие учащихся. Психологический настрой (минутка тишины).
Оформление тетради (число, классная работа).
— Какая погода сегодня за окном?
— Какое настроение она навевает на вас?
— Очень хотелось бы, чтобы хорошее настроение сопутствовало вам на протяжении всего урока.
2. Чистописание
Учитель: Сегодня мы будем писать буквы Сс сочетаниях с гласными буквами: осо ися асса
- Продолжите строку, соблюдая закономерность.
Охарактеризуйте звуки [с, с'].
3. Словарная работа.
Посмотрите, как озадачены наши герои. Действительно, на этом острове есть чему удивляться. Чтобы вас получше приняли местные жители, ответьте на наши вопросы.
Посетите вместе с попугаем комнату смеха. О чем Жора разговаривает с Гребнем?
Что рассматривают Вася и кот? Почему эти портреты висят в галерее?
Почему этот симпатичный персонаж (вверху справа), спешащий на пляж, бежит с таким плакатом?
Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает,
Людей, животных, вещи называет, -
Хранит надежно наших знаний клад.
Все наши мысли, опыт и мечты
Несет из поколенья в поколенье,
И в нем литературные творенья
Находят свой источник красоты.
(П. Чесноков.)
Проведем эксперимент. Сколько приблизительно слов вы знаете? Для этого возьмите любой толковый словарь, откройте в нем страницу с буквой п, л или м. Посчитайте, сколько слов, помещенных на этой странице, вы знаете и свободно употребляете. Потом пусть каждый умножит полученное количество слов на число страниц в словаре. Сравните полученные результаты.
Словарный запас современного образованного человека составляет примерно 10 000—30 000 слов.
4. Актуализация знаний.
Беседа по вопросам.
- Что изучает лексика? (Словарный состав языка.)
- Каково общее деление слов по значению? (Однозначные и многозначные.)
- Какие группы слов вам известны? Дайте определения этим группам, приведите примеры.
(Синонимы - слова, сходные, близкие по значению: красный-алый, будто-словно.)
(Антонимы – слова, противоположные по значению: север-юг, далекий-близкий.)
(Омонимы - слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение: брак, гриф, мешать, бор, кисть.)(Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: замок-замок, мука-мука, парить-парить.) (Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение: бить баклуши - бездельничать, сломя голову - быстро.)
5. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим всё, что изучили о лексике.
Чему бы хотели научиться на уроке?
6. Физкультминутка
7. Работа по теме урока.
1 задание для учащихся:
Зная лексическое значение слова, т.е. его толкование, мы можем угадать само слово:
1) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац)
2) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
3) Сосуд, предохраняющий помещённый в него продукт от нагревания или охлаждения. (Термос)
2 задание:
Кто даст полную и точную информацию о словах: труд, смелость, Родина.
3 человека находят в словаре информацию о лексическом значении слов, после чего сравниваем.
Понятная речь – точная. Знание лексического значения поможет точно употребить слово в устной или письменной речи в соответствии с его значением.
3 задание:
Точно ли я употребила слова в следующих предложениях или есть замечания?
Исправьте ошибки, обоснуйте свой ответ.
а) Петя ушиб колено ноги.
б) Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
в) Гостям вручили памятные сувениры.
г) Собрание будет в декабре месяце.
Сколько значений может иметь слово? Как называются слова, имеющие только одно значение?
(Однозначные слова)
Приведите примеры однозначных слов.
Только ли однозначные слова есть в русском языке? Приведите примеры многозначных слов.
Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чём- либо сходные между собой. Строить предложения нужно так, чтобы было ясно, в каком значении данное слово употребляем.
Часто в произведении автор употребляет обычное слово, помещая его в непривычное языковое соседство, и тогда вырастает новый образ, происходит перенос значения.
4 задание:
Что такое прямое и переносное значение слова?
Устно выполним упражнение №1 (см. приложение) . Прочитайте стихотворение и приведите примеры слов, употребленных в переносном значении.
Письменно выполним упражнения №2,№3 (см. приложение) 5 задание:
Замените главное слово в словосочетании так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.
Железный гвоздь, колючий ёж, стальная балка, золотые часы, бархатное платье,сладкий пирог, чёрная шаль.
6 задание:
Мир – планета Земля, отдельная часть Вселенной.
Мир – согласие, отсутствие вражды, войны, ссоры.
Пример какого языкового явления я привела? (Омонимия)
Чем отличаются омонимы от многозначных слов?
Задание на доске: Замените в каждом словосочетании зависимое слово так, чтобы главное стало омонимом: гибкий лук, водопроводный кран, вкусные лисички, ржавый ключ, песчаная коса.
7 задание:
Большинство слов в русском языке, как и большинство людей, живут не в одиночку, а семьями. И как членов одной семьи при всей их непохожести друг на друга что-то объединяет, так и синонимы, отличаясь друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, всё же обозначают примерно одно и то же.
Письменно выполним упражнение №4 (см. приложения).Задание на доске:
Расставьте синонимы в порядке возрастания признака:
1 вариант: Враг: жесткий, жестокий, злой, безжалостный, лютый.
2 вариант: Поступок: бестактный, обидный, резкий, грубый, оскорбительный.
Определения не только называют признак, но и дают яркое представление о предмете.
Чтобы подтвердить данное высказывание, выполним упражнение №5 (см. приложение) Кроме омонимов и синонимов нам известны антонимы. Дайте определение антонимам.
8 задание: Подобрать к данному слову антоним и синоним.
Грусть (тоска, радость) Жара (зной, холод)
Мрак (темнота, свет) Ложь (вымысел, правда)
Близко (рядом, далеко) Работать (трудиться, бездельничать)
Храбрец (смельчак, трус) Итак, мы повторили все языковые явления, изученные ранее в теме “Лексика”, они помогают сделать нашу речь богатой, разнообразной, понятной для собеседника, точной.
Итоговое упражнение №6 (см. приложение) выполнить в соответствии с заданием.
8. Домашнее задание.
Придумать и оформить задание – карточку по теме «Лексика»
9. Рефлексия
Какие открытия вы сделали на уроке? Чему научились?

Приложения к уроку
Упражнение №1.
Я проснулся по утру.
Пляшет Солнце на ветру.
Веселятся все поля без меня.
И резвятся тополя без меня.
И смеется вся земля,
И шмели снуют, звеня.
Все на свете без меня, без меня.
И я тогда вскочил,
Башмаки скорей схватил.
Мне Ветер, Ветер, Ветер
Сказал, куда идти.
И мой хороший Ветер
Играл со мной в пути.
Э. МошковскаяУпражнение №2.
Выпишите из текста слова, употребленные в переносном значении.
Возле леса, на горе, дремал с закрытыми ставнями старый деревянный дом; мох и дикая трава покрывали его крышу, кудрявые яблони разрослись перед его окнами; лес, обнимая своей тенью, бросал на него дикую мрачность; ореховая роща стлалась у подножия
его и скатывалась к пруду.
Н.В.Гоголь Упражнение №3.
Замените подлежащее так, чтобы глагол- сказуемое приобрел переносное значение.
Собака воет. Птица поет. Дети играют. Малыш улыбается. Гаснет свеча. Девочки шепчутся. Мама спит.
Упражнение №4.
Замените в предложениях все слова (кроме служебных) синонимами и запишите в исправленном виде.

Доктор прописал пациенту инъекции.
Разъяренная вьюга замела тропинки.
Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

Упражнение №5.
Подберите к слову такое определение, чтобы оно не только называло признак, но и давало яркое представление о предмете.
Береза высокая- Вьюга январская-
Трава зеленая- Туча грозовая-
Упражнение №6.
Особенно хорошо в беседке в тихие осенние дни, когда в саду шумит вполголоса неторопливый и отвесный дождь. Прохладный воздух едва качает язычок свечи. На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья.
Задание к тексту:
1. Дать толкование слов: беседка, туман, сад. 2. Найти однозначное и многозначное слово.
3. Определите, какие слова употреблены в переносном значении. 4. Составьте словосочетание со словом язычок.
Тест по теме "Лексика". Ф.И. _______________________________________ класс ___
1. Укажите прямое значение слова.
"Удар" "Брякнуть"
1. Тяжелое потрясение 1.Сказагь необдуманно
2. Толчок 2. Издать стук при ударе
2. Укажите прямое значение слова.
"Разбить" "Закат"
1. Расколоть на куски 1. Освещение неба при заходе
солнца;
2. Уничтожить 2. Конец чего-либо
3. Укажите переносное значение слова
"Влететь" "Загореться"
1. На лету попасть куда-нибудь 1. Начать гореть
2. Быстро войди, вбежать 2. Оказаться охваченным
внезапным и сильным чувством
4. Укажите переносное значение слова.
"Тёплый" "Море"
1. Слегка нагретый 1. Часть океана
2. Сердечный, ласковый 2. Обширное пространство чего-либо
5. В каком словосочетании выделенные слова употреблены в переносном значении?
1. Снежный ковер 1. Сухое белье
2. Персидский ковер 2. Сухой пересказ
3. Волчий след 3. Копна волос
4. Волчий аппетит 4. Копна сена

6. Какое словосочетание лишнее в данном ряду (учитывая значение зависимого слова?)
1. Широкая улица 1. Острая игла
2. Золотой характер 2. Темная ночь
3. Стальной нож 3. Сладкий сон
4. Кудрявые волосы 4. Высокий дом
5. Ледяная глыба 5. Глубокий колодец
7. Какие слова не являются синонимами?
1. Погасить- потушить 1. Мокрый – сырой
2. Лелеять-нежить 2. Уют-радость
3. Бесхитростный - незатейливый 3. Заранее - загодя
4. Целый - цельный 4. Градусник - термометр
5. Солидный - видный 5. Винтовой - спиральный

8. Дополните данный ряд хотя бы одним синонимом.
смелый, ________ разговаривать, ______________
храбрый_______ говорить, ___________________
отважный, _______ беседовать,__________________
мужественный, _____________ толковать___________________

9. Отметьте антонимические пары в данном ряду.
1. Горечь-сладкое 1. Подъем - спускаться
2. Свой - чужак 2. Мягко - жестко
3. Вместе - врозь 3. Трудиться - лень
4. Густо - пусто 4. Горе - счастливый
5. Больной-здоровье 5. Утренний - вечер
10. Какие слова не являются антонимами?
1. Враг-друг 1. истинный - ложный
2. Лживый - правда 2. Светлый - темный
3.Закат - рассвет 3. грязный - чистота
4. Увеличивать - уменьшать 4. Рождение – смерть
5. Рано - поздно 5. Вредно - полезно
11. К какому слову нельзя подобрать антоним?
1. Победа 1. Бодрый
2. Наличие 2. Можно
3. Светлый 3. Внутри
4. розовый 4. Отбавить
5. постоянный 5. Батон
12. Закончите предложения:
1. Все слова языка образуют его _______________________
2. То, что обозначает слово, является его ________________
3. Запас слов и выражений человека называется _______________
4. В толковых словарях разъясняются _____________________

13. Укажите слово с орфографической ошибкой.
1. Леньтяй 1. Нянька
2. Вскользь 2. Няньчить
3. Тоньше 3. Кольчуга
4. Свадьба 4. Меньше
5. Молотьба 5. Возьмем
14. Замените фразеологизмы синонимами:
Водить за нос-
Засучив рукава-
С одним из фразеологизмов составьте предложение
_____________________________________________________________________________
15. «Угадай слово» по его значению:
Жёлтый с красноватым оттенком- ___________________
Знаки для обозначения звуков- ______________________
Часть слова без окончания- _________________________